Библиографическое описание:

Бегларян С. Г. Обучающие игры на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 77-79.

Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и методических исследований. Среди них особое место принадлежит вопросу об использовании игры в учебных целях. Об обучающей функции игры известно уже давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игровые формы работы способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, — как поступить, что сказать, как выиграть≤ Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. Использование игры на уроках иностранного языка также не ново. И, тем не менее, несмотря на очевидную привлекательность обучающих игр, они недостаточно используются на уроках иностранного языка, не стали подлинным средством обучения, частью общей системы. Практика показывает, что игры чаще всего служат развлекательным моментом на уроке, учителя к ним прибегают скорее для того, чтобы снять утомление учащихся, используя их лишь в качестве разрядки. А вместе с тем, игра имеет и большой обучающий потенциал. Именно поэтому данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах.

Но что же отличает обучающие игры от других видов игр≤ Прежде всего, обучающая игра характеризуется содержательной основой. Во-вторых, в обучающих играх игроки достигают заранее намеченный результат, а не практический как, например, в игровой деятельности. Заметим, что именно игровая деятельность является наиболее близкой детям, так как это любимое занятие детей, и она рассматривается многими психологами и педагогами как одна из форм организации детской жизни. В игровой деятельности формируется мотивационная сфера ребенка, сознательное желание учиться. В условиях этой деятельности значительно повышается острота зрения; происходит более глубокое запоминание нового материала, психологическая готовность детей к речевому общению.

Игра имеет много преимуществ, и она должна использоваться на уроках, особенно на уроках иностранного языка.

Говоря о классификации игр необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Среди отечественных психологов и педагогов внимания заслуживают такие авторы, как Н. П. Аникеева, М. Ф. Стронин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и Д. Б. Эльконин.

Н. П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр:

игры-драматизации, основанные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном;

игры-импровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации;

игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера;

деловые игры, в которых разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации.

М. Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида таких игр:

1)      подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;

2)      творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.

В данной статье я бы хотела подробно рассмотреть обучающие игры, которые мы чаще всего используем на уроках английского языка в начальной школе. Эти игры больше всего нравятся детям и дают положительный результат в достижении поставленных целей. Многие игры наши ученики запоминают и просят поиграть в них в средней школе.

1.    Фонетические игры практикуют и развивают произносительные навыки: отработка произношения и ритма, отдельных фонем, снятие фонетических трудностей.

Игра “I spy”

Учитель дает установку: I spy with my little eye.

Something beginning with [b].

Дети называют известные им слова, начинающиеся со звука [b]: bear, big, ball… Победителем считается ученик, назвавший последнее слово.

2.    Орфографические игры необходимы для тренинга в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть — на некоторые правила в правописании английских слов.

Игра “Мозаика”

Ученикам раздаются карточки с буквами. Учитель дает установку: “Было у меня слово, рассыпалось оно на буквы, угадайте, что это за слово≤”

Игра “Телеграммы”

Цель: развитие орфографического и лексического навыков.

Ход игры: преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе — со второй буквы и т. д.

3.    Задача обучающих грамматических игр научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления грамматической структуры, развить коммуникативную активность и самостоятельность младших школьников.

Игра “Грамматическое лото”

1. Seasons.

Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например: It is cold. It is white. I ski. I skate. I play snowballs.Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring≤ Is it winter≤ Выигрывает тот школьник, кто правильно назвал время года.

2. Button.

Глагол to have хорошо усваивается в игре “Button”(английский вариант игры “Колечко”). Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: “Button, button! Have you a button≤” — “No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит младших школьников к диалогической речи.

4.    Лексические игры ставят целью тренировать учащихся начальной школы в употреблении лексики в бытовых ситуациях, знакомить их со структурой английского высказывания, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию в коммуникативных блоках.

Игра “Выучи слова, используя рифмовку”

1)   Очень любит манку обезьянка — monkey.

2)   В английском я вершин достиг! Свинья, я знаю, будет — pig.

3)   Каждый из ребят поймет: птица — по-английски bird.

4)   Имеет пышный рыжий хвост проказница лисица — fox.

5)   В цирке он большой талант, слон могучий — elephant.

Игра “Сhildren and animals”

Цель игры: закрепление названий животных. Ученики встают в круг. Учитель рассчитывает детей на первый-четвертый. Затем следует команда: «All number ones cross the circle as a hare». Те учащиеся, чей номер один, пересекают круг, прыгая как зайчики и т. д.

5.    Ролевые игры формируют речевые умения, позволяющие реализовать максимум коммуникативных намерений при максимуме прочности и гибкости навыков использования языкового материала. Данный тип игры наиболее точно воссоздает ситуацию и атмосферу общения. За её участниками закрепляется определённый характер, они находятся в определённых отношениях, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную. У детей возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование и они должны найти средства для выражения своих эмоций.

Игра “Shopping”

Продавец: — Hello! Come in please!

Покупатель: — Good morning!

Продавец: — What do you like to buy≤

Покупатель: — I’d like to buy a bear (a ball, a cat)≤

Продавец: — Here it is!

Покупатель: — Thank you very much.

Продавец: — You are welcome! Come again!

Покупатель: — Thank you! Good bye.

Подводя итоги можно сказать, что игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Они комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.Игры способствуют выполнению важных методических задач:созданию психологической готовности детей к речевому общению; обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Литература:

1.      Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе: научное издание / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1998. — 223 с.

2.      Бочарова Л. П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 / — 1996–27 с.

3.      Бутко Г. В. Языковые игры на уроках английского языка. Иностранные языки в школе.-1987-№ 4

4.      Клементьева Т. Б., Монк Б. Счастливый английский. Книга 2. — М.: Просвещение, 1993.

5.      Колесникова И. Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. / И. Е. Колесникова — Минск: Народная Асвета. — 2000–120 с.

6.      Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин — М.: Просвещение, 2001–370 с.

7.      Якобсон П. М. Психология чувств и мотиваций / П. М. Якобсон. − М.: НПО «Модек», 1998 − 304с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle