Библиографическое описание:

Подоляк Д. О., Зайцева А. С. Развитие творческих способностей учащихся начальной школы посредством использования мультимедиа проектора [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 10-12.

Статья раскрывает основные способы развития творческих способностей посредством мультимедиа проектора. Проводится краткий обзор развития творческих способностей младших школьников.

Ключевые слова: Мультимедиа проектор, творческие способности, младшие школьники.

В настоящее время компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование.

В связи с этим, владение информационными технологиями и их использование ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

На сегодняшний день, с течением таких обстоятельств, государству и обществу в целом нужны люди, способные принимать нестандартные решения и умеющие творчески мыслить. Считается, что человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит как к организации своей деятельности, так и к оценке возникшей проблемы.

Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Модернизация современной системы образования обусловлена необходимостью обеспечения перехода к постиндустриальному информационному обществу, что требует обновления общеобразовательной школы для достижения нового качества образования, обеспечения процесса целостного развития личности каждого школьника, предполагающего разностороннее и гармоничное развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

Как отмечается в концепции структуры и содержания общего среднего образования, главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества [Концепция структуры и содержания общего среднего образования].

Поэтому работа над развитием и поддержанием творческих способностей у детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности, которая берет свое начало в начальной школе.

Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт, мы выделили следующее: «Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача Федерального Государственного Стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что «новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего» [2].

Развитие воображения и творческих способностей, как уже говорилось, является важнейшей задачей начального образования. Так как именно в начальной школе учителя помогают раскрыться ребёнку в полной мере, создавать нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения — это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.

Для реализации задач проекта «Наша новая школа» возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование мультимедийногооборудования в учебно-воспитательном процессе.

В связи с вышеперечисленным возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя начальной школы — вопрос об оснащении необходимым компьютерным оборудованием. Чтобы оснастить один класс, необходимо, как минимум компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран. Не менее важны образовательные ресурсы, с помощью которых учитель мог бы готовиться к урокам и проводить эти уроки. Такие ресурсы должны разрабатываться в расчёте именно на учителя. Используя их, учитель будет творчески модернизировать учебный процесс. Даже если в школах нет такой проблемы с обеспечением классов мультимедиа проекторами, то возникает проблема вдругом, — неумение учителей пользоваться этим оборудованием и их нежелание в освоении инноваций. Ведь использование информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» [7, с.44–45].

Творчество — это выход за границы требований ситуации, это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности [2, с.203–207].

Творчество — очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.

Творчество — это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. Именно в творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет свои интересы и потребности [5].

Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке. Увидеть любое творческое проявление ученика, создать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе — эти задачи, на наш взгляд, должен ставить перед собой каждый учитель начальных классовДетское творчество неисчерпаемо, оно самостоятельно, ново, необычно. Но его нужно стимулировать и направлять. Учитель должен постараться создать «такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином» [1].

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, педагог должен раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду. Именно на педагоге лежит огромная ответственность — развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

В настоящее время для достижения высот в развитии творческого потенциала детей необходимым условием является использование на уроках мультимедиа проектора.

Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности» [8].Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе научно — познавательная игра.

Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудио — эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении [6, с. 77–80].

Мультимедиа технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Они позволяют повысить эффективность обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого

Мультимедиа — это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент — компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала [2].

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в творческом развитии — наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Правильно созданные и разработанные уроки с применением мультимедиа приложения, естественно лучше любой текстовой информации помогают ученикам войти в курс дела, построить модель преподаваемых знаний. Следует обозначить следующие потенциальные преимущества мультимедиа: интерактивность учеников, ускоренное обучение в сравнении с текстовой информацией, лучшее запоминание и применение знаний, возможность отработки практических приемов, доступность информации.

Уроки с применением мультимедиа помогают решить такие дидактические задачи, как усвоение базовых знаний по предмету; систематизирование усвоенных знаний; формирование навыков самоконтроля; формирование мотивации к учению в целом и к определённому предмету в частности.

Успех российского образования во многом зависит от педагога и его профессионализма. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технологии в развитии творческих способностей детей в своей профессиональной деятельности будут главными в сложном процессе вывода образования на более высокий уровень.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что простое использование мультимедиа на уроках не влечет за собой автоматически повышение уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования мультимедиа и пополнять их. При этом внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно быть не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области. Направления модернизации образования должны определяться не столько наличием в школе компьютерной техники и программных средств, сколько готовностью учителей начальных классов к переменам в соответствии с запросами и проблемами общества.

Литература:

1.                  Амонашвили Ш. А. Единство цели. — М.: Просвещение, 1987. — 208с.

2.                  Ахметова М. Н., Лейно И. Ф. Творческие действия воспитанников в «живом знании метапредметного подхода: ситуативные конструкции ассоциативного поля, метафоричное обозначение предмета исследования / Сибирский педагогический журнал. 2010. № 3. с.203–207

3.                  Баженова Л. М. Медиаобразование как средство художественного развития школьников. — Журнал «Начальная школа» № 5, 2002.

4.                  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 года

5.                  Стадник М. В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников, 2008

6.                  Стародубцев В. А. Использование информационных технологий в школе // Информатика и образование. — 2003. — № 1. — С. 77–80

7.                  Сухомлинский В. А. О воспитании.- М., 1975.- С. 11–44

8.                  Ушинский К.Д Воспитание человека.-М.: Издательский дом «Карапуз»,2005.-288 с.,ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle