Библиографическое описание:

Игнатова М. А., Шевелёва Т. В. Свирель и синтезатор в ДМШ: учение с увлечением и познание без границ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 129-133.

Музыкальный инструмент свирель был внедрен нами в учебный процесс ДМШ с благой целью. С помощью маленькой пластмассовой дудочки мы хотели увлечь детей музыкой, развить их музыкальные и творческие способности. Предполагалось, что игрой на свирели дети будут заниматься с 7–8 лет в рамках учебного предмета “Ансамбль”.

Анализируя деятельность уже существующих ансамблей свирелей из других школ разных городов России, мы отметили, что во всех образовательных программах, по которым они работают, возраст ограничен — до 12 лет. Этот факт свидетельствовал о всеобщей распространенности мнения о том, что по достижении детьми определенного возраста (11–12 лет) они потеряют интерес к занятиям. И это несмотря на то, что сегодня в России есть прекрасные исполнители на редких музыкальных инструментах! Один только семейный ансамбль “Весенняя свирель” из Москвы вызывает восхищение и заслуживает самых бурных аплодисментов!

Мы же, вопреки распространенному общепринятому мнению, попытались избежать того, что называется потерей интереса к игре свирели. Работу выстроили в следующих направлениях: стали много слушать свирельной музыки, смотреть и анализировать выступления исполнителей, искать единомышленников, изучать соответствующую литературу, создавать новые композиции и аранжировки.

Заметный прогресс в деятельности нашего ансамбля был связан с приобретением новых мастеровых свирелей, потому что освоение этих музыкальных инструментов стало для нашего коллектива именно тем, что называют познанием без границ. У детей появилась возможность научиться искусству виртуозного владения дыханием. Они начали осваивать игру разными штрихами и приемами. Новые возможности появились и в плане выразительных динамических градаций звука, в исполнении сложного многоголосия и модуляций.

Очень непростой момент в освоении мастеровой свирели — научиться слышать, анализировать и регулировать чистоту тона (в том числе и в ансамбле). В этом плане игру на ней можно сравнить с игрой на скрипке, но не только с той лишь разницей, что на свирели точность тона регулируется дыханием.

Вот что об этом говорит мастер музыкальных инструментов Самдарши: “Надо учиться слышать, что ты играешь, потому что свирель — это живой инструмент и реагирует не только на силу дыхания, но и на ритм, вибрацию самого человека. По дыханию можно понять, как человек себя чувствует (волнуется, спокоен, уверен, переживает). У каждого настроения — свое дыхание. Моя задача как мастера делать как можно более чувствительные инструменты именно к дыханию, чтобы одна нота могла регулироваться дыханием чуть ли не на половину тона. Тем самым игроки, слушая друг друга, смогли бы подстраиваться друг под друга”.

Кроме того, каждая мастеровая свирель индивидуальна, как и любой человек. Она обладает уникальной энергетикой, тембром и некоторыми другими нюансами, свойственными только ей. Каждый из этих инструментов — всегда открытие. И здесь снова нам вспоминаются мудрые слова Самдарши: “Хороший инструмент в какой-то степени начинает учить того, кто на нем играет. Множество свирелей было в моих руках. Каждая из них чем-то со мной делилась. На внешнем плане это были новые краски звука, тембра. На внутреннем трудно даже сказать, что происходит… Бывали и мурашки по коже…”. К слову — когда играет сам Самдарши, звучание его свирели завораживает так, что слушаешь затаив дыхание.

О том, что свирель способствует укреплению здоровья, причем и физического, и, в особенности, психологического, мы знали — по этому поводу практикующими педагогами сегодня написано достаточно много интересных статей. Что же касается наших наблюдений в этом направлении, то мы заметили, что дети, играющие на свирели, редко болеют и обладают веселым, спокойным, доброжелательным и контактным характером. Они успешны и востребованы, умеют общаться.

Интересно было обнаружить, насколько эти наши наблюдения оказались созвучными высказываниям Самдарши: “Все, чем вы занимаетесь с детьми (в плане музыки) это вершина айсберга, за этим стоит нечто большее. Первое — это структурированное дыхание, второе — внимание на процесс и еще настроение. Так уж получается, что в вашей работе это необходимо. Все эти процессы не только на здоровье положительно влияют. Такие дети всегда будут находиться в процессе жизни в позитивном настрое, и, главное — действовать не только с пользой для себя, но и вписываться в любой коллектив, принося окружающим только приятное”.

Класс синтезатора в нашей музыкальной школе был открыт для тех же целей, что и свирельный ансамбль — увлечь детей музыкой, развить творческие способности, привить желание самостоятельно музицировать, а также освоить новый современный цифровой музыкальный инструментарий. С самого начала предполагалось, что изучать синтезатор дети будут в рамках предмета по выбору или ознакомления. Интересно, что и здесь мы столкнулись с общепринятым распространенным мнением. На сей раз о том, что игра на синтезаторе — это очень легко, стоит только нажать на кнопку и инструмент заиграет. Сам.

Однако, начав работу в этом направлении, мы  обнаружили, что и здесь нашему познанию не будет границ. Предстояло найти и изучить существующие программы по синтезатору, практически освоить его разные модели[1], организовать занятия с детьми, подобрать подходящий репертуар, изучить опыт аналогичной работы в других школах и многое, многое  другое.

Интерес детей к синтезатору и его новым, практически неограниченным возможностям рос стремительно: управляя им, они одновременно становились исполнителями, аранжировщиками, музыкальными редакторами, композиторами, звукорежиссерами, учились управлять цифровой техникой. От такого интересного занятия их было просто невозможно отвлечь!

Постепенно, в процессе работы из обычного предмета по выбору синтезатор был выделен в специальный предмет. Далее возникла необходимость вывести в отдельный предмет еще и аранжировку на синтезаторе, как занятие очень непростое, но такое интересное! На сегодняшний день у нас появились планы и по поводу введения еще одного предмета — компьютерной аранжировки, который во многих ДМШ и ДШИ[2] уже несколько лет успешно преподается и открывает новые колоссальные возможности для творческой деятельности. Компьютерная аранжировка дает детям прекрасную возможность ничем[3] не ограничивать свою творческую фантазию: ведь у них под рукой практически неограниченный выбор звуков, ритмов, темпов и тембров.

В нашей музыкальной школе компьютерная аранжировка стала точкой пересечения творческого сотрудничества ансамбля свирелей и класса синтезатора. Мы стали создавать одну за другой авторские музыкальные композиции для свирели в сопровождении фонограммы, записанной с помощью компьютерной аранжировки. Сегодня таких композиций написано и сыграно достаточно много и речь уже идет о создании нового учебного пособия.

Возможности компьютерной аранжировки позволили нам подобрать к фонограммам каждой из пьес оригинальные выразительные детали. Так, в “Ласточкином гнезде” мы использовали имитацию пения птиц, а в “Норвегии” — шума моря. В “Японскую” ввели звучание характерных национальных ударных инструментов — бамбуковых, а в “Розовый сад” — имитацию шума дождя. В фонограмме “Кукушкиного джаза” можно услышать разнообразные звуки леса, а в “Славянской легенде” — звучание старинных гуслей. Миниатюра “Индийские лотосы” звучит на фоне вибрафона, имитирующего прозрачный плеск воды, а “Танцующая Эфа” — на фоне колоритных восточных барабанов.

Ниже мы приводим одну из наших композиций — “Танцующую Эфу”. Пьеса написана для свирели соло и фонограммы, записанной с помощью программы Propellerhead Reason (5 версия). Основу компьютерной аранжировки составляют барабаны и перкуссия восточной тематики. Используются каналы интерфейса D-r OctoRex. Основа ритма — сэмпл Kahon и барабанный интерфейс Kong, где заданы параметры барабанов Modelled brushed. Используется барабан-бочка Bass Drum,звонкий удар палочкой Rim и глухой HHat Closed. Для создания яркого восточного колорита мы использовали наборы сэмплов CongaNBongo, Djemble, Timbales, Dholki, Tabla — это очень звонкие барабаны низкого диапазона. А также Bongos, Congas, Darbouka — барабаны в более высоком регистре, напоминающие удары палочками.

В заключении нашего небольшого эссе хочется подчеркнуть, что творческие педагоги, внедряющие в учебный процесс ДМШ такие перспективные направления, как свирель и синтезатор, находятся сегодня лишь в самом начале нового и интересного пути — пути учения с увлечением и познания без границ.

Описание: C:\Users\1\Desktop\Танцующая Эфа.png

Описание: C:\Users\1\Desktop\Танцующая Эфа.png

Литература:

1.         Мельникова, Е. Г. Здоровьесберегающие технологии в музыкально-образовательном процессе. Учимся играть на свирели Э. Смеловой / Е. Г. Мельникова. — Музыка в школе: научно-методический журнал. — № 3, 2011. — Москва. — С. 69–72.

2.         Прокофьев, Д. В. Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся / Д. В. Прокофьев. — Проблемы и перспективы развития образования (IV): материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 113–116.

3.         Скриплев, Н. В. Практическое музицирование в МОУ ДОД “Центр детского творчества” как здоровьесберегающая технология // Н. В. Скриплев. — Культурология в контексте гуманитарного знания: сб. ст. Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. — С. 379–381.

4.         Скробов, И. С. Основы музыки и игры на синтезаторе / И. С. Скробов. — М.: Современная музыка, 2006. — С. 58.

5.         Чернышова, Л. А. Улыбкотерапия на уроках музыки / Музыка в школе: научно-методический журнал. — № 3, 2011. — Москва. — С. 61–62.



[1] Учитывая тот факт, что развитие техники идет сегодня вперед стремительными шагами.

[2] С опытом работы в этом направлении можно ознакомиться в ГОУ г. Москвы ДШИ  им. А. С. Даргомыжского и других учебных заведениях.

[3] В том числе и исполнительскими возможностями.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle