Автор: Бегларян Ирина Святославовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Библиографическое описание:

Бегларян И. С. Роль аккомпанирования в контексте профессиональной подготовки будущего учителя музыки [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 158-160.

Система музыкального образования, реализующая подготовку учителя музыки, является специфической областью образования. Ее основу составляет художественно-творческая (музыкальная) деятельность, которая выступает с одной стороны как предмет освоения, с другой — как результат учебной работы. Музыкально-педагогическое образование, решающее задачи подготовки учителей музыки для общеобразовательных учреждений определяет направленность обучения и совершенствование профессионально-творческих навыков.

В педагогике музыкального образования в последние десятилетия активно решаются проблемы совершенствования подготовки специалистов. Созданы профессиограммы учителя музыки, «модель идеального специалиста», выделены компоненты профессионального мастерства, определены профессиональные требования к выпускникам музыкально-педагогических учреждений (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова и др.). От того, каким будет учитель музыки, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника. Решение этой важной, актуальной задачи может быть осуществлено только при наличии высококвалифицированных учителей, владеющих системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности. [1, с. 7]

В профессиональной деятельности учитель должен, прежде всего, уметь применять полученные теоретические знания в практической деятельности и адаптировать их к конкретным условиям производственной ситуации; устанавливать партнерские отношения с коллегами, плодотворно взаимодействовать с учениками и их родителями; грамотно проектировать развитие собственной карьеры и творческий рост своих учеников; выделять приоритеты в самостоятельной педагогической деятельности и многое другое. Анализ профессиональной деятельности выпускников музыкально-педагогических учебных заведений показывает, что социальный запрос выдвигает в качестве важнейших компонентов профессионального мастерства специалиста зрелость духовной культуры личности, высокий уровень мотивации музыкальной деятельности, профессиональную мобильность, сформированную систему убеждений и ценностных ориентаций, коммуникативную культуру.

Специалист любого профиля подготовки должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, которые отражают общественный эталон выпускника музыкального учебного заведения и формируют «модель идеального специалиста». Наиболее важными среди них являются: мотивация профессиональной музыкальной деятельности, ценностное отношение к профессии; профессиональное исполнительское мастерство, опыт творческой деятельности; фундаментальная общетеоретическая, психолого-педагогическая и специальная музыкальная подготовка; индивидуально-психологические качества личности, позволяющие самосовершенствоваться в профессии.

Наш колледж принимает на отделение «Музыкальное образование» абитуриентов с различной степенью подготовки. Одна из первоочередных задач, стоящих перед преподавателями, преодолеть разрыв между художественными замыслами, интерпретаторскими намерениями студентов и их профессиональными (техническими) возможностями.

Преподавателями музыкального отделения применяется ряд современных технологий для активизации процесса обучения по спец. дисциплинам. Инновационные подходы к обучению игре на музыкальных инструментах будущих учителей музыки включают опору на возросший интеллектуальный потенциал студентов и рациональный подход в организации процесса обучения, формирование музыкально-педагогической мотивации на будущую профессию, формирование умений и навыков, необходимых для выполнения основных профессионально-исполнительских функций учителя музыки, активизацию волевых черт характера, стимулирование процесса самопознания и самореализации студента на основе его профессиональной заинтересованности, взаимопонимания между педагогом и студентом, использование различных средств педагогического стимулирования.

Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем научиться хорошо играть на рояле. Издавна бытует мнение о том, что научиться хорошо аккомпанировать невозможно: аккомпаниаторское умение — «дар божий», «прирожденный талант» и. т. п. Не умаляя роль таланта и специфической одаренности в аккомпаниаторской работе, отметим, однако, что сами по себе они еще не обеспечивают высокого профессионализма. [2, с. 10]

Интерес к ансамблевой игре, в частности к аккомпанементу, проявляется несколько позже, когда студент уже почти сформировался как музыкант, когда потребность в расширении масштабов исполнительства приводит к стремлению освоить новый вид деятельности — музицирование. Однако нередко студенты надолго задерживаются в рамках освоения музыкального инструмента, и это обстоятельство приводит к тому, что педагогам учебной дисциплины «аккомпанемент» приходиться иметь дело с музыкантами, к сожалению мало представляющими себе законы и особенности аккомпанемента как одной из форм ансамбля. Следует особо подчеркнуть: плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, пока не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. От мастерства и вдохновения аккомпаниатора почти всегда зависит творческое состояние солиста (вокального, хорового, танцевального кол-ва).

В курсе учебной дисциплины «Аккомпанемент», которая вводится на 3 курсе, студенты помимо других видов деятельности, таких как: транспонирование аккомпанемента с одновременным исполнением вокальной партии, чтение с листа, работа с фактурой (упрощение аккомпанемента, соединение вокальной партии, хоровой партитуры с аккомпанементом и др.) обучаются аккомпанированию: детскому хореографическому коллективу, солисту, партнеру по фортепианному ансамблю, собственному вокальному исполнению.

И каждый раздел предполагает решение конкретных задач, выдвигая в связи с этим определенные требования к концертмейстеру-аккомпаниатору. Специфика деятельности музыканта-аккомпаниатора состоит в многопрофильности и полифункциональности. Многопрофильность этой деятельности проявляется в разнообразии видов и составов исполнительских коллективов. Работа с каждым из этих коллективов отличается своей спецификой и требует от аккомпаниатора специальных знаний и определенных исполнительских умений и навыков. Сложность аккомпаниаторской деятельности обуславливается её полифункциональностью. Изучая тему «Аккомпанемент солисту» или «Аккомпанемент школьному хору», студенты создают собственную трактовку композиторского сочинения, отбирают вариант определенного звукового воплощения этой интерпретации, доносят до детской аудитории художественное содержание музыкального произведения, увлекают и заинтересовывают юных слушателей своим искусством. Будущий учитель музыки — зачастую и солист, и аккомпаниатор в одном лице — является одновременно и актером, и режиссером исполнения.

Анализ содержания предмета и структуры аккомпаниаторской деятельности показал, что такой вид деятельности осуществим лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для того, чтобы быть хорошим аккомпаниатором, необходимо владение пианистическими навыками, основами теории и практики аккомпанемента, достаточное развитие музыкальных способностей, знание произведений разных стилей и композиторов, умение анализировать логику драматургического развития музыкально-поэтических произведений, сформированность навыков и умений аккомпанирования, а так же необходимы эмоциональность и волевые качества. [3, с. 57]

На уроках аккомпанемента ярко проявляется комплексность подготовки студента, которая обусловливает тесную взаимосвязь знаний, умений и навыков, приобретаемых на других музыкально — исполнительских и музыкально-теоретических дисциплинах, поскольку без прочной опоры на знания в области теории, гармонии, полифонии музыки, без усвоения таких понятий, как стиль, жанр, форма, музыкальный образ, исполнительская интерпретация, невозможно развитие профессиональных и творческих навыков.

Важнейшим видом подготовки студентов к профессиональной деятельности на уроках аккомпанемента является аккомпанирование. В нем наиболее ярко выражается личность аккомпаниатора как человека, способного создавать. В основе этой деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпретация максимально развивает творческую самостоятельность, актуализирует прошлый опыт, создает ассоциативные связи.

Аккомпаниаторские навыки — это специальные навыки: умение играть по нотам, отслеживая и фортепианную и вокальную партии, создание музыкально-художественного образа в ансамбле (фортепианном, вокальном), умение слышать партнера, вносить, при необходимости, вокальную партию в аккомпанемент, читать нотный текст с листа, транспонировать, владеть навыками подбора по слуху и импровизировать.

Согласно данным психологии и искусствоведения, музыкально-творческий процесс в сфере искусства, как и всякий продуктивный процесс,— это движение от исходного познания через осмысление, поиск к художественному воплощению представляемого. Применительно к деятельности студента на уроках аккомпанемента, творческий процесс — это движение от замысла музыкального произведения композитором к его воплощению исполнителями. Реализация творческого замысла органично связана с активным поиском, который проявляется в раскрытии, корректировке и уточнении, совместно с солистом (хором) художественного образа произведения, заложенного в представлении и нотном тексте.

По мере овладения знаниями на уроках аккомпанемента, перед студентами открываются широкие возможности самостоятельного творческого поиска.

Профессиональные навыки, обобщенные понятия, а главное, активное отношение к познавательной деятельности — взаимосвязь и развитие всех этих компонентов приводят к формированию сложного ансамбля, который лежит в основе принципа музыкально-творческой деятельности будущего учителя музыки.

Проведенный анализ аккомпаниаторской деятельности показал, что в процессе этой деятельности происходит развитие личностных качеств:

-          развивается гибкость ума, умение глубже чувствовать окружающий мир, способность сопереживать другим, отыскивать причины проявлений тех или иных человеческих чувств в различных жизненных ситуациях, закономерности влияния этих ситуаций на психологическое состояние человека;

-          умение взаимодействовать с другими людьми, прислушиваться к их мнению и отстаивать своё, а также умением получать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе, в том числе и лидерские, вступать в творческий диалог со слушателями;

-          умение поставить цель и организовать её достижение, способность к самоанализу и самооценке;

-          а также совершенствуются пианистические навыки, приобретенные на занятиях по музыкальному инструменту, развивают музыкальный слух и память, музыкально-творческие способности, музыкальное мышление, восприятие, воображение и эмоционально-волевые качества.

В процессе содержательного освоения художественно-эстетических ценностей осуществляется эстетическое развитие;

За счет совместного прочтения педагогом и самими студентами художественного замысла поэта формируется творческий и эстетический потенциал;

Таким образом, мы можем сделать вывод, что такой предмет как «Аккомпанемент» играет большую роль в воспитании наших студентов, а аккомпанирование является одним из основных компонентов профессиональной подготовки специалистов.

Литература:

1.         Сизова Е. Р.Организация и содержание профессиональной подготовки музыканта-педагога в условиях современного социума: моногр. / Е. Р. Сизова. — М.: АПК и ППРО: Челябинск: ЧГИМ, 2007. — 11,1 п.л. ISBN 978–5-8429–0213–2.

2.         Сизова Е. Р. Профессиональное музыкальное образование в России: из прошлого в будущее / Е. Р. Сизова // Перспективы развития музыкального образования в России III тысячелетия: сб. тез. рос. науч.-практ. конф. / Челяб. гос. ин-т музыки. — Челябинск: ЧГИМ, 2008. — С. 4–9.

3.         Шендерович Е. В концертмейстерском классе: размышления педагога. — М.: Музыка, 1996.-206 с.: нот.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle