Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 07.11.2013

Статья просмотрена: 497 раз

Библиографическое описание:

Серова, И. Е. Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности / И. Е. Серова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 100-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4458/ (дата обращения: 20.04.2024).

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе — местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить познавательную активность, самостоятельность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Ведущую роль играет внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный и воспитательный процесс, появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

Спомощью ИКТ я организую такие формы работы, как: защита учащимися творческих работ, сопровождение докладов и сообщений. Во внеурочное время использую ИКТ вподготовке учащихся к викторинам, олимпиадам, дистанционным конкурсам, а также в создании презентаций к творческим работам. Наиболее успешным, на мой взгляд, видится проектный метод обучения, который очень тесно связан с интернет-технологиями. Особое место в работе отвожу проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Эта образовательная технология предполагает решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод познания. Проектная деятельность позволяет максимально активизировать интерес учащихся к предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы, способствует общению. Проектная деятельность максимально социализирует ребенка, готовит его к жизни во взрослом трудовом коллективе. Для реализации исследовательских проектов организую групповую и индивидуальную работу учащихся. На современном этапе развития учащимся необходим навык организации и эффективной реализации поставленной практической задачи. Работа над проектами в классе ведётся как индивидуальная, так и групповая. В классе эффективно реализованы следующие типы проектов:творческие проекты(декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск книжек-малышек, создание фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности; ролевые, игровые проекты,сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нем;ознакомительно-ориентировочные (информационные),предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;практико-ориентированные (прикладные),завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость; исследовательские проекты,направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах. В результате за последние три года обучения учащимися были подготовлены к защите более 50 проектов на различные темы. Ежегодно 96 % учащихся класса принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» проводимым Издательским домом «Первое сентября». http://project.1september.ru/person.php≤id=100–705–140 Каждый учащийся класса выполняет проект по своим силам и интересной для него теме. У ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. В результате такой работы у младших школьников к концу начальной школы формируются (внутренняя диагностика): учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи≤», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности; информационные компетенции: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов; коммуникативные компетенции:слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы.

Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь». Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться — важная задача современной начальной школы. Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.

Основные термины (генерируются автоматически): проектно-исследовательская деятельность, класс, начальная школа, проектная деятельность, учащийся, учебная деятельность.

Похожие статьи

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность...

Исследовательская и проектная деятельность школьников.

Проектно-исследовательская работа в начальных классах. Авторы: Хабибуллина Фарида Гаязовна, Куренова Наталия Александровна, Зиганшина Гашира Гумаровна.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская и проектная деятельность школьников. Автор: Баймуханова Татьяна Чунаделъевна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект, проектно-исследовательская деятельность, последний этап, исследовательская работа, решение.

Проектная деятельность младших школьников

Исследовательская и проектная деятельность школьников.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

3 класс: «Моя малая родина», «Красная книга моего края», «Полезные ископаемые нашего края», «Школа кулинаров», «Страны Европы», «Кто нас защищает» и др.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс...

Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она

В начальной школе учебно-исследовательская деятельность учащихся — это относительно самостоятельное изучение, решение учениками исследовательских задач.

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных...

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным результатом, поэтому составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.

Похожие статьи

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность...

Исследовательская и проектная деятельность школьников.

Проектно-исследовательская работа в начальных классах. Авторы: Хабибуллина Фарида Гаязовна, Куренова Наталия Александровна, Зиганшина Гашира Гумаровна.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская и проектная деятельность школьников. Автор: Баймуханова Татьяна Чунаделъевна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект, проектно-исследовательская деятельность, последний этап, исследовательская работа, решение.

Проектная деятельность младших школьников

Исследовательская и проектная деятельность школьников.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

3 класс: «Моя малая родина», «Красная книга моего края», «Полезные ископаемые нашего края», «Школа кулинаров», «Страны Европы», «Кто нас защищает» и др.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс...

Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она

В начальной школе учебно-исследовательская деятельность учащихся — это относительно самостоятельное изучение, решение учениками исследовательских задач.

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных...

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным результатом, поэтому составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.