Библиографическое описание:

Карпова И. А. Синтез искусств как средство художественно-творческого развития дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 52-54.

Проблема взаимодействия, синтеза искусств является одной из наиболее сложных в теоретических исследованиях искусствоведов, психологов, педагогов. Тенденция к их слиянию и взаимовлиянию обусловлена связью с явлениями общественной жизни, различными формами общественного сознания. Еще философы Древней Греции (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель) отмечали, что самые сильные эмоциональные переживания человека связаны с искусством и творчеством. Так, Аристотель прекрасное в творчестве называл «удивлением», а переживания человека, воспринимающего трагедию, «катарсисом» (как проявление чувств). Проблемой синтеза искусств занимались многие представители «искусства и искусствознания»(С. П. Козырева) и в последующие эпохи (Филострат, Леонардо да Винчи, Р. Вагнер, М. А. Врубель, И. И. Бродский, М. К. Чурлёнис, Ю. Б. Борев, А. Н. Буров, В. В. Ванслов, Ю. А. Кремлёв, Б. С. Мейлах и др.).

Ученые отмечают, что вначале, в древние времена, искусство было синкретичным, а затем произошло его разделение. Т. Г. Казакова пишет, что в результате этого разделения «определились специфические средства выразительности каждого искусства, образно говоря «языка», с помощью которого музыкант, художник, писатель общается со зрителем, слушателем, читателем. Этот процесс становится богаче, если человек обладает высоким уровнем художественной культуры, эстетически тонко воспринимает произведение искусства» [6, с.114].

Началом научной разработки проблемы взаимосвязи синтеза искусств считают 1976 год, когда в Москве состоялся симпозиум на тему «Проблемы взаимосвязи и синтеза искусств». А. Я. Зись в своих работах говорит о двух тенденциях современной системы искусств: первая — тяготение к синтезу; вторая — сохранение суверенности каждого вида искусств. Он считает, что их «диалектическая взаимозависимость» ведёт не к «поглощению» одних искусств — другими, а к «взаимообогащению».

Проблемой влияния синтеза искусств на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста занимались: Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Р. М. Чумичева, В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, И. Л. Дзержинская, Л. Я. Панкратова, Г. Н. Пантелеев, Л. В. Пантелеева, Л. Н. Комисарова, Л. С. Фурмина, С. П. Козырева, Е. Н. Зуйкова, Б. П. Юсов, И. Н. Клюева, К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан, О. Ю. Зырянова, Г.П. Новикова, О. С. Ушакова и др.

Анализ философской литературы показывает, что в философии интеграция рассматривается как некое целостное образование разного уровня сложности. Философы считают интеграцию универсальной категорией, а «синтез» — наиболее высоким уровнем интеграции.

В работах философов отмечаются различные подходы к классификации объединения различных искусств, образно называемые терминами «склеивание», «симбиоз», «размывание», «соподчинение», «снятие», «концентрация» (Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, М. С. Каган).

Т. Г. Казакова указывает, что хотя каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей системой изобразительно-выразительных средств, однако ни один из них, взятый в отдельности, не в состоянии воссоздать картину мира во всем её многообразии, это возможно только при «наличии синтеза искусств». Это подтверждает в своих исследованиях и Л. С. Выготский, он пишет, что восприятие любого произведения искусства (живописи, музыки, поэзии) вызывает у человека массу ассоциативных образов, которые обогащают «палитру чувств», что связь между видами искусства выражается в их «взаимообогащении».

Философский энциклопедический словарь дает такое определение синтеза искусств: «Синтез искусств, органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Синтез искусств — это создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувства» [12].

Ученые считают, что расширение синтетических возможностей искусств соответствует социальной и культурной жизни современного общества. В. И. Тасалов отмечает три фактора, которые явились причиной формирования нового понимания интеграции искусств:

1 фактор — усложнение элементов творческого труда человека во всех сферах;

2 фактор — творческое развитие каждой личности как сугубо практическая потребность нового этапа, без решения которой нельзя реализовать цели современного научно-технического прогресса;

3 фактор — утверждение большого числа «новых феноменов собственно художественной практики» (художественное конструирование в технике и производстве, дизайн, прикладная и промышленная графика, телевидение и т. д.) [3, с.38].

Е. Н. Зуйкова выделяет 4 исторических периода проблемы синтеза искусств и основные направления художественно-творческого развития в каждом периоде:

1 период(конец XIX — начало XX в.) — развитие фантазии, бессознательного, сенсорики; синкретичность детского художественного творчества (З. Фрейд, К.Юнг, К Риччи, М. Монтессори, Л. Г. Оршанский);

2 период(1917–1930 гг.) — роль среды; развитие образного мышления, активность и свобода творчества ребёнка; опора на возрастные особенности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, К. Н. Вентцель, Ф. И. Шмидт, Ж. Пиаже, А. В. Бакушинский, Б. В. Асафьев);

3 период (1940–1970гг.) — обогащение жизненных впечатлений; роль обучения; связь видов искусств; формирование творчества (Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева, В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова и др.);

4 период(1980–1990гг.) — современные тенденции художественно-творческого развития детей с позиций личностно ориентированной модели, синтеза и взаимодействия искусств, интегрированной системы образования и воспитания [6, с.118].

Экспериментальные исследования современных ученых подняли проблему синтеза искусств, в художественно-творческом развитии детей, на качественно новый уровень. Незаметно поменялись акценты: речь идет уже не о том, что «в разных искусствах можно обнаружить нечто общее», а о том, что «нечто общее по-разному проявляется в разных искусствах» (Л.Савенкова). Современные исследователи проблемы синтеза искусств говорят о том, что у истока всех видов художественного творчества некое единое отношение человека к бытию — отношение, суть которого в значительной мере передаёт знаменитая строка Ф. И. Тютчева «Всё во мне, и я во всём!».. Также это касается и разработки новых интегрированных программ и направлений исследований по различным видам искусства, основывающихся на «полихудожественном» (термин Б. П. Юсова) подходе: Программа «Живой мир искусства» (Б. П. Юсов и др.) — соединяет разные виды художественной деятельности — музыку, изобразительное искусство, родной язык, литературу, хореографию, театр. Современные тенденции в подходах к музыкальному развитию детей дошкольного возраста раскрыты в Программах «Гармония» (К. В. Тарасовой), «Синтез» (Т. Г. Рубан). В их основе лежит проблема взаимодействия искусств, что обеспечивает приобщение современных детей к миру художественной культуры, в котором значительное место занимает музыка.

Анализлитературы по проблеме показывает, что синтез (взаимодействие) различных видов искусств и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве ДОУ открывает новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве. Синтез искусств позволяет: оптимизировать художественное воспитание детей дошкольного возраста; улучшить качественные характеристики художественных образов, создаваемых детьми; повысить креативность, инициативность и самостоятельность каждого ребёнка.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что синтез искусств можно рассматривать как путь становления художественной культуры ребёнка, что синтез искусств имеет огромное значение в художественно — творческом развитии детей дошкольного возраста.

Литература:

1.      Борев Ю. Б. Эстетика — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат. — 1989. — 496с.

2.      Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. — Л.: Художник РСФСР. — 1983. — 232с.

3.      Взаимодействие и синтез искусств./ под ред. Б. Ф. Егорова, Б. С. Мейлоха, Б. М. Твердова и др. — Л.: Наука. — 1978–270с.

4.      Гердт Н. Интеграция искусства. // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7 — с.42–46

5.      Зись А. Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств. В кн.: Взаимодействие и синтез искусств / под. ред. Д. Д. Благой — Л.: Наука, Лен. отд-е — 1978. — с.5–20.

6.      Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.

7.      Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средства развития изобразительного творчества старших дошкольников. Афтореф. дис. канд.пед.наук. — М.: 1985–21с.

8.      Козырева С. П. Отражение музыкального образа в детских рисунках. // Дошкольное воспитание. — 1978. — № 2. — с.52–56

9.      Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников. — Афтореф. канд. дис. — 1985.

10.  Мелик-Пашаев А. А. Что раньше: искусства или Искусство≤ // Искусство в школе. — 2001. — № 4. — с.3–4.

11.  Савенкова Л. Интеграция в художественной педагогике изо. // Искусство в школе. — 2001. — № 4 — с.4–7.

12.  Философский энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия. — 1989. — с.583

13.  Чумичева Р. М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4 — с.15–21

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle