Библиографическое описание:

Логинова А. А., Атаева Л. И. Толерантность молодежи в современном обществе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 92-94.

В своей работе автор рассматривает проблемы, связанные с формированием толерантности у молодежи, а также выявляет, какие уровни толерантности доминируют среди учащихся 9–11 классов учащихся общеобразовательной школы и разрабатывает рекомендации по толерантному поведению подростков.

Ключевые слова: толерантность, естественная толерантность, моральная толерантность, нравственная толерантность, экстремизм, ксенофобия, национализм, расовая дискриминация.

Актуальность выбора данной темы обоснована тем, что в последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность, растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Проблема толерантности молодежи связана всего с коммерциализацией отношений, утратой прежних идеалов и ценностей, глобализацией и т. д.

По данным опроса, проведенного среди молодежи в возрасте 15–20 лет в 2012 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) складывается крайне неблагоприятная картина.

Вызывает особую тревогу тот факт, что у 66 % опрошенных чрезвычайно низкий уровень терпимости по отношению к людям других национальностей. Конечно, подобное отношение объясняется, в первую очередь, войной в Чечне, и террористическими актами, которые были проведены как в Москве, так и в некоторых других городах России.

На вопрос: «Если Вы испытываете неприязнь к людям другой национальности, то к каким именно≤», получены следующие ответы:

Все указанные выше факторы и послужили причиной выбора темы исследования «Толерантность молодежи в современном обществе».

Объект исследования — толерантность молодежи, включающая в себя различные формы терпимости людей во взаимоотношениях друг с другом.

Предмет исследования — проблема формирования толерантности молодежи.

Цель данной работы — выявить какие типы толерантности доминируют среди учащихся 9–11 классов и разработать рекомендации по толерантному поведению.

Пути и способы решения задач исследования предполагали определение основных методов, которые использовались при проведении исследования. В данной работе использовались методы: метод сравнительного анализа, статистический метод, анкетирование, опрос.

Основным понятием исследования является «толерантность». Значение данного слова при употреблении его в обыденных ситуациях легко улавливается из контекста. Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др.

Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно; в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) даётся лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.

На основе проведенных нами поисков понятия термина «толерантность» можно сделать вывод о том, что толерантность является многоплановым понятием, в котором сконцентрировано множество смыслов, но все они объединены одним — желанием понимать и принимать что-то отличное от своего.

Мы также составили словарик терминов, которые встречаются в нашей работе в связи с понятием «толерантность».

В своем исследовании для более полного понимания и раскрытия понятия толерантности и ее принципов мы обратились к нормативным документам, которые были приняты для распространения толерантности. Именно в них прописаны основные положения о толерантности, в том числе и те, что относятся к молодежи.

Мы выяснили, какие социальные институты могут помочь в решении проблем толерантности молодежи. Это государственные учреждения, средства массовой информации, учреждения образования и культуры и т. д.

Для России данная проблема не нова. В нашей стране в 2001–2005 годах реализована Федеральная Целевая Программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая имеет свое продолжение, в том числе и в учреждениях образования (уроки толерантности, фестивали, конкурсы и т. д.).

Следующим шагом нашего исследования явилось выявление форм толерантности, присущих молодежи. Поскольку молодежь еще не обладает устойчивой психикой в силу своих возрастных особенностей, не всегда адекватно воспринимает существующие реалии жизни, необходимо четко понимать, какие формы толерантности существуют именно на уровне психологии личности, мы их выделили: естественная толерантность, моральная толерантность, нравственная толерантность.

Но данные формы толерантности не исчерпываются только этим. Например, можно определить толерантность личности по другим параметрам, более подходящим для молодежи, особенно в возрасте от 15 до 20 лет, и лучше использовать критерии толерантной и интолерантной личности.

Для нашего исследования мы обратились к диагностике Т. П. Бетенеевой и апробировали ее на учащихся 9–11 классов.

Согласно данной методике условно мы выделили четыре уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, высокий и невысокий уровни интолерантности.

Перед проведением опроса нам было интересно выяснить социальный состав опрашиваемых, мы провели анкетирование (пол, национальность, религиозная принадлежность, участие в молодежных субкультурах).

В опросе, который проводился в одной из общеобразовательных школ, приняло участие 20 человек. Из них 8 девушек, 12 юношей в возрасте от 15 до 19 лет.

Среди опрошенных 13 русских, 1 армянин, 2 белоруса, 1 украинец, 1 дагестанка, 2 румын.

15 или 75 % относят себя к представителям православного христианства, 2 или 10 % к мусульманам, 1 или 5 % — к католикам, 2 (10 %) являются атеистами.

Один из опрошенных (5 %) относит себя к молодежной субкультуре «геймеры», один (5 %) ответил, что ему симпатичны байкеры и рокеры. Остальные 90 % опрошенных учащихся не причислили себя ни к каким молодежным группам.

В ходе проведенного опроса было выявлено, что лишь 3 учащихся (15 % от количества опрошенных) имеют высокий уровень толерантности, причем двое — православные христиане, один — представитель ислама. Следовательно, эти учащиеся полностью признают иные культуры, права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей, положительно относятся к культурным отличиям, способны находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого, способны предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.

15 учащихся (75 % от опрошенных) имеют невысокий уровень толерантности. Для них характерно признание и принятие культурного плюрализма, уважение к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом они склонны использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Они не могут самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Им трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Их характеризует непонимание другого, неумение увидеть человека изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

Тревожным для нас стал факт выявления 2-х учащихся (10 % от опрошенных) с невысоким уровнем интолерантности. Для этих учащихся характерным является то, что они на словах могут признавать права других на культурные отличия, могут декларировать принципы равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывают личное неприятие отдельных социокультурных групп. Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого... Такого рода толерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок.

Вышеизложенное дает нам право предположить, что подавляющее большинство старшеклассников толерантны. Но уровень толерантности является низким. И это вполне объяснимо, поскольку в подростковом и юношеском возрасте характер человека и его жизненные установки проходят процесс формирования.

Человек на протяжении всей своей жизни учиться быть терпимым к другим людям, уважать и принимать других такими, каковы они есть.

И очень важно, чтобы в юношеском периоде человек понимал, что от уровня толерантного сознания и поведения зависит не только жизненный успех, карьера, но и, подчас, сама жизнь.

Итак, основании вышеизложенного делаем вывод: большинство старшеклассников нуждаются в осознанном повышении уровня толерантности.

С этой целью нами разработана «Памятка по развитию толерантности для старшеклассника», в которой определены основные правила толерантного поведения.

Нами также проведен «Урок толерантности» в 9, 10, 11 классах, на котором автор при поддержке педагога ознакомил учащихся с проведенными исследованиями, была роздана памятка по толерантности, а также был проведен тренинг по формированию толерантных качеств личности.

Молодежь — это не просто социальная или возрастная группа. Это главный ресурс государства, на котором строится его будущее, поэтому в любом обществе она выполняет прежде всего стратегическую функцию.

Каждое поколение вырастает в собственных социальных условиях, всегда отличных от предыдущих, и потому для него характерны собственные специфические признаки и формы поведения. Осознание и изучение этих закономерностей и особенностей крайне важны для всех членов нашего общества, поскольку наше будущее зависит от молодежи. От того, насколько она будет толерантна, зависит очень многое в России и за ее пределами.

Приложение 1

Памятка по развитию толерантности

Пути преодоления конфликтов между людьми:

1)      Уважай собеседника.

2)      Старайся понять то, о чем говорят другие.

3)      Отстаивай свое мнение тактично.

4)      Ищи лучшие аргументы.

5)      Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

6)      Стремись учитывать интересы других.

Правила толерантного общения:

1.                 Научись понимать другого человека.

2.                 Научись прощать.

3.                 Будь терпимым к чужому мнению.

4.                 Уважай пожилых людей.

5.                 Умей слышать и слушать.

6.                 Умей дать совет, выслушать совет другого человека.

7.                 Прислушивайся к мнению старших.

8.                 Не повышай голос на другого человека.

9.                 Будь милосердным.

10.             Принимай людей такими, какие они есть.

11.             Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

12.             Уважай права другого человека.

13.             Сотрудничай с родителями, гордись ими.

И тогда твоя жизнь изменится к лучшему!

Литература:

1.         Бетенеева Т. П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс. — М.: ВАКО, 2009. С.174–177.

2.         Большой энциклопедический словарь. В 2 т./ Гл. ред. А. М. Прохоров. — Сов. энциклопедия, 1991.-Т.2.

3.         Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 2005.

4.         Ениколопов С. Н. Агрессивные установки личности: истоки фобий в конфликтных ситуациях // Межкультурный диалог. Исследования и практика. М., 2004.

5.         Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс — Энциклопедия, 1994.

6.         Ожегов. С. И. Словарь русского языка. — М., 1983.-С. 707.

7.         Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека. М., 2002

8.         Словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. — СПб.: Дуэт,1994.

9.         Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. М.-.: Политиздат, 1989.

10.     Словарь рус. языка: в 4-х т./АН СССР, Институт русского языка; Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1981.

11.     Толковый словарь русского языка. В 4 т./Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур и др.; Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: русские словари, 1994.

12.     World Conference against racism // Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбан (Южная Африка). 31 августа — 7 сентября 2001. Декларация принципов терпимости // http://bhc.unibel.by/prava/toleranc.htm. http://www.rcio.rsu.ru/psy/tolerance1/p1_2.html.

13.     Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» // http://dob.1september.ru/2003/23/10.htm.

14.     http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ljasnikov/_DuhKult_2_2_4.php.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle