Библиографическое описание:

Касторная И. А., Рядинская Л. В., Кайдалова Е. В. Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 88-90.

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастерстве, которое приобретается на протяжении всего обучения посредством лаконичного взаимодействия учителя и учащегося. Индивидуальный подход в обучении способствует всестороннему развитию личности учащегося — умственному, физическому, нравственному, а также его профессиональной ориентации.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, творческий подход, умения, навыки.

Умения и навыки, приобретаемые на уроках технологии, представляют собой различные уровни усвоения трудовых действий по выполнению рабочих операций в процессе приготовления пищи, построении чертежей, раскроя ткани, изготовления отдельных швейных изделий.

Существует два уровня усвоения трудовых действий — первичный и высший. Первичный предполагает правильное, но неуверенное и медленное выполнение действия, с сознательным контролем всех его элементов. Этот уровень усвоения получил название умение. Для выполнения конкретного трудового действия необходимо определенное умение. А это значит, что умений требуется столько, сколько существует видов трудовых действий [1, с.27].

Каждое трудовое действие делится на несколько движений. Чтобы овладеть совокупностью этих движений, нужно иметь сумму знаний о них. Из системы знаний создается представление о содержании и способе выполнения трудового действия, так называемый образ действия. Образ действия запоминается учащимися и помогает выполнять действия практически, то есть образ действия имеет решающее значение в формировании умения.

Для сообщения знаний учащимся о трудовом действии часто используют такие методы обучения, как беседа, показ, рассказ. С помощью этих методов как бы описывают внешние признаки действия: последовательность, совокупность, характер движений. Для достижения наибольшей результативности эти методы следует использовать в сочетании, так как они дополняют друг друга: показ наглядно иллюстрирует выполнение действия, а объяснение и рассказ помогают понять, почему его следует выполнять именно так и на какие моменты при этом следует обращать особое внимание.

Усвоив образ действия, и постоянно совершенствуя свои трудовые умения, учащиеся добиваются того, что эти умения достигают высшего уровня выполнения действия, который получил название навыка. При сформированном навыке выполнения действие становится автоматическим. Если учащийся достиг этого уровня, то он осуществляет контроль за качеством выполнения изделия, а не за инструментом, как это бывает в начале, выполняет действия с нужной скоростью и точностью. В таком случае можно считать, что умение перешло в навык [1, с. 51].

На данном этапе обучения является важным не только демонстрировать каждое действие, но и упражнять учащихся отдельно, немедленно исправляя ошибки, так как они почти для каждого индивидуальны.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является привитие учащимся навыков культуры труда. С первого занятия необходимо объяснить, что культура труда складывается из следующих элементов:

-          организация своего труда как части труда всего коллектива класса, школы;

-          планирование и учет своей работы;

-          творческий подход к любому делу на базе усвоенных теоретических знаний с использованием специального оборудования, чертежей, технологических, инструкционных карт;

-          ритмичная и аккуратная работа изготовления полезных, красивых и прочных вещей;

-          рациональная организация рабочего места, содержание его в чистоте и порядке;

-          экономное расходование времени и материалов, бережное обращение с оборудованием и инструментами;

-          неукоснительное выполнение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Успешное формирование навыков культуры труда во многом зависит от окружающей обстановки. Потому необходимо уметь создавать на уроках соответствующую обстановку и атмосферу.

Не менее важным является процесс воспитания у учащихся чувства коллективизма, умение и стремление рассматривать свой вклад как часть общего труда всего коллектива. Например, на занятии по кулинарии работу звена следует строить так, чтобы каждая девочка отвечала за определенный участок работы: одна за качество нарезки овощей, другая за их тепловую обработку, третья за чистоту посуды. И если одна из них плохо выполнит свои обязанности, общий результат труда будет низким, что скажется на оценке выполняемого задания. Постепенно к учащимся приходит понимание того, что только совместный добросовестный труд получает общественное призвание, приносит заслуженное уважение каждому.

Важно научить учащихся планировать свой труд, учитывая при этом технологическую последовательность рабочих операций. Все действия во время операций должны быть продуманы и точны. Неточность ведет к переделкам, а, следовательно, к потере времени, снижению качества изделия. Точность порождает легкость работы, обеспечивает высокое качество изделия.

На занятия по различным учебным темам продумываю и выбираю целесообразные темы работы. Высокий темп работы хорош только тогда, когда сочетается с высоким качеством работы, поэтому большую помощь оказывают учащимся инструкционные технологические карты, в которых указаны последовательность изготовления изделия и примерное время на выполнение каждой операции. Также, учитывая индивидуальные возможности учащихся в соответствии с их умениями и навыками, можно изменять время на выполнение той или иной операции. При этом добиваемся главного — умения укладываться в общее время, отводимое на выполнение всего задания. Учащиеся должны понимать, что своевременному выполнению задания способствует правильная организация рабочего места.

Важно, чтобы учащиеся понимали, что хорошая организация рабочего места облегчает труд, помогает четко спланировать и выполнить в срок трудовое задание. Учащиеся также должны привыкнуть к правильной рабочей позе, следить за тем, чтобы работа была хорошо освещена, чередовать трудные виды работы с более легкими, систематически проветривать окна.

На уроках технологии особое внимание отводится соблюдению правил техники безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанию бережного отношения к материалам и инструментам, оборудованию. Девочки должны хорошо усвоить и точно соблюдать правила работы на швейных машинах, уметь ухаживать за ними (чистить, смазывать), устранять несложные неполадки.

Не менее важной задачей для учителя технологии является научить учащихся экономно расходовать материальные средства. При работе с тканью, например, следует показать, как из сэкономленной ткани можно выкроить дополнительные детали или небольшое изделие. Так из оставшихся после кроя кусочков ткани можно сшить прихватки, косыночки и т. д. Маленькие кусочки различных тканей можно использовать для изготовления коллекции тканей.

Одно из важнейших требований культуры труда — умение использовать теоретические знания в практической работе. Стремление внести в нее творческое начинание. И на уроках кулинарии, и при обработке швейных изделий, и в процессе электротехнических работ могут возникнуть творческие замыслы; необходимо только создать все возможности для их реализации.

Особенно много творческой фантазии учащиеся проявляют при выборе отделки для швейных изделий: подбирают цвет и рисунок отделочной ткани, создают орнамент для вышивки. Учащиеся ищут свои оригинальные варианты решений поставленных перед ними задач и добиваются самых интересных результатов.

Удачно выполненные работы надо обязательно поощрять: показывая их всему классу, предоставить возможность учащимся коллективно отмечать достоинство каждого изделия, отбирать лучшие изделия для выставки. В таких условиях задания воспринимаются с радостью, труд становится одним из первых жизненных потребностей.

Формирование культуры труда тесно связано с трудовой дисциплиной. Укрепить дисциплину, значит рационально использовать рабочее время, соблюдать правила внутреннего распорядка, бережно относится к материальным ценностям, четко выполнять все правила техники безопасности. Одним из проявлений культуры является внешний вид учащихся, их одежда. Необходимые требования к рабочей одежде — удобство, гигиеничность, безопасность.

Формы и методы воспитания трудовой культуры могут быть самые разнообразные. Можно проводить беседы о значении культуры труда, можно использовать доступный материал из газет, журналов, проводить экскурсии. Рассказывать, как культура труда связана с общей культурой (поведение, одежды, речи, общения с людьми и т. д.).

Главный путь воспитание культуры труда — систематическое выполнение требований в процессе трудовой деятельности в учебной мастерской. На каждом занятии учащиеся должны вырабатывать и закреплять навыки культуры труда.

Необходимо убедить учащихся в том, что культура труда — это требование времени. Только владея высокой культурой можно с наименьшей затратой сил достигнуть наивысшей производительности труда и отличного качества продукции.

Литература:

1.                  Мельникова Л. В. Методика обучения: (Обслуж. труд). Учебное пособие для уч-щ по спец. «Преподавание труда и черчения в ср. общеобразоват. шк»./Л. В. Мельникова, Л. В. Осипова, Т. Б. Фридман; под ред. Л. В. Мельниковой. — М.: Просвещение, 1998.-224 с., ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle