Библиографическое описание:

Леонова В. Л., Ермолаева М. В. Инновационная форма дошкольной образовательной деятельности «Интерактивный музей» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 54-56.

Описание: 16

Современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи, развиваться творчески и духовно.

Идея создания интерактивного музея в детском саду представляет собой новую форму работы с детьми и их родителями и удивляет своей многозадачностью: формирует у дошкольников представления о музее; формирует проектно-исследовательские умения и навыки; формирует активную жизненную позицию; развивает креативное и логическое мышление; вовлекает родителей в жизнь ГБДОУ; формирует умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; обогащает кругозор дошкольника; овладение миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов

Именно интерактивность позволяет ребенку самому участвовать в жизни музея, видеть результаты своего труда и формирует принципиально новое отношение ребенка к музеям в целом.

Проект рассчитан на работу с детьми трех–семи лет и предлагает новые организационно–методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников. Интерактивный музей позволяет и внедрение столь популярных сегодня инновационных технологий, так как предполагает ряд различных форм работы с детьми:

-        Беседы

-        Проекты

-        Моделирование

-        Конструирование

-        Видеопросмотры

-        Встречи с гостями музея

-        Фольклорные и тематические праздники

-        Театрализованные представления

-        Музыкальная гостиная

-        Игры с экспонатами музея.

Принципы работы музея предельно просты: наглядность, освоение детьми окружающей территории и полученных знаний, учет возрастных особенностей ребенка, дифференцированный подход к каждому ребенку. Технология дифференцированного подхода хорошо известна в методике воспитания. В группе всегда разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии дифференцированного подхода воспитанники делятся на условные группы с учетом типологических особенностей: аудиалы, визуалы и кинестетики. При формировании групп учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к познанию нового материала. Таким образом, сложились формы деятельности работы музея:

-        рассказ педагога

-        чтение художественной литературы

-        демонстрации музейных предметов из вспомогательного фонда, просмотр видео, слайдов, репродукций, фотографий

-        продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, конструирование, шитье и декорирование)

-        народные подвижные игры, обыгрывание обрядов и фольклорные праздники

Музей состоит из нескольких образовательных сред:

-        Материальная среда: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование

-        проектно-процессуальная среда: информационный элемент (первоисточники), технологический (образовательные технологии), результативный элемент (диагностика уровня развития, оценка, анализ)

-        личностная среда: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности

Ребёнок овладевает миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.

Описание: C:\Documents and Settings\Вита\Рабочий стол\Новая папка\IMAG0272.jpg        

В рамках работы интерактивного музея был осуществлен мини-проект «В гостях у народных мастеров». Были проведены следующие виды деятельности: беседы о народном творчестве, пополнение музея новыми экспонатами, лепка, пластинография, аппликация игрушек, роспись дымковской игрушки, изготовление элементов народного костюма, авторские дидактические игры «народные промыслы», просмотр видеосюжетов и сказок, фольклорный праздник «деревенские посиделки», проведение детьми экскурсий по музею. На более широком уровне предусматривается проведение презентации мини-музеев на городском уровне, показ открытых мероприятий в рамках проектной деятельности для педагогов детских садов города

Нужно также отметить, что немаловажным фактором в работе с детьми является работа с их родителями. Многочисленные опросы и анкетирования показали, что наиболее привлекательным для родителей является новизна, красочный дизайн игровых пособий, который закрепляет игровую мотивацию в обучении детей, а также возможность выстраивания индивидуальной модели взаимодействия педагога с ребенком. Принимая участие в жизни интерактивного музея, родители не только видят результаты работы с ребенком, но и являются полноправным партнерами и участниками наравне с детьми и педагогами.

По завершению мини-проекта было выявлено, что уровень познавательной активности дошкольников вне детского дошкольного учреждения (дома, на улице) значительно увеличился. Таким образом, инновационная деятельность в ГБДОУ принесла свои плоды и результаты. Воспитанники принимают активное участие в районных и городских конкурсах, соревнованиях; награждены дипломами. Родители стали более активно включаться в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Ведь совместный труд родителей и педагогов помогает сформировать комфортное пространство для развития дошкольников.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что интерактивный музей является эффективной формой дошкольного образования, который, несомненно, привлек внимание как детей, так и родителей и педагогов, стал отражением инициативы детей, обогатил развивающую среду детского сада и внедрил использование новых форм и технологий обучения.

В ходе проекта было выявлено, что единое образовательное пространство музея способствует целостному эстетическому развитию детей. Оно достигается при полном погружении ребенка в атмосферу изучаемой темы, работе с подлинником, воплощается в творческой деятельности ребенка, взаимной работы педагога и родителей.

Музей — форма диалога между детьми и педагогами — совмещает элементы игры, творчества и разнообразных способов подачи и усвоения информации и может считаться современной и инновационной формой образовательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle