Библиографическое описание:

Хатмуллина Д. Д. Проблемы совершенствования высшего образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 204-206.

Введение

В современном обществе высшее образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Никто не станет оспаривать актуальность высшего образования в наше время. Высшее образование это возможность получить более высокооплачиваемую работу, сделать успешную карьеру. Высшее образование — верхний уровень профессионального образования, включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей.

«Теперь «образование» теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей».

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования).

Основные проблемы высшего образования

Основные проблемы профессионального высшего образования

На данный момент в системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие процессы:

1)                 коммерциализация — расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий.

2)                 элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;

3)                 регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим

4)                 децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т. д.

Все реже студенты выезжают на учебу в дальние города, особенно в столицу, и чаще ограничиваются местными вузами. Основная причина — увеличение дороговизны проживания вдали от родительского дома. Последствия регионализации специалисты оценивают так: В условиях сосредоточения крупных научных школ в столичных городах стремление большей части (60 %) руководителей вузов к чрезмерной автономии может привести к существенному снижению качества обучения, к узкой региональной профессионализации, отрыву системы образования регионов от высокой общей культуры. Однако проблема автономии вузов не только связана с узковедомственными интересами, но и имеет экономические основания. Все больше родителей не в состоянии материально поддерживать детей, обучающихся в столичных центрах, из-за высокой стоимости жизни, поэтому они выбирают местные вузы независимо от профессиональных ориентаций самих молодых людей. Отток научных кадров (прежде всего молодого и среднего возраста) в другие, преимущественно коммерческие сферы; ухудшение качественного состава оставшихся в вузах научных сотрудников, ослабление желания молодежи связывать свою судьбу с наукой. Опасаясь безработицы, более половины вузовских ученых оценивают свои возможности трудоустройства как средние или даже безысходные. Престиж науки в глазах общества, в том числе самих ученых, падает, о чем свидетельствует тот факт, что лишь 20 % ученых посоветовали бы своим детям пойти по своим стопам.

Результаты общероссийского исследования свидетельствуют, что почти каждый второй студент сомневается в возможности трудоустройства по специальности. В наибольшей мере это беспокоит студентов гуманитарных, сельскохозяйственных и естественно-научных специальностей. Более уверены в своем трудоустройстве по специальности студенты технических и медицинских вузов. В настоящее время вузы слабо влияют на трудоустройство своих выпускников. Лишь в некоторых из них открыты маркетинговые службы, помогающие молодежи.

Запросы студентов в отношении своего первого рабочего места (особенно по размерам заработной платы) и уровень получаемой в вузе квалификации, приобретенный профессиональный опыт, как и раньше, далеко не всегда соответствуют требованиям рынка труда. Всевозрастающее количество молодых специалистов вынужденно трудоустраивается не по специальности либо теряет найденную работу вследствие неспособности адаптироваться (переквалифицироваться) к меняющимся технологическим условиям производства.

1.      Проблемы качества высшего образования.

Неспособность выпускников вузов в полной мере реализовать себя в рыночных условиях ведет к разочарованию в выбранной ими профессии, смене профессии или к эмиграции, а следовательно, к девальвации государственных расходов на высшее образование, ослаблению интеллектуального потенциала страны, росту социальной напряженности в среде интеллигенции, к которой можно отнести студентов, оканчивающих вузы и готовящихся вступить в систему общественного разделения труда.

2.      Проблема платности получения высшего образования

Не получая от государства своевременных дотаций на питание, материальную помощь, компенсации на отдых, лечение, учебные принадлежности, проезд, студенты вынуждены ограничивать не только свои первичные потребности (в питании, одежде), но и потребности духовного порядка (в учебной, методической и художественной литературе, содержательных формах досуга). Возросла доля средств, затрачиваемых студентами на питание, одежду и обувь, снизилась доля средств, затрачиваемых на учебники и досуг. Чтобы удовлетворить основные жизненные потребности студентов только за счет стипендии, последняя должна быть повышена в 4–5 раз, что нереально при состоянии государственного бюджета.

Важными факторами, влияющими на учебу студентов, являются организация общественного питания, медицинского обслуживания, условий для занятий спортом, условий проживания в общежитии. И каждый второй студент отрицательно оценивает эти сферы своей жизнедеятельности. Каждый четвертый студент считает свое материальное положение плохим; каждый второй вынужден подрабатывать. Все это также не может не сказываться на качестве учебы.

3.      Проблема заработной платы преподавательскому составу

Безусловно, оказывает отрицательное влияние на процесс обучения и то, что профессорско-преподавательскому составу вузов приходится бороться за свое элементарное выживание. Почти все преподаватели имеют дополнительный заработок: почти треть — постоянный, половина — довольно часто. Именно в этом, что не хватает денежных средств, кроются основные причины оттока из вузов молодых и среднего возраста преподавателей в другие сферы деятельности или за рубеж. В значительной мере в будущем может негативно сказаться на российском образовании и низкий уровень финансирования вузовской науки. В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к сокращению реальных ассигнований на науку.

Сохранение и приумножение научно-технического потенциала России должно стать также одним из приоритетных направлений государственной политики. Мы пока еще остаемся мировым лидером в разработке ряда перспективных наукоемких технологий. Но и это можно быстро утратить, если не будет развиваться наука, прежде всего вузовская. Наука должна развиваться в вузе. Это необходимо как для самой науки, развития НТП, так и для подготовки высококвалифицированных кадров: на базе научных исследований строятся лекционные курсы, лабораторные практикумы, практические занятия, организуется учебная практика студентов.

Заключение

В заключение следует отметить, что понятие образования — весьма сложное и многоаспектное. В него включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными.

Роль высшего образования, в наше время, огромна, она позволяет развиваться, общаться на различные темы, раскрывать способности и развивать научно-техническую базу, возможность получить более высокооплачиваемую работу, сделать успешную карьеру. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития всего человечества.

Таким образом, необходимо систематически развивать систему образования, в частности ее роль в воспитании молодежи, в воздействии на социальную структуру общества, социальную мобильность населения, и планировать социальные изменения в этой области на перспективу.

Совершенствование системы высшего профессионального образования крайне необходимым.

Входе данной работы,я выявила, что у современного образование огромное количество проблем таких как:

-        качество подготовки специалиста

-        востребованности на рынке труда

-        коммертизация образования

-        проблемы стипендий

-        оплаты труда

И это далеко не все проблемы, а лишь часть их. Именно исходя из этих проблем необходимо строить дальнейшие планы по усовершенствованию современной системы образования.

Литература:

1.                  Барбакова К. Г. Гимназия — Вуз в единой системе образования: из опыта функционирования // Педагогика — 2003. № 2, С. 7–10;

2.                  Бойко Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социс — 2002. № 3, С. 4–8;

3.                  Бородулин И. Н. Высшее образование России: проблемы и тенденции // Высшее образование в России — 2003. № 1, С. 5–7;

4.                  История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001;

5.                  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образование и общество. — 2002. № 12, С. 9–15;

6.                  Образцов П. И. Актуальные проблемы развития высшего образования в России. Тема 1. Лекционный материал курса «Психология и педагогика высшей школы». ОрелГТУ, 2003;

7.                  Торокин А. Высшее образование: системный подход // Педагогика — 2003. № 3, С. 2–7;

8.                  М. В. Арапов // Бум высшего образования: масштабы причины и следствия // Общественные науки и современность. № 6, 2004. С.30–31.

9.                  А. Смирнов // Высшее образование сегодня // Фундаментальное высшее образование; новые проблемы. № 3.2006. с.23–24.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle