Библиографическое описание:

Пищагина Н. А. Использование метода проектов в логопедической работе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 151-153.

Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло.

А. Горячев, автор учебников информатики

Можно смело сказать, что пришло время деятельностных технологий обучения как средства реализации современных целей образования. Начальная школа с первого сентября 2011 года начала работу по новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартам начального общего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который в том числе предполагает и «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;»

Специфика деятельностного подхода заключается в том, чтобы в процессе обучения учащийся усвоил умения, опирающиеся именно на те знания, которые обеспечивают эффективное осуществление необходимой деятельности. Становится очевидным, что знания в этом случае являются составной частью умений и не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности обучающегося.

Суть деятельностного подхода как нельзя лучше раскрывает китайская пословица:

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Одним из примеров деятельностного подхода в обучении является метод проектов. Он составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Е. С. Полат так определяет метод проектов: «Это способ достижения практической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определённым образом. Это совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде конечного продукта». Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции из различных предметных отраслей.

Существуют особые требования к учебным проектам:

Во-первых, необходимо наличие социально значимой задачи — исследовательской, информационной, практической.

Во-вторых, выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы — с проектирования самого проекта.

В-третьих, каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.

В-четвёртых, результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт.

В-пятых, подготовленный продукт должен быть достаточно убедительно представлен заказчику.

Представлены различные классификации проектов: по доминирующей деятельности ученика, по характеру контактов, по предметно-содержательной области, по продолжительности. Тема проекта выбирается исходя из содержания предметов, должна быть близка и понятна детям, должна находиться в зоне их ближайшего действия.

Основная цель проектного метода — развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно успешно применять и в логопедической работе. Он позволяет не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, но и совершенствовать их речевое развитие. А самое главное: привлечь к данной работе родителей. Не секрет, что иной раз мамы и папы редко проявляют заинтересованность в школьных успехах своих детей, что уж говорить об их участии в коррекционной работе. При выполнении проектов резко меняется отношение родителей: они становятся не только помощниками в подготовке и оформлении ученических докладов и сообщений, но и сами выступают в роли источников информации.

Использование метода проектов в логопедической работе начала с изучения теоретического и практического материала по данной проблеме. Неоценимую помощь в этом оказал трёхдневный семинар на базе гимназии № 2 г. Вологды, дистанционные курсы «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», проводимые педагогическим университетом «Первое сентября», в текущем учебном году — участие в работе мастерской «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников» в Сети творческих учителей. Затем провела анкетирование детей, чтобы выяснить, какие логопедические темы им наиболее интересны. По результатам анализа анкет было видно, что дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых знаний и с родителями, и со своими друзьями. Для родителей также было проведено анкетирование, выяснилось, что многие слабо информированы о методе проектов, поэтому было проведено собрание на тему «Проектная деятельность» для тех родителей, чьи дети посещают занятия на логопункте школы.

В своей работе чаще использую исследовательские, информационные, творческие проекты как на логопедических занятиях, так и во внеурочной деятельности по предмету.

В копилке логопедического кабинета появились исследовательский проект «Могут ли суффиксы быть волшебниками≤», творческий проект «Антонимы в пословицах», «Разделяй и властвуй» (использование разделительного мягкого знака в загадках), «Фразеологизмы», «Синонимы». Итогом выполнения данных работ стали презентация исследовательского проекта на общешкольном конкурсе «Я — исследователь», стенгазета «Антонимы», «Мягкий разделительный», сборник фразеологизмов, словарик синонимов, а на занятиях по развитию связной речи проектным продуктом становятся книжки — раскладки, назову лишь некоторые из них: «Кот- задира», «Цветок или волчья пасть≤», «Суслик и хомяк».

На логопедических занятиях чаще применяю метод проектов при обобщении материала. В начале учебного года при составлении календарно-тематического планирования выделяю темы, итогом изучения которых может стать проект. Одним из сложных этапов применения метода проектов на занятиях считаю проблематизацию. Проблема должна иметь личностно значимый для ребёнка характер, мотивировать его на поиски решения. Так с группой обучающихся 3-х классов при обобщении материала по теме «Фразеологизмы» вышли на проблему после «вопроса ученика»: «Недавно Мария Ивановна задала сочинение написать. Ну, я и написал, три строчки. Принёс, а Мария Ивановна и говорит: «Что это, Ваня, за сочинение≤ Здесь кот наплакал». Ничего не понимаю, ведь сочинение — то о весне было…» Обозначили проблему: как помочь Ване и другим детям, которые не знают значения фразеологизмов. Вместе с детьми определили общую цель: создание сборника фразеологизмов. Выработали критерии оценивания и стали работать в парах по плану — алгоритму. Далее дети защищали свою страничку сборника. Сейчас в нашем кабинете есть маленький сборник фразеологизмов, которым может воспользоваться любой желающий. В текущем учебном году проект по теме «Фразеологизмы» получил продолжение в исследовательской работе ученицы 3 класса. Она создала сборник «Фразеологический зоопарк», в котором систематизировала фразеологизмы о животных, выявила самые употребляемые. При создании словарика синонимов вышли на проблему с текста, где предлагалось много повторяющихся слов, а индивидуальный исследовательский проект «Могут ли суффиксы быть волшебниками≤» начался после изучения суффиксов существительных, когда ребёнок решил выяснить, меняют ли суффиксы слово до неузнаваемости.

Оказалось, что для позитивного эмоционального состояния детям комфортнее участвовать в коллективных проектах. Поэтому с обучающимися первых классов, зачисленными на занятия, с родителями, с учителями, библиотекарем реализовали межпредметный проект «Моя первая книга». Проектный продукт — первая книга первоклассников о своей семье, о любимцах –домашних животных, об интересных семейных праздниках. Знания, полученные во время логопедических занятий, речевые умения обучающихся закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Результаты использования метода проектов на логопедических занятиях и во внеурочной деятельности по предмету показали, что у детей расширился словарный запас, повысилось внимание к звучащей речи, они стремятся логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию, у некоторых — повысилась самооценка, а родители показывают заинтересованность в результатах коррекционно-развивающей работы. Это ли не наглядный результат использования метода проектов в логопедической работе.

Литература:

1.                  Гуськова А. А. Сказки о главном (детско-родительский проект по развитию словаря и связного высказывания). //Логопед.2010. — № 2. –с.85–92.

2.                  Николаева О. В., Дьяковская М. А. Создание детско-родительских проектов в начальной школе.// Логопед.2011. -№ 3. –с.81 -94.

3.                  Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: Аркти, 2009.

4.                  Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. –М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2009.

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, с.4. Министерство образования и науки Российской Федерации, приказ № 373 от 06 октября 2009г. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования.

6.                  Чернявская А. П., Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Харисова И. Г., Белкина В. В., Гаибова В. Е. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. — Ярославль: издательство ЯГПУ им. К. Д. Ушинского,2005.

7.                  Шкурат В. В. Детско-родительский проект как средство развития речи и познавательных способностей дошкольников.// Логопед.2007.-№ 6. –с.80 -83.

8.                  Якимович О. А. Детско-взрослые образовательные проекты.//Логопед.2009.-№ 3. –с.23 -28.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle