Библиографическое описание:

Магомедов Ш. А. Информатизации профессионального образования как условие реализации приоритетов модернизации отечественного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 193-195.

Анализируя современное состояние отечественного образования, следует отметить, что приоритеты реализации образовательного потенциала информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и проблем информатизации общего и профессионального образования направлены не на методологическим, а технико-технологическим подходам, ориентированным на получение результата лишь в области технического оснащения учебного заведения и технологической подготовке.

Технология подготовки будущего учителя информатики не опирается на научно-педагогическую базу и ориентирована на технологические аспекты обучения учителей в области владения средствами ИКТ (ведение делопроизводства, создание презентаций, использование Internet и т. д.), в результате чего не удовлетворяет запросам рынка труда современного информационного общества.

Реализация потенциала теоретико-методологических разработок не находят должного внимания в процессе формирования у будущего учителя информатики профессиональной компетентности в вопросах применения ИКТ при освоении информационных ресурсов Internet, информационного взаимодействия в локальных и глобальной сетях, при самостоятельном извлечении и представлении знания [1, с. 89].

Новые целевые установки в системе образования основываются на приоритете человеческой личности, которая должна стать главной ценностью образования. Это проявляется в различных направлениях развития образования: в построении системы непрерывного образования, в появлении форм альтернативного образования, в разработке новых подходов к формированию содержания образования. В таких условиях вопрос совершенствования содержания методической подготовки будущего учителя информатики получает все большую актуальность.

Изменился характер профессиональной деятельности учителя информатики, и в связи с этим изменились «удельные веса» отдельных компонентов профессиональной подготовки учителя информатики в сторону усиления методической подготовки, отражающей ведущие компоненты деятельности учителя информатики — гностический, проектировочный и т. д.

Становление непрерывной системы обучения специалиста предполагает повышение роли самообразования, что особенно актуально для учителя информатики в связи с большим динамизмом изменения методической системы обучения информатики в школе, постоянным расширением сферы применения компьютерных технологий в образовании [3, с. 237].

Выделенные факторы предопределяют направления совершенствования системы подготовки будущих учителей информатики

Первое направление предполагает преодоление несоответствия между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества, через использование так называемого компетентностного подхода к формированию учебных планов и программ.

Второе направление связано с пересмотром структуры учебных планов, программ. На наш взгляд, принципы формирования учебного плана и учебных программ должно вобрать в себя множество факторов (содержание, цели, умения, формы обучения и самообразования и т. д.), что вполне возможно, потребует разработки этих документов гипертекстовой форме.

Третье направление предполагает изменение структуры учебных программ через обеспечение выбора приоритетов, как средства упорядочения большого числа отдельных учебных действий, с которыми обучаемые постоянно сталкиваются в образовательном процессе.

Система непрерывной подготовки будущего учителя информатики направлена на подготовку к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, включающая теоретическую и практическую подготовку, педагогическую практику, дает необходимый фундамент для дальнейшего развития профессиональных качеств личности учителя.

Использование ИКТ в образовании, обеспечивая благоприятные условия для саморазвития личности в рамках информационно-образовательной среды, создает условия для целенаправленного, теоретически обоснованного развития компонентов информационной культуры учителя информатики как неотъемлемой составляющей общей культуры, отражающей степень подготовленности личности к самоопределению, саморазвитию, самореализации в условиях современного информационного общества.

Становление и развитие информационной культуры личности учителя информатики в проектируемой информационно-образовательной среде может быть обеспечено путем увеличения степени свободы и активности реализации профессиональных качеств, среди которых:

-                   технологический компонент информационной культуры, включающий способы и приемы педагогической деятельности на базе средств ИКТ при решении педагогических задач;

-                   личностно-творческий компонент информационной культуры как способность личности педагога реализовать механизмы присвоения выработанных педагогических ценностей, преобразовывать и интерпретировать их в научно-педагогической деятельности;

-                   акмеологический компонент информационной культуры предполагает овладение технологиями, определяющие формированность всей совокупности педагогических ценностей, знаний и умений, составляющие гуманистическую основу педагогической деятельности;

-                   инновационный компонент информационной культуры предполагает включение в педагогическую деятельность средств ИКТ, умение создавать определенную информационно-образовательную среду обучения.

Результатом введения инновационных педагогических технологий является повышением эффективности обучения и достижения более высоких образовательных результатов. Это обусловлено тем, что у всех участников образовательного процесса появляются новые дополнительные образовательные возможности, направленные не удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучаемых. Понятие ”инновация” применительно к педагогическим процессам означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и организацию совместной деятельности участников учебного процесса.

Темпы обновления инновационных технологий обучения требует разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения. Выявляющаяся за последние годы низкая эффективность предпринимаемых усилий по модернизации образования в нашей стране настоятельно диктует необходимость использования образовательного потенциала в педагогической науке с целью усиления его опережающей функции. Эффективность внедрения и развития ИКТ в учебном процессе зависит от развития фундаментальных исследований по теории и практики обучения, от выявления новых закономерностей этого сложного структурного процесса в условиях постоянного расширения информационно-образовательного пространства, развития непрерывного, личностно-ориентированного, полифункционального образования, что предполагает постоянный поиск технологий совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики в сфере ИКТ и осмысления его результатом [2, с. 47].

Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого предполагает, реализацию интенсивных форм и методов обучения, повышение мотивации обучения за счет интерактивного взаимодействия пользователя с виртуально представленными на экране изучаемыми или исследуемыми объектами.

В связи с изменением содержания компонентов педагогической деятельности учителя информатики адекватно требует:

-          совершенствование содержание подготовки в области ИКТ и квалификационной характеристики такой подготовки;

-          выявление условий формализации знания с отходом от линейных форм представления учебного материала, что позволяет реализовать возможностей современных технологий информационного взаимодействия (мультимедиа, телекоммуникации, гипертекст, гипермедиа и т. д.);

-          интеграцию предметных областей и разработку структуры и содержания распределенного информационного ресурса корпоративных сетей и систем открытого образования.

Приоритетными направлениями исследований в области развития теоретической базы информатизации общего и профессионального образования в условиях глобальной массовой коммуникации современного общества являются:

-          реализация дидактических возможностей средств ИКТ в процессе преподавания общеобразовательных и специальных учебных дисциплин.

-          методика преподавания школьных дисциплин с использованием электронных изданий образовательного назначения и прикладных программ общего пользования.

-          методика использования инструментальных программных средств разработки педагогических приложений, реализованных в электронном виде.

-          информационное взаимодействие в Интернет на базе использования распределенного информационного ресурса образовательного назначения.

-          экспертиза и сертификация педагогической продукции, реализованной на базе средств ИКТ.

-          средства и системы автоматизации психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального уровня их развития.

-          защита и коммерциализация интеллектуальной собственности, реализованной в электронном виде.

-          автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) на базе средств ИКТ.

-          единое информационное образовательное пространство, реализованное на базе локальных и глобальной сетей.

-          возможные негативные последствия использования средств ИКТ.

-          информационная безопасность в сфере информатизации образования.

Кроме того, использование средств ИКТ в целях повышения качества и эффективности образовательной и управленческой деятельности в образовательном учреждении предполагает: создание моделей инновационных и совершенствование существующих педагогических технологий, функционирующих на базе средств ИКТ; разработку автоматизированной системы учета текущей успеваемости и итогового тестирования на основе средств ИКТ; автоматизацию внутришкольного управления на базе методологии системного и квалиметрического подходов; разработку систем автоматизации ведения делопроизводства в учебном заведении.

Литература:

1.         Информационные технологии в российском образовании/сост.: И. Б. Шиян; автор идеи А. И. Адамский. — М.: Эврика,2003.-144с.

2.         Коротеева, О. С. Новые образовательные технологии в информационном пространстве/ О. С. Коротеева, Л. В. Хорева //Образовательные технологии.-2008.-№ 2.-С.64–74.

3.         Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сб. учеб.-методич. материалов для пед. вузов /Нац. Фонд подг. кадров. — М.: Унив. кн.,2008.-557с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle