Библиографическое описание:

Томилова С. А., Шабаева Н. А., Пушкарева В. И. Формирование условий для эффективной адаптации ребенка в ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 62-64.

В настоящее время большое количество исследований посвящены теме адаптации ребенка к ДОУ. Следует отметить, что от того, насколько успешно и безболезненно пройдет ребенок путь адаптации, будет зависеть успешность его социализации как в ДОУ, так затем и школе. Так как структура и функции семьи ДОУ значительно отличаются друг от друга, в том числе и организм у каждого отдельного ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, возникает необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Выделены различные степени тяжести адаптации:

1.      Легкая адаптация:

-          временное нарушение сна (нормализуется в течение 7–10 дней);

-          временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней);

-          неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20–30 дней;

-          характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-          функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2–4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2–3 недели нормативно).

2.         Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20–40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30–40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30–35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3.         Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4.         Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, — стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Для более успешного ведения наблюдения за воспитанниками в процессе адаптации был разработан лист адаптации (см. Таблица 1).

Таблица 1

Лист адаптации

1. Эмоциональное состояние ребенка.

+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1 Иногда задумчив, замкнут.

—1 Легкая плаксивость, хныканье.

—2 Плачет за компанию, плач приступообразный.

—3 Сильный плач, подавленное состояние.

2. Социальные контакты ребенка со сверстниками.

+3 Много друзей, охотно играет с детьми.

+2 Сдержан, неохотно играет с детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

—1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

—2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

—3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Социальные контакты ребенка со взрослыми.

+3 Охотно вступает в контакт, выполняет просьбы, адекватно реагирует на знаки внимания.

+2 Общается только с некоторыми взрослыми.

+1 Держится рядом со взрослым, но молчит, просьб не выполняет.

—1 Держится в стороне, не замечает обращенной к нему речи, просьб не выполняет, на знаки внимания не реагирует.

—2 При обращении взрослых начинает плакать, прячется, противится действиям.

—3 Агрессивен по отношению к взрослым

 4. Сон ребенка.

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 Сон спокойный

+1 Засыпает скоро, спит спокойно, но недолго.

—1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

—2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

—3 Отсутствие сна, плач.

 5. Аппетит ребенка

+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 Нормальный аппетит, есть до насыщения.

+1 Аппетит выборочный, но насыщенный

—1 Отвергает некоторые блюда, капризничает

—2 Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

—3 Отвращение к еде, кормление мучительно.

Успешность адаптации выводится исходя из продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.

Легкая адаптация — 1–7 дней, +15…. +10 баллов

Средняя адаптация — 8–21день, +9….0 баллов

Усложненная адаптация — 22–35 дней, -1…..-9 баллов

Дезадаптация — свыше 35 дней, -10….-15 баллов

Теория дошкольного воспитания определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в организации эффективной адаптации дошкольников к ДОУ.

Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Сотрудничество педагогов и родителей поможет ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

-        Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и отодвигают их на вторые и третьи места.

Целью успешной организации адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению будет — создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в ДОУ путем взаимодействия детского сада и семьи.

На основе, изученной по данной проблеме литературы, нами были оформлены следующие рекомендации, позволяющие родителям подготовить ребенка к пребыванию в ДОУ и ускорить процесс адаптации:

-          Следует обратить внимание на домашний режим питания и сна и постепенно приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду.

-          Нужно постепенно формировать навыки общения ребенка со сверстниками: можно гулять с ним на участке детского сада и привлекать к совместной деятельности с другими детьми.

-          Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживания.

-          Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.

-          Проходя мимо детского сада, с радостью рассказывайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии ребенка о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

-          Подробно расскажите ребенку о режиме в детском саду: что и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детское учреждение.

-          Психологи выявили четкую закономерность между предметной деятельностью ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптируются дети, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым.

-          Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаком внимания, так ему будет легче отпустить вас.

-          Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

-          Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы дошкольному учреждению.

-          Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. В этом помогает посещение прогулок в детском саду. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

-          В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес дошкольного учреждения и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

-          Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.

Также были сформулированы практические рекомендации для родителей, помогающий обеспечить максимально приемлемый режим, чтобы облегчить ребенку утренние расставания:

-          Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него и ему будет трудно успокоиться.

-          Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.

-          Никогда не пытайтесь ускользнуть от ребенка незаметно, если хотите, чтобы он вам доверял.

-          Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его..

-          Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку.

-          Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.

Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей — дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье), сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми).

Таким образом, объединив работу воспитателей и родителей, настроив их на совместное функционирование, опираясь на основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность, возможно, облегчить прохождение ребенком адаптационного периода и достичь положительных результатов.

Литература:

1.                          Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '', 2006. — 236 с.

2.                          Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ — М.: Просвещение, 2003.-№ 3.-104с, ил.

3.                          Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. — М.: Педобщество, 2003. — 240с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle