Библиографическое описание:

Нагиева Л. Н. Борьба за демократизацию образования в начале ХХ века [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 19-22.

В данной статье описывается развитие в Азербайджане педагогического движения в начале ХХ века и содержит информацию о том, что в конце девятнадцатого века и в начале двадцатого века социально-политическая ситуация в России породило возрождение и ренессанса в Азербайджане. Основанной на демократической основе национальными просветителями (А.Бакиханов, Г.Зардаби, М. Ф. Ахундов, М. Т. Сидги и т. д.) национально-педагогическая мысль вступила на новую эпоху развития. Формировался педагогов нового поколения (Ф.Кочерли, Р,Афандиев, Н.Нариманов, Н.Вазиров, С. М. Ганизаде, М.Махмудбеков и т.д) с новыми идеями, с новыми мыслями, с новыми мировоззрениями. Они были выпускниками Горийской Учительской семинарии. Создание новых школ, обучение родному языку, создание национальной учебной программы и детской литературы, защиты прав женщин и свобод, нравственного развития нации была основы их деятельности. за годы советской власти в Азербайджане демократических просветителей делили на два фронта-сторонники «Молла Насреддин» и членов «Фузуат» и не правильно интерпретировали их идею и концепцию о развитии народа, прогресса нации. Направления развития России в прошлом, указанной различными западистами и славянистами были представлены в искаженном виде. Тем не менее, на основе анализа их деятельности A. И. Гертсен говорил, что мы не то же самое, у нас разная любовь. Мы как двуглавые орлы смотрим в разные стороны, но сердце бьет одинаковое. И те, и другие члены фракции одинаково любили русского народа, но видели его развитию по разному. К сторонникам «Молла Насреддин» и членов «Фузуат» и должны рассматриваться в том же положении. Опубликованные в начале ХХ века, «Восток-России» (1903–1906), «Жизнь» (1905–1906), «Иршад» (1905–1908), «Эволюция» (1906–1907), «Новая жизнь» (1907–1908), «Прогресс» (1908–1909), «Седа» (1909–1911), «Икбал» (1912–1915), «Откровенная слова» (1915–1918), «Путеводитель» (1906), «Молла Насреддин» (1906–1931), «Дабистан» (1906–1908), «Фюзат» (1906–1908), «Новый фюзат» (1911), «Школа» (1917), «Свет» (1912), «Жизненности» (1912–1916) национальные газеты и журналы находятся на переднем крае борьбы просветителей за демократизацию образования, обеспечивали новый уровень педагогическое движение и новое направление. В начале ХХ века библиотеки и читальные залы сыграли значительная роль для формирования образовательной среды. Повышение уровня образования, формирования национального самосознания, формирования политического мировоззрения народа библиотеки, читальные залы, дома людей, клубы, новосозданные школы дали толчки. ВначалеХХвекавБакубыло 4 библиотека.

Development of pedagogical movement in Azerbaijan in the early twentieth century

This article describes the development in Azerbaijan pedagogical movement in the early twentieth century, and contains information about that in the late nineteenth century and early twentieth- century social and political situation in Russia led to the revival and renaissance in Azerbaijan. Based on a democratic basis by national educators (A.Bakihanov, G.Zardabi, MFAkhundov, MTSidgi, etc.) of the national pedagogical thought has entered a new era of development. Formed a new generation of teachers (F.Kocherli, P.Afandi, N.Narimanov, N.Vazirov, S. M. Ganizade, M.Mahmudbekov, etc.) with new ideas, new thoughts, new outlooks. They were graduates of Gori Teachers' Seminary. The creation of new schools, teaching of the mother tongue, the creation of the national curriculum and children's literature, women's rights and freedoms, the moral development of the nation has been the foundation of their activity. During the years of Soviet power in Azerbaijan democratic educators were divided into two fronts, advocates of «Molla Nasreddin» and members of «Fuzuat» and did not correctly interpret their idea and concept of the development of a people, a nation's progress. Trends of Russia in the past, given the different presented in a distorted way. Nevertheless, on the basis of their activities A. I. Gertsen said that we are not the same, we have different love. Headed eagles as we look in different directions, but my heart beats the same. Both and other members of the same faction loved the Russian people, but saw its development in different ways. Supporters to «Molla Nasreddin» and members of «Fuzuat» and should be treated in the same position. Published in the early twentieth century, the «East- Russia» (1903–1906), «Life» (1905–1906), «Irshad» (1905–1908), «Evolution» (1906–1907), «New Life» (1907–1908), «Progress» (1908–1909), «Seda» (1909–1911), «Iqbal» (1912–1915), «The frank word» (1915–1918), the «Guide» (1906), «Molla Nasreddin» (1906–1931), «Dabistan» (1906–1908), «Fyuzat» (1906–1908), «New fyuzat» (1911), «School» (1917), «The Light " (1912), «Vitality» (1912–1916) national newspapers and magazines are at the forefront of the fight Enlightenment for the democratization of education, provide a new level of pedagogical movement and a new direction. At the beginning of the twentieth century, libraries and reading rooms played a role in the learning environment. Higher education, formation of national identity, the formation of people's political outlook libraries, reading rooms, people's homes, clubs, schools were given the newly created tremors. At the beginning of the twentieth century in Baku was 4 library.

В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века социально-политические условия в России породило новое возрождение и ренессанса в Азербайджане. Основанной на демократической основе национальными просветителями (А.Бакиханов, Г.Зардаби, М. Ф. Ахундов, М. Т. Сидги и т. д.) национально-педагогическая мысль вступила на новую эпоху развития. Формировался педагогов нового поколения (Ф.Кочерли, Р.Афандиев, Н.Нариманов, Н.Вазиров, С. М. Ганизаде, М.Махмудбеков и т.д) с новыми идеями, с новыми мыслями, с новыми мировоззрениями. Они были выпускниками Горийской Учительской семинарии. Создание новых школ, обучение родному языку, создание национальной учебной программы и детской литературы, защиты прав и свобод женщин, нравственного развития нации была основы их деятельности. Профессор А.Агаев высоко оценивая их работу пишет: «Для создания и формирования новых патриотических просветителей они долго и упорно потрудились» [1, 15]. В начале ХХ века начавший свою деятельность в новый отряд вступили Абдулла Тофик Сур, Сулейман Сани Ахундов, Абдулла Шаиг, Ф.Агазаде, Али Рагиб (Агали Гасымов), Узеир Гаджибеков и многие другие. В начале ХХ века был период очень сложный и противоречивый. Ученые литераторы, охарактеризовав этот период, писали: «в мире культуры сталкивались два непримиримых полюсов общества: одним из них являлся идеология выражающий царской колониальной политики, феодальной и буржуазной идеологии и религиозной мировоззрения, второе вдохновленных революционными идеями рабочих и свободы народа прогрессивных демократических интеллигенций» [2, 366]. На первый взгляд, это утверждение, кажется, носит ненаучный характер. Таким образом, за годы советской власти в Азербайджане демократических просветителей делили на два фронта-сторонники «Молла Насреддин» и членов «Фузуат» и не правильно интерпретировали их идею и концепцию о развитии народа, прогресса нации. Направления развития России в прошлом, указанной различными западистами и славянистами были представлены в искаженном виде. Тем не менее, на основе анализа их деятельности A. И. Гертсен говорил, что мы не то же самое, у нас разная любовь. Мы как двуглавые орлы смотрим в разные стороны, но сердце бьет одинаковое. И те, и другие члены фракции одинаково любили русского народа, но видели его развитию по разному. К сторонникам «Молла Насреддин» и членов «Фузуат» и должны рассматриваться в том же положении. В начале ХХ века, более серьезной озабоченностью Азербайджанских просветителей по педагогическим проблемам заключались в следующем: 1) на ряду с религиозными науками в школах преподавание светских наук, 2) создание школ нового образца, 3) иметь в новых школах преподавательский состав с национальной ориентацией 4) проведение обучения на родном языке; 5) Национализация содержания образование; 6) применение новых методов обучения в педагогическом процессе; 7) создание учебников и детской литературы с национальными оттенками; 8) предпочтения к национальным вопросам при воспитании школьников. Предпочтение отдаем, к каким наукам? Такая дискуссия стала предметом обсуждения в течение длительного времени. Одной из самых важных проблем обсуждаемых Азербайджанскими просветителями в начале ХХ века стала преподавания светских наук. Социально-педагогическое движения в России имела сильное влияние в Азербайджане. Общественно-политическая борьба народа сделала возможным создание новых учебных заведений и школ, расширение возможностей получения образования на родном языке, получение бесплатного образование, проложил, путь для общественности выдвигать требования и получение образования повлияло на оживление национального движения. Обучение на родном языке являлся вопросом о существовании, независимости и свободы народа. Основанного в конце девятнадцатого века и начале двадцатого века А.Бакихановым, М. Ш. Вазех, М.ФАхундовым, М.Казимбеком, И.Гутгашинлы образовательного движения повлияла на все слои общественного мнения, являлся основанием формирование национального самосознания народа. В течение этого периода выражения М. Ф. Ахундова «Если люди не воспитаны и не образованы, то все наши труды будут напрасными» — стала идейными программами национальной интеллигенции. Они не хотели, чтобы люди просто обучали алфавита, они хотели для народа национальных и духовных жизненных сил, активности, социального чести, солидарность, права человека, нравственность, национальное освобождение, борьба за свободу и грамотности. Идеи просветителей создание нового интеллектуального процесса проведения обучение на родном языке поддерживаются национальной буржуазией. Инициатива по созданию благотворительных обществ Г. Б. Зардаби получил финансовую и моральную поддержку от миллионера, являющимся честью и благотворительностью народа Г,З.Тагиева. Для формирование, развитие и расширение благотворительного движения сделал исключительный вклад Г. З. Тагиев. В конце девятнадцатого века, в начале двадцатого века не были социально-политические и культурные событии, который не участвовал Г. З. Тагиев. «Матери, которые являются неграмотными, слепые люди», — сказал Г. З. Тагиев, для образования нации и открытие школ, подготовка национальных кадров потратил от души и с большим энтузиазмом много денег. Создание первой школы для мусульманских девочек, которая учит светскую науку, связана с его именем. Проблема демократизации образования в начале ХХ века была одним из самых серёзных проблем для просветителей. В основе идеи демократизации образования М. А. Расулзаде составили глубокое изучения литературы, истории. Демократизация образования зависит скоординированного развития экономики. По своему характеризуя составляющих основу экономики М. А. Расулзаде пришел к такому выводу что, имея моральные и экономическое богатство Азербайджан выходя в мировую арену могут заключать контракты с развитыми государствами чтобы развивать на демократической основе свои национальные богатства — образование, культуры, искусства. Он придавал большое значение роли средств массовой информации в демократизации образования. По его мнению пресса должна уделять большое внимание на образования, на школ, на учебных заведений, тем самым призывая народ на самообразования, возбуждая у них национальная самосознания и культуры, на основе полученных знаний возвращение в мировую культуры. По его словам, основные требования к демократизацию образования составляет независимо от национальности, от положение в обществе, от должности — получение образования на родном языке, умение читать, самосознание своего национального достоинства, получение воспитание подобающему гражданину Азербайджану, во всех отношениях проявлять человечность и нетерпимость к социальным несправедливостям. Образования взрослых была в центре внимания. Те школы, обучения которая проводилась по пятницам эту задачу выполняли. Имперские чиновники по вопросам образование осуществляли постоянный контроль над школами, учителями, которые пытаясь предотвратить с помощью любых средств распространения нового метода обучения. Несмотря на все преследования со стороны имперских чиновников, общественно-политическая и педагогическая деятельность педагогов расширялись. Запрещенные национальные идеи распространились на страницах национальных газет и журналов и стали носителями национальных идей. Если во второй половине девятнадцатого века «Экинчи», «Зия», «Зияи-Кавказия», «Кашкуль» играли важную роль в развитие национально-педагогическом движении, то в начале двадцатого века появились новые средства массовой информации. С 1891 до 1903 года в Азербайджане на родном языке пресса не была. Азербайджанские просветители всегда вели борьбу за создание печатного органа на родном языке. М.Шахтахтлы, С.Мехмандаров, С. М. Ганизаде, Г.Махмудбеков, Н.Нариманов, А.Агаев и другие многократно обращались к императору с просьбой получить разрешения на печатание газет и журналов на родном языке, но каждый раз получали отказ.

Опубликованные в начале ХХ века, «Восток-России» (1903–1906), «Жизнь» (1905–1906), «Иршад» (1905–1908), «Эволюция» (1906–1907), «Новая жизнь» (1907–1908), «Прогресс» (1908–1909), «Седа» (1909–1911), «Икбал» (1912–1915), «Откровенная слова» (1915–1918), «Путеводитель» (1906), «Молла Насреддин» (1906–1931), «Дабистан» (1906–1908), «Фюзат» (1906–1908), «Новый фюзат» (1911), «Школа» (1917), «Свет» (1912), «Жизненности» (1912–1916) национальные газеты и журналы находятся на переднем крае борьбы просветителей за демократизацию образования, обеспечивали новый уровень педагогическое движение и новое направление. В 1905–1907 годы в результате первой мировой войны национально-культурные, педагогические движения и «столыпинской реформы» остановилось. Тем не менее, царская правительства не могла сопротивляется в последующем развитии образования народов, требующих прав и свобод после первой русской революции, подготовки хотя бы чиновников лояльных к царскому самодержавию на окраинах империи. Сравнивая структуру школ и количество учащихся и студентов увидим не сопоставимые различие. В 1902 году в Бакинской и Елизаветапольской губерниях действовали 230 начальных школ, и насчитывается около 15 000 студентов. 45 процентов студентов были девушки. Количество учащихся — азербайджанцев было чуть больше 3600 человек. Были 4 начальной школы искусства. В этих школах обучались 472 человека и только 91 из них были азербайджанцы [3, 218].

Царская Россия ревностно относилось к открытию средних и неполных новых школ в Азербайджане. По всякому мешали населению получать доступное образования. В гимназиях и реальных училищах обучались дети в основном русских и представителей других национальностей. Для сравнения отметим, что в начале ХХ века, среднего и высшего средних школ, всего 235 из 4 200 студентов были азербайджанцами. Принятые в 1906 году для начальных школ «Правила» для представителей других народов, а также рекомендации и решения Российских мусульман создали большое оживление среди азербайджанских интеллигенций. Здесь говорилось что, родной язык учащихся играют роль оружия в этих начальных школах.

В начале ХХ века библиотеки и читальные залы сыграли значительная роль для формирования образовательной среды. Повышение уровня образования, формирования национального самосознания, формирования политического мировоззрения народа библиотеки, читальные залы, дома людей, клубы, новосозданные школы дали толчки. В начале ХХ века в Баку было 4 библиотека. Одним из факторов, которые способствуют, развитию нового направления педагогического движения в начале ХХ века было, связано с развитием науки. В течение этого периода, было сильный интерес к естественным наукам. Серьезная исследовательская работа проводится в исследовании нефти. Проводили исследования по медицине, по естественным наукам, по ботанике ученые, которые обучались в России и на Украине. Был некоторый прогресс в области исторических исследований. Такие исследователи как Мирза Юсуф Нерсусов Карабахи, Рзагулибек Мирза Джамал оглы, Ахмед бек Джаваншир, Мирмехди Хазане пишут труды по истории Карабаха. Отдельные вопросы по истории Азербайджана нашло отражение в трудах просветителей. Получены выдающиеся достижения в области литературы и литературной критики. Реалистические идеи М. Ф. Ахундова развивались с новой силой. Просвещения было, основной целю литературы. Новшества в Общественно-политической, экономической, культурной и образовательной жизни Азербайджана нашла свое отражение и в литературе. Хусейн Байрака в своей книге «История борьбы за независимость» писал: «Основная цель литературы этого периода была борьба с невежеством и направление развитие народа вперед. Основной целью литературы и литераторов того периода были объяснить общественности сущность угнетение и несправедливости царского самодержавия и показать способы борьбы против него возможными средствами. Одной из характерных направлений литературе этого периода найти путь в сердцах людей и привить гражданам чувство собственного достоинство, своих прав [4, 63]. В девятнадцатом веке на Кавказе развивались благотворительные организации. Инициатором этой работы была женское благотворительное общество «Святая Нина». Формировался эта общества среди русского дворянства и основной целью является повышения эффективности русских в Кавказе и открытия школ для русских девушек. Эта общество оказала положительное влияния на распространения просвещения в Азербайджане и на распространения идей светского просвещения.

В начале ХХ века в Азербайджане с ростом культуры были созданы благотворительные организации, как «Ниджат», «Нашри-маариф», «Шафа», «Счастье» и другие. В результате деятельности этих обществ во всех сферах жизни в Азербайджане — просвещение, наука, искусство, театр, обучение персонала, средств массовой информации, литература вступила в новую фазу своего развития. Общедоступная Образования, обязательная и бесплатная образования, обучение на родном языке, расширения светского образования, физического и психического воспитания подрастающего поколения, открытие новых школ, новых принципов и методов обучения, изменение алфавита, образования женщин, улучшения содержания образования, подготовку преподавателей и сотрудников и на других хорошо известных проблем уделяют большое внимания известные Азербайджанские просветители и педагогы, такие как Г. Б. Зардаби, А.Гусейнзаде, А.Агаев, Н.Нариманов, М.Махмудбеков, Ф.Агазаде, Ф.Кочерли, М. А. Расулзаде и т. д. Для каждого просвещенного человека их жизнь и деятельность был примером.

Литература:

1.                  Азербайджанская Демократическая Республика. Сборник статей. Баку: Азернешр, 1992, 191 с.

2.                  История Азербайджанской литературы. В двух томах, Баку, 1960

3.                  А.Агаев Проблемы формирование личности в социально -педагогических аспектах Азербайджана. Баку: «Европа», 2005, 288 с.

4.                  А.Агаев Педагогические встречи и деятельность Ф.Агазаде. Кандидат педагогических наук, диссертация. Баку: AПИ, 1970, 187 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle