Библиографическое описание:

Раджабов И. М., Гусейнова С. М. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 37-39.

Не вызывает сомнений художественно-эстетическая значимость музейной экспозиции в деле пропаганды изобразительного и декоративно-прикладного искусства, приобщения подрастающего поколения к ценностям отечественной и мировой культуры. Особо следует выделить роль музейного делав развитии эстетического воспитания школьников в процессе проведения различных форм учебных занятий и внеклассных мероприятий — лекций, экскурсий, практических уроков изобразительного искусства и художественного труда, уроков-бесед, тематических классных часов, посвященных творчеству известных мастеров искусства и др.

Специфика музейных средств, сама художественная среда диктует условия для развития творческой инициативы учащихся, способствуя переходу от визуального ознакомления с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства к эстетическому восприятию художественных произведений, формированию гуманистической системы ценностей, нравственных ориентиров. В условиях школы следует выделять специальные помещения и мастерские для занятия учащихся различными видами творчества, кружков, организации музеев детского творчества, а так же хранилищ и экспозиционных коллекций музейных экспонатов, используемых в качестве дидактического материала.

Нельзя не согласиться с утверждением, что развитие эстетической культуры школьников в процессе координации взаимодействия музея и школы, способствует не только образовательно-воспитательным целям, но и формированию научного мировоззрения молодёжи.

Эффективность обучения и воспитания школьников на базе педагогического потенциала музейной экспозиции очевидна:

-          средоточие в залах и хранилищах музеев уникальных ценностей отечественной и мировой культуры способствует превращению их в подлинные очаги художественной культуры;

-          обучение и воспитание школьников посредством приобщения к музейным экспонатам способствует приобретению учащимися знаний на основе подлинных памятников отечественной и мировой культуры;

-          освоение специфики музейного дела способствует освоению школьниками методов художественно-творческой деятельности, привитии школьникам эстетической культуры;

-          в процессе изучения музейных коллекций учащиеся знакомятся не только с замечательными художественными традициями прошлого традиционным искусством, но и знакомятся с высокими образцами современного искусства.

Анализ деятельности дагестанских школ свидетельствует о необходимости развития интереса учащихся к музейной культуре с первых лет обучения, используя для этого привлекательные для детского восприятия свойства музейных экспонатов, — многоцветье, разнообразие объемных форм, орнаментальное и сюжетное декоративное оформление, связь с историческими явлениями и событиями и др., воспитывающие в детях художественный вкус, чувство прекрасного, активизирующие их познавательную деятельность. Проблема не только в развитии способности эстетического восприятия культурных ценностей, но и о воспитании оценочного отношения к явлениям действительности, произведениям искусства, музейным экспонатам, выработке определенной системы суждений. «То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными толчками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого, в последствии, будет строить его фантазия» [1. — С. 21].

Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности его восприятий, его представлений, интересов, способностей.

Вместе с тем, следует отметить, что система эстетического воспитания школьников посредством музейной экспозиции как источника новых знаний, основанная на возрастных, художественно-творческих особенностях детей, до сих пор не разработана. Ознакомление учащихся с музейной культурой, музейными экспонатами их эстетическими принципами и художественными приемами является важной стороной дисциплин эстетического цикла на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Многие педагоги недооценивают художественно-педагогический потенциал экспозиционного материала, не рассматривают музеи в качестве культурных центров, способствующих развитию            художественно-эстетического воспитания школьников.

Преобразование функциональной значимости музея из хранилища произведений искусства в центр национальной художественной культуры, формирующий мировоззрение, нравственно-эстетические критерии, историческое сознание молодого поколения имеет исключительно важное значение в духовно-нравственном и художественно-творческом развитии школьников в современных условиях [3. — С. 17].

Эффективной формой решения проблем художественно-эстетического образования, является организация собственного школьного музея. Непосредственное участие школьников в сборе экспонатов и их систематизация поспособствуют воспитанию стремления к совершенствованию знаний и развитию интереса к дальнейшей целенаправленной исследовательской работе, воспитанию чувства гордости и глубокого уважения к отечественной истории, традициям и культуре. Кроме того, проведение уроков с использованием музейных экспонатов устраняет опасность механического усвоения материала, обеспечивает осознанное освоение учащимися уникального своеобразия произведений искусства, ознакомление с которым следует строить не только на словесных образах и репродуктивных примерах, но и непосредственном эмоционально-эстетическом восприятии явлений действительности, объектов отечественной и мировой культуры [2.- С. 85].

Недостаточное использование в современном образовательно-воспитательном процессе педагогического потенциала музейного дела обусловлено, в частности, различием условий эстетико-художественной предметной среды и, как следствие, неоднородным уровнем подготовленности учащихся школ, их степенью информированности о музейной культуре и экспозиционно-выставочной деятельности. Следовательно, назрела необходимость разработки новых дидактических условий познания музейной культуры школьниками, направленной на эмоционально-эстетическое восприятие культурных ценностей и явлений действительности. Освоение музейного дела, экспозиционно-выставочной деятельности может способствовать изучению школьниками отечественного культурного наследия, культурных ценностей мирового искусства.

Активизация педагогического потенциала музейного дела предполагает решение следующих задач:

-          выявить роль музейной экспозиции в развитии общего уровня художественной культуры духовно-нравственного становления школьников;

-          исследовать специфику воздействия и особенности восприятия учащимися традиционного творчества и высоких образцов современного изобразительного и декоративного искусства;

-          наладить сотрудничество образовательных учреждений и музеев республики;

-          продумать формы и методы использования колоссального культурно-ценностного потенциала, сосредоточенного в различных музеях, в художественно-эстетическом, духовно-нравственном воспитании школьников;

-          разработать методы активизации познавательной деятельности учащихся, их интереса к культурному наследию, восприятию духовно-нравственных ценностей, посредством музейной экспозиции;

-          разработать приёмы ознакомления школьников с основными направлениями и формами коммуникаций работы музеев;

-          раскрыть художественно-эстетический потенциал экспозиционного материала, особенности воздействия на мировосприятие его форм и содержания;

-          рассмотреть способы ознакомления учащихся школ с музейным делом и инновационными методами экспозиционно-просветительской работы музейных работников и др.

Колоссальный музейный экспозиционный материал, имеющийся в распоряжении педагогов и деятелей культуры нашей республики, позволяет вести исследование в обозначенном направлении — использовании образовательно-воспитательного потенциала музейного дела в развитии художественной культуры школьников, их приобщении к отечественным культурным ценностям.В Дагестане кроме краеведческих, художественных, вузовских, школьных музеев, есть и «музеи под открытым небом» — уникальные художественные центры, архитектурное и монументально-декоративное решение которых в значительной степени способствует приобщению к отечественному духовному наследию.

Однако в большей степени учащиеся общеобразовательных и других школ не включены в культурное музейное пространство, не достаточно используется огромный педагогический потенциал музейных средств, направленный на расширение их кругозора в развитии художественной культуры школьников. Контакты музеев и школ имеют давние традиции, но чаще всего учащиеся посещают музеи не систематично, без предварительной подготовки. Посещая те или иные музеи, школьники не получают достаточные сведения о роли музейных экспонатов в художественно-эстетическом воспитании школьников, не создается определенная дидактическая система приобщения учащихся к музейной культуре, не ведется предварительная работа, не ставятся задачи формирования исторического сознания, развития музейной художественной культуры учащихся с помощью музейных предметов.

На сегодняшнем этапе художественно-педагогический потенциал музея привязывается, как правило, к узким задачам одного-двух уроков, воспитательного экскурсионного мероприятия,тогда как комплексное и систематизированное использованное экспозиционного материала и музейного дела в образовательно-воспитательной системе дастучащимся более широкое представления об искусстве, окажет значительное воздействие на культурное развитие школьников, выполняя просветительскую миссию.

Литература:

1.                  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте — М., 1967.

2.                  Дамаданова С. Р. Художественная культура Дагестана в системе вузовского образования республики // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. — Махачкала, 2005.

3.                  Раджабов И. М., Скоробогатов Д. В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре. — Махачкала, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle