Библиографическое описание:

Гордеева Т. Г. Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 139-141.

Многолетние кризисные процессы в обществе привели к росту количества детей, лишенных родительской опеки и возможностей естественной социальной адаптации. Опыт тяжелых психологических травм, нарушение отношений со значимыми близкими, социальная депривация затрудняет их развитие и вхождение во взрослую жизнь.

Основные психоэмоциональные проблемы детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, — инфантильность, выраженная психологическая зависимость, лабильность, отсутствие личностной интегрированности. Им присущи эмоциональная нестабильность с тенденцией к росту тревоги в ситуации испытания, эмоциональная незрелость, пессимистическая оценка собственных жизненных перспектив, или, наоборот, склонность к инфантильным фантазиям, завышенный уровень притязаний, искажения развития мотивационно — волевой сферы, потребность во внешней поддержке и регламентации деятельности, затруднения формирования Я-образа и Я-концепции.

Воспитанники имеют в разной степени выраженности отставание в развитии, что проявляется в замедлении приема и переработки сенсорной информации, несформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов. Характерным является низкий уровень речевой активности. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы (ММД, ППЦНС) [3].

Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса). Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т. е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость, они довольно быстро утомляются, причём это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребёнка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия [5].

Учитывая вышеперечисленные специфические особенности развития воспитанников, работа на логопедических занятиях осуществляется при целенаправленном воздействии с применением специальных коррекционных и здоровье сберегающих технологий:

1.      Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы. Проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий, продолжительность 2–5 мин., рекомендуются в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, музыкально-ритмические движения и т. д. в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой), проводится как отдельное занятие, так и используются отдельные фрагменты. Направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», восполнению пробелов в формировании лексического запаса, способствует совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Движения сопровождаются стихотворным текстом, в рамках лексической темы. Структура занятия так же включает задания на развитие тактильных ощущений средствами дермолексии.

Гимнастика дыхательная. Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

-        положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

-        способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-        улучшает дренажную функцию бронхов;

-        восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-        исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика (совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе). Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Подбор упражнений осуществляется с учетом логопедического заключения, выполнение может сопровождаться стихотворными текстами, музыкой, показом сюжетных картинок/мультимедийной презентации («Сказка о Язычке»).

Гимнастика для глаз. Продолжительность 3–5 мин., после выполнения заданий, увеличивающих интенсивность зрительной нагрузки (задания с использованием ИКТ, штриховки, обводки, собирание картинок). Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога, музыкальное сопровождение, стихотворные тексты.

Релаксация. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии. Музыкальное сопровождение (Чайковский, Григ, Скрябин), звуки природы (шум моря, пение птиц) помогают создать необходимую атмосферу.

2.      Технологии обучения здоровому образу жизни

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др [2].

Самомассаж. Является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом и музыкой, оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения (методика Е. Железновой). Рекомендуется использование как специального оборудования (массажные валики, мячи, мячики су-джок), так и подручных предметов (карандаши, грецкие орехи, мешочки с крупой, мелкие камни и т. д.).

3.      Коррекционные технологии

Арттерапия. лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами — глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т. д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке [4].

Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60–64 такта в минуту.

Сказкотерапия. Сказка — любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты — предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.

Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьера. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Психогимнастика (упражнение в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера). Рекомендуется частичное использование для снятия утомляемости, истощаемости, непоседливости, вспыльчивости, стимулирования речевой деятельности.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая используемая в комплексе коррекционного воздействия технология имела оздоровительную направленность. Это позволяет организовать учебную деятельность воспитанников, поможет им успешно преодолеть имеющуюся речевую патологию, а также естественные трудности школьного обучения в целом. Таким образом, логопедическая работа будет способствовать укреплению физического, психического и социального здоровья воспитанников, формированию коммуникативной культуры, вооружит детей средствами познания и развития мировоззрения.

Литература:

1.                  Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Бурменская Г. В., Карабанова O. A., Лидере А. Г. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 136 с.

2.                  Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. — М.: Астрель, 2010. — 114 с.

3.                  Гордеева Т. Г. Особенности речевого развития младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 260.

4.                  Грибова O. E. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией / О. Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 2. — С. 12.

5.                  Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф сервис, 1998. — 329 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle