Библиографическое описание:

Клименко О. А. Влияние информатизации на процесс преподавания в высшем учебном заведении [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 191-193.

В современной высшей школе все более остро встает проблема падения интереса к лекции. За долгую историю существования эта форма обучения уже переживала подобный спад, однако, в условиях стремительного развития информационных технологий и лавинообразного потока информации данная проблема нуждается в более серьезной проработке. Применение мультимедийных презентаций позволяет в некоторой степени разнообразить монолог лектора, но ситуацию не спасает — меняется оформление, а не суть.

Традиционной формой подачи информации в высшем учебном заведении была и остается лекция. Главной ее целью является формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Кроме того, лекции призваны обеспечить обучающихся современными, целостными, взаимосвязанными знаниями, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме.

Механизм восприятия лекции заключается в следующем: воспринимаемая информация проходит обработку в сознании, происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами в виде конспекта. Конспект является уже продуктом мышления слушателя, что требует от него значительного умственного напряжения. К сожалению, на практике зачастую данный процесс претерпевает значительные изменения, причем, далеко не в лучшую сторону: большая часть слушателей пассивно, с высокой скоростью записи фиксирует слова лектора. Такая лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Полученный опыт использования лекции в практике высших учебных заведений показывает, что отказ от такой формы учебных занятий снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. [4]

Единого мнения о том, какой должна быть современная лекция и должна ли быть вообще не существует. Есть сторонники лекции, придерживающиеся консервативных взглядов на процесс преподавания, и противники, утверждающие, что в связи с появлением огромного количества новых и доступных для всех источников информации лекция как ведущая форма обучения в высшем учебном заведении себя изжила.

Максимальное использование потенциальных возможностей этой ведущей формы вузовского обучения зависит от мастерства преподавателя. Лекция как форма организации обучения прошла длинный путь от искусства красноречия до социального события, для некоторых преподавателей задержавшись на ступени прямой передачи информации, так и не добравшись до авторской интерпретации и диалога.

Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной и имеет несколько разновидностей. Так вводная лекция, на которой ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику, помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом. Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса. Обзорная лекция позволяет систематизировать знания на более высоком уровне, что приводит к лучшему запоминанию и формирует ассоциативные связи. [4]

В зависимости от содержания и характера излагаемого материала, лекции могут отличаться по своей структуре, однако, для любой лекции характерны следующие черты: сообщение плана лекции, содержащего основные вопросы, и строгое ему следование.

На самом деле, ответы на многие вопросы можно получить практически мгновенно — материал для изучения по некоторым дисциплинам претерпевает весьма незначительные изменения и вся необходимая информация уже многократно продублирована в различных источниках. Более того, студенты часто сами во время лекции оценивают уровень освещенности рассматриваемой темы в Internet и в зависимости от результата, принимают решение о необходимости конспектирования лекции. В такой ситуации лектору необходимо помнить, что лекции помимо информационной, свойственны мотивационная, организационно-ориентационная, профессионально-воспитательная и методологическая функции. Поэтому в условиях активного использования слушателями электронных устройств с выходом в Internet наиболее подходящей разновидностью лекции будут лекция-беседа, лекция-консультация, организационно-ориентационные (установочные), событийные и проблемные лекции.

Диалог с аудиторией — наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Как правило, в лекции-беседе рассказывают занимательные истории, подбирают запоминающиеся примеры.

В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное. Задача преподавателя состоит в создании проблемной ситуации, направлении студентов к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность. [4]

При этом важно не забывать о важности конспектирования всех совместно полученных выводов и ответов, т. к. в противном случае большая часть информации будет утеряна — количество информации, которой приходится оперировать современному человеку достаточно велико и не подкрепленные применением на практике знания теряются в огромном потоке информации. Слушателям важно помнить, что информация, став доступной и широко копируемой и цитируемой, приобретает мобильность (перемещаемость и изменяемость) и в процессе своего движения и дублирования может превращаться из ценных сведений в информационный мусор. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену.

В современном мире изменяется общий подход к системе знаний: все чаще для успешной сдачи зачетов и экзаменов достаточно уметь находить информацию и применять ее для решения поставленной задачи. Эта тенденция проявляется и в отношении профессиональной деятельности специалиста: в условиях стремительного развития технологий и медленного продвижения в области познания человеческих способностей и расширения физиологических возможностей, нет необходимости (или возможности) хранить большие объемы данных в памяти, достаточно уметь их извлекать из потока информации и применять для решения практической задачи. Это важно учитывать при подготовке будущих специалистов. Классическая форма учебных занятий, лекция, должна стать более активной, развивая познавательные потребности и интерес слушателей к различным стратегиям мышления и способам организации деятельности, ориентируя в информации, источниках, подходах, школах, направлениях, создавая условия для профессионального самоопределения, развития профессиональной этики и специализированных способностей слушателей.

С развитием информационных технологий, особенно сетевых, информация становится более доступной, причем практически в любое время и в любом месте (за редким исключением), поэтому некоторые традиционные формы организации учебного процесса неизбежно должны претерпеть изменения. Изменяется академическая среда в целом, изменяются и ее компоненты.

Литература:

1.                            Заболотнева О. Л. Лекция как составляющая современного коммуникативного пространства вуза. // Вестник Челябинского государственного университета. — 2007. — N 1. — С. 39–43.

2.                            Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-методическое пособие/Сост Аксенова Е. А., Базаров Т. Ю., Лукьянова Н. Ф. и др. М.: ИПК Государственных служащих — Москва-Берлин, 1999. — 154 с.

3.                            Попков В. А., Коржуева А. В. Дидактика высшей школы: Учебное пособие. — М.:Изд. центр «Академия» 2004. — 192 с.

4.                            Формы организации учебного процесса в высшей школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedagogics-book.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle