Библиографическое описание:

Серова И. Е. Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 100-101.

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе — местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить познавательную активность, самостоятельность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Ведущую роль играет внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный и воспитательный процесс, появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

Спомощью ИКТ я организую такие формы работы, как: защита учащимися творческих работ, сопровождение докладов и сообщений. Во внеурочное время использую ИКТ вподготовке учащихся к викторинам, олимпиадам, дистанционным конкурсам, а также в создании презентаций к творческим работам. Наиболее успешным, на мой взгляд, видится проектный метод обучения, который очень тесно связан с интернет-технологиями. Особое место в работе отвожу проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Эта образовательная технология предполагает решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод познания. Проектная деятельность позволяет максимально активизировать интерес учащихся к предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы, способствует общению. Проектная деятельность максимально социализирует ребенка, готовит его к жизни во взрослом трудовом коллективе. Для реализации исследовательских проектов организую групповую и индивидуальную работу учащихся. На современном этапе развития учащимся необходим навык организации и эффективной реализации поставленной практической задачи. Работа над проектами в классе ведётся как индивидуальная, так и групповая. В классе эффективно реализованы следующие типы проектов:творческие проекты(декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск книжек-малышек, создание фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности; ролевые, игровые проекты,сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нем;ознакомительно-ориентировочные (информационные),предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;практико-ориентированные (прикладные),завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость; исследовательские проекты,направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах. В результате за последние три года обучения учащимися были подготовлены к защите более 50 проектов на различные темы. Ежегодно 96 % учащихся класса принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» проводимым Издательским домом «Первое сентября». http://project.1september.ru/person.php≤id=100–705–140 Каждый учащийся класса выполняет проект по своим силам и интересной для него теме. У ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. В результате такой работы у младших школьников к концу начальной школы формируются (внутренняя диагностика): учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи≤», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности; информационные компетенции: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов; коммуникативные компетенции:слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы.

Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь». Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться — важная задача современной начальной школы. Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle