Дидактическая игра как основной метод формирования системы экологических знаний о растительном мире | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пелевина, И. А. Дидактическая игра как основной метод формирования системы экологических знаний о растительном мире / И. А. Пелевина, М. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4417/ (дата обращения: 23.04.2024).

На протяжении всей истории вопрос о знакомстве дошкольников с окружающим миром находился в центре внимания не только педагогических работников, но и учёных, писателей, историков. Изучение окружающего мира всегда считалось одним из важнейших факторов формирования гармонически развитой личности.

Ведущее место в формировании важнейших качеств личности, отводится дошкольному возрасту, так как именно на этом этапе ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, что и является базой для формирования личности в целом и поведения человека в будущем.

Передача экологических знаний — это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования различных методов и приёмов. Основными группам и методов обучения дошкольников являются следующие: практические, наглядные, словесные, необходимо отметить, что все эти методы очень редко применяются изолировано, а, как правило, используются в различных комбинациях друг с другом.

Способность дошкольников к усвоению систематизированных знаний о природе подтверждена в исследованиях В.Г Гревцовой, Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой, Т. В. Христовской и др. Новизна подхода состоит в том, что систематизированные знания о растительном мире усваиваются дошкольниками с помощью игр. Роль игрового обучения в усвоении знаний на основе игровой мотивации и положительных эмоций, что способствует формированию осознанного отношения к природе. Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

Историко-педагогический анализ показал, что использование дидактических игр прослеживается с глубокой древности. Игра рассматривается многими педагогами прошлого (Аристотель, Платон, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.) как важнейший фактор совершенствования детей, как метод обучения и воспитания.

В современной педагогической науке большую роль в развитии вопросов игры и обучения внесла А. П. Усова. Она отметила, что введение в игру дидактической задачи дает возможность ребенку оперировать вложенными в нее знаниями: он учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. В исследованиях современных педагогов, дидактическая игра в учебно-воспитательном процессе выступает в различных функциях:

-        как средство воспитания (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, П. Г. Саморукова, А. П. Усова и др.);

-        как форма организации обучения и воспитания (В. Н. Аванесова, В. Р. Беспалова, Л. И. Инякина, А. С. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.);

-        как метод, прием обучения и воспитания детей (Ф. Н. Блехер, Р. И. Жуковская, З. В. Мануйленко и др.).

Большинство авторов, занимающихся вопросами дидактической игры и игровых методов и приемов в обучении, рассматривают их в основном как средство усвоения, закрепления и углубления знаний (В. Н. Аванесова, Т. М. Бабунова, А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, О. П. Янковская и др.). Однако некоторые исследователи не отрицают возможностей дидактической игры в усвоении новых знаний (В. Н. Аванесова, В. Р. Беспалова, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Е. Ф. Иваницкая, Д. И. Цицхвая и др.).

Особый интерес представляет исследование З. М. Богуславской, направленное на определение психологических особенностей познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях сюжетно-дидактической игры. Автором установлено, что повторно проведение игр способствует формированию на базе игровых интересов нового познавательного отношения к обучению.

Дидактические игры представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические, или авто дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровые ситуации, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр — занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное): одна из них -обучающая, которая принадлежит взрослому; а другая — игровая, ради которой действует ребенок.

Дидактическая игра как самостоятельная деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (по классификации Бондаренко А. К.) В играх с предметами используют игрушки и реальные предметы.

В дидактических играх широко используют разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал и т. д.

Настольно — печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам; парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решают при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.

Дидактические игры составляются по-разному. В одних есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действия, игровое правило; в других- некоторые составляющие. По этому дидактические игры (по классификации Канышевой Н. М.) можно разделить на сюжетно — ролевые и игры — упражнения, которые включают отдельные элементы игры. В сюжетно — ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом, в таких играх внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий и задача обучения им не осознается. В играх- упражнениях она выражена явно.

Сорокина А. И. разработала свою классификацию дидактических игр по форме организации и роли педагога: Игры — беседы (диалоги); «Найди рифму»; «Так бывает или нет», «Кто больше знает» и т. д.

Игры — путешествия, «Путешествие в страну растений», «Ночное путешествие в ботанический сад под Новый год», «Путешествие в лес, в поисках диковинных растений», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год»;

Игры — поручения; (В основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения), например, «Не ошибись», «Наоборот», «Цветочек», «Волшебный мешочек»; Игры — предложения; «Что было бы.».., «Что бы ты сделал» и т. д.

Игры — загадки; «Лес», «Комнатные растения», «Отгадай загадку и опиши отгадку».

Некоторые специалисты выделяют группу дидактических игр экологического содержания (Дьяченковой А.), выделяет их по существенным задачам:

Игры, показывающие разнообразие среды обитания («Этажи леса»,«Кто, где живет») — включаются понятия, о природных сообществах -могут быть с картинками или макетирование.

Дидактические игры на уточнение знаний о различных климатических зонах (тундра, пустыня);

Дидактические игры, показывающие зависимость внешности живых объектов от среды обитания («Кто летает, бегает, плавает», «Чем питаются≤», «Чьи следы», у растений — светолюбивые, теневыносливые) моделирование признаков.

Игры с целью закрепления знаний о пищевых отношениях. («Пищевые цепочки», «Кто твой друг»),

Игры связанные с темой «человек и природа». («Цветик — семицветик», «Экологический светофор»),

Независимо от вида, дидактическая игра имеет определенную / структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнении (Сорокина А. М.). Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми, действиями. Таким образом, обязательным структурным дидактической игры являются: обучающая и игровая задачи, игровые действия и правила. Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры:

Дидактическая задача

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности детей, т. к. в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Игровая задача — осуществляется детьми в игровой деятельности.

Эти две задачи — и есть взаимосвязь обучения и игры.

Игровые правила

Игровая цель правил игры — организация действий поведения детей. Правило могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачных результатов. Важно, определить правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Новый подход в решении вопроса о дидактических играх можно отметить в работах А. А. Смоленцевой, посвященных сюжетно -дидактическими играм, где закрепление полученных ранее математическихзнаний происходит в ходе соединения сюжетно-ролевой игры с дидактическим содержанием игры («Помоги растению», «Найди комнатное растение по описанию», «Найди цветок по семенам», «Загадай у мы отгадаем», «Съедобное — несъедобное», «Самые разные цветы», «Что нужно растению», «Хорошо — плохо», «Вершки и корешки», «Что где растет», «Чего не хватает», «Волшебный мешочек», «Найди листок», «Найди дерево по описанию» и т. д.).

С. Н. Николаева, в методике экологического воспитания выделяет новый вид учебных игр — игровые обучающие ситуации (ИОС), которые представляют собой сплав дидактической и сюжетно-ролевой игры.

Можно выделить несколько ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой, их экологического воспитания:

ИОС с игрушками — аналогами;

Цель: дать возможность сравнить с живым объектом, вывести признаки живого. Игровые обучающие ситуации можно использовать как сюрпризный момент и как на нахождение частей.

Такой прием работы может использоваться с младшей группы.

С помощью игрушек — аналогов легко продемонстрировать, что можно делать с предметами и что, можно делать с живыми объектами, т. е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

ИОС с игрушками — аналогами могут быть включены в любую форму экологического воспитания: наблюдения, занятия, беседы, труд.

ИОС с литературными персонажами:

Этот тип ИОС, связан с использованием кукол, изобразительных персонажей произведений. В экологическом воспитании с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения.

Каждая отдельно взятая ИОС решает, дидактическую задачу с помощью литературного персонажа — его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Если в обычной дидактической игре воспитатель «над детьми», то в этом случае на ровне или дети «над куклой», также воспитатель выполняет две роли: свою и куклы. ИОС типа путешествия:

Такой вид организуется по инициативе воспитателя, могут использоваться в различных ситуациях («Путешествие в зимний лес», «Путешествие по континентам»). ИОС типа путешествия имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания. Путешествие в данном случае — это собирательное название различного рода игр в посещении выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, сада и т. д.

Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что все обозначенные положения создают правомерную основу для поиска новых путей включения дидактических игр непосредственно в процесс обучения, в частности, в ознакомление старших дошкольников с природой (растительным миром).

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, дидактическая задача, экологическое воспитание, действие, ребенок, знание, игровая деятельность, окружающий мир, правило.

Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы...

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

Ключевые слова: дидактические игры, экологические игры. Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

игра, ребенок, природа, экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое воспитание детей, дидактическая игра, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников, экологическое...

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

игра, ребенок, природа, экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое воспитание детей, дидактическая игра, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников, экологическое...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания...

игра, природа, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, окружающий мир, наглядное моделирование, игровое действие, дидактическая игра, дидактическая задача.

Дидактическая игра и ее роль в развитии экологической культуры

игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое воспитание, мыслительная деятельность.

Организация дидактической игровой деятельности...

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий. Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную познавательную информацию.

Формирование представлений об окружающем мире...

игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое воспитание, мыслительная деятельность.

Дидактическая игра как средство развития экологического...

Основной формой реализации работы по формированию экологического воспитания посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста были организация образовательной деятельности, индивидуальная работа...

Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы...

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

Ключевые слова: дидактические игры, экологические игры. Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

игра, ребенок, природа, экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое воспитание детей, дидактическая игра, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников, экологическое...

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

игра, ребенок, природа, экологическое воспитание, дошкольный возраст, экологическое воспитание детей, дидактическая игра, экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников, экологическое...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания...

игра, природа, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, окружающий мир, наглядное моделирование, игровое действие, дидактическая игра, дидактическая задача.

Дидактическая игра и ее роль в развитии экологической культуры

игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое воспитание, мыслительная деятельность.

Организация дидактической игровой деятельности...

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий. Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную познавательную информацию.

Формирование представлений об окружающем мире...

игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое воспитание, мыслительная деятельность.

Дидактическая игра как средство развития экологического...

Основной формой реализации работы по формированию экологического воспитания посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста были организация образовательной деятельности, индивидуальная работа...