Библиографическое описание:

Исаева С. Ю., Кузнецова К. В., Игейсинова Г. М. Развитие и становление педагогики как науки [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 31-32.

Корни педагогики как науки составляющей органическую часть общечеловеческого осознания, уходят в далекое историческое прошлое.

История педагогики, в частности системы воспитания и обучения в древнем веке из-за незначительности источников остается в тени, тем не менее некоторые исследования показывают, что еще с первобытно общинного строя особое внимание уделялось привитию потомству таких нравственных идей, как: трудолюбие, справедливость, уважение к родителям. Народная педагогика складывалась медленно в недрах народных масс, нашла свое отражение в памятниках народного творчества. Отличая педагогическое значение сказок, великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Сказки — это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Как указывает летопись, в 988 году князь Владимир после крещения киевлян стал строить первые школы “даяти нача на учение книжное”. Замечательным педагогическим памятником конца XI века является “поучение Владимира Мономаха детям”. Педагогика-наука о воспитании и обучении подрастающего поколения. Определяя содержание педагогики, очень важно выделить такой аспект, как приобщение к общечеловеческим ценностям, которые объединяют, сплачивают людей принадлежащих к различным культурам и общественным системам. Вершина зарубежной педагогической мысли зародилась в эпоху Возрождения (XIV- XVI).

Выдвинутые в эту эпоху в Англии социалистом утопистом Томасом Мором (1478–1535). Педагогические идеи имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового обучения мужчин и женщин, подчеркнул огромную роль трудового воспитания. Великий классик, основоположник мировой педагогики, сын чешского народа Ян Амос Каменский/1592–1670/ и его педагогические идеи — “дороги” к народу, к просвещению. Следуя Платону и Аристотелю, Каменский основными “кардинальными” добросовестными качествами считает мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Цель воспитания Каменский выводил из религии, заявлял, что этой целью является подготовка человека к загробной, вечной жизни. По мнению Каменского имеются три ступени воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (Нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание). Многое о чем мечтал, что возвещал Каменский опережая свое время, вошло в практику. Значительный вклад в развитие основ современной школы и педагогики, как в прошлые века, так и сегодня, внесли представители русской и зарубежной мысли. Преподаватели и педагоги закладывали основы демократической педагогики, среди которых важное место занимают идей К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Песталоции, Геберта и др. Произведения классика русской педагогики К. Д. Ушинского, стали настольными книгами Многотысячной учительской армии. Ушинский требовал построения обучения на основе учета возрастных особенностей детей. Исходя из психологических особенностей детского возраста. Большое значение уделял принципу наглядности «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Ушинский является основоположником народной школы России, создателем глубокой, стройной педагогической системы. В укреплении педагогической мысли значительную роль играли прогрессивные русские педагоги, работавшие в Закавказье Д. Д. Семенов, А. О. Червянский и др. Они были воспитателями первых учителей азербайджанцев, которые сыграли важнейшую роль в просвещении народов Закавказья. Один из учеников Ф.Корчали писал: «А. О. Чернявский принадлежит к числу тех редких и преданных своему делу педагогов, которые находят удовлетворение в служении окружающему молодому поколению. Он как Песталоцци постоянно находится среди питомцев, давая им полезные советы». Песталоцци первым отметил связь воспитания с трудом. Он видел в детском труде, прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей. Он стремился дать детям не узко ремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку. В этом заключается важнейшее педагогическое значение “лейговского опыта” Песталоцци. Немалую роль в советской педагогике сыграли Шатский, Макаренко, А.С. Сухомлинский, Н. К. Крупская. Крупская особое внимание уделяла вниманию коллективизма, во всесторонне развитого человека, внутренне дисциплинированного, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить. История педагогики исследует становление и развитие педагогической науки и практики воспитания в различных исторических эпохах, выявляет наиболее характерные причины, источники развития педагогических теорий и практики воспитания. Педагогика предполагает самостоятельные ветви развития — дошкольная педагогика, педагогика среднего специального образования, педагогика высшего образования. Педагогика опирается на диалектика-материалистическую теорию познания, этику, эстетику, на психологию и физиологию, используя их достижения при раскрытии закономерностей воспитания.

Одновременно сама педагогика вооружает все указанные науки важными результатами и рекомендациями, касающимися специфики воспитательного процесса. Основной задачей и целью педагогики является воспитание в ряде концепции, рассматривается в двух аспектах как идеал, к которому стремиться общество; как прогнозирующий результат, который планируется достичь за определенный промежуток времени. «Доминантная цель воспитания» определяется как формирование «Личности Гражданина, способностей полноценно жить в новом демократическом обществе, быть полезным этому обществу». Вступив в новое третье тысячелетие, человечество не должно забыть истоков. Обогащенное знаниями прошлых веков, оно должно развиваться, совершенствоваться, двигаться по пути прогресса. Жизнь не стоит на месте. Она развивается и движется, ставя перед человечеством новые цели, новые задачи, решение которых способствует новому эволюционному скачку человеческой мысли и подъему науки.

Литература:

1.      Управленческая педагогика и психология.- Г. М. Ахмедов, А. В. Байрамов, Г. Г. Ахмедов. Баку-АМУ-2003г.

2.      Краткий педагогический словарь. - М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова, Москва-1984

3.      Избранные педагогические сочинения, Том-4(в 5 томах) - Гусейн Ахмедов, АМУ-2001

4.      История педагогики.- М. Г. Ярошевский, Москва-«Мысль»-1976 г.

5.      Педагогическое наследие. Каменский Я. А., Руссо Ж. Ж. и Г Песталоцци. Москва «Педагогика»-1989г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle