Библиографическое описание:

Будневский А. В., Провоторов В. М., Гречушкина И. В., Семынина Н. М., Коточигова Т. В. Опыт применения симуляционного курса в обучении интернов и ординаторов на кафедре факультетской терапии ВГМА имени Н. Н. Бурденко [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 122-123.

В настоящее время в рамках реализации национальных проектов в сфере здравоохранения ощущается нехватка медицинских работников высокой квалификации. Это требует усиления практической подготовки будущих врачей (интернов и ординаторов) [2,4].

Практическая подготовка невозможна без контакта и общения с реальными пациентами, но все чаще безопасность пациента и его благополучие представляет фундаментальную этическую проблему [3,6,7,8]. В 2009 году Всемирным альянсом было опубликовано руководство по обеспечению безопасности пациентов для медицинских вузов, в котором отмечается, что вузы должны создавать безопасную и надежную образовательную среду для обучения клиническим умениям. Одним из способов достижения этой задачи является симуляционное обучение, что позволяет студентам делать ошибки в безопасной среде [1,9,10].

Симуляционный курс в медицине стал применяться еще давно, в частности, в 80 х годах в анестезиологии. Применение симуляторов, фантомов и манекенов позволяет отработать определенные навыки и действия для работы с пациентами [5]. С этой целью в Воронежской государственной академии имени Н. Н. Бурденко был организован центр практических навыков, в котором проходят подготовку как студенты, так и интерны и ординаторы.

На кафедре факультетской терапии в соответствии с требованиями ФГТ 2011, интерны и ординаторы занимаются в центре практических навыков. В основу рабочей программы симуляционного курса нами были заложены принципы проблемного обучения и самообразования.

Обучение способности к самообразованию — одно из направлений реализации положений Болонской декларации для формирования таких составляющих профессионализма, как навыки постоянного самообучения и поддержания должного профессионального уровня, глубокое владение информацией. В нашем случае это совершенствование имеющихся теоретических знаний и изучение стандартов оказания медицинской помощи.

Первым этапом практической подготовки является — теоретическая, которая подразумевает самостоятельное изучение выполняемых манипуляций. Второй этап — это освоение практических навыков в центре практических навыков ВГМА. А именно, интерны овладевают следующими навыкам: восстановление проходимости верхних дыхательных путей, проведение сердечно — легочной реанимации, регистрация ЭКГ и анализ нарушений ритма сердца, катетеризация мочевого пузыря на женском и мужском манекене, постановка клизм, внутривенные и внутримышечные инъекции, зондирование и промывание желудка, плевральная пункция.

Принципы проблемного обучения реализуются путем использования клинических случаев для усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний.

Клинический случай представляет задачу, дополнением к которой являются данные аускультации на манекене. После ознакомления с описанным случаем интерны ставят диагноз и определяют стратегию лечения.

Ситуационные задания приближают обучающегося к практике и позволяют реализовать имеющиеся знания, умения и навыки в конкретной ситуации, а также приобрести определенный опыт и навыки работы в команде.

В заключении симуляционного курса каждый интерн сдает дифференцированный зачет.

Таким образом, симуляционное обучение должно способствовать переносу практических умений, приобретенных на моделях и тренажерах, в реальную практическую деятельность.

Литература:

1.      Муравьев К. А., Ходжаян А. Б., Рой С. В. Симуляцион-ное обучение в медицинском образовании — переломный момент // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 10 (часть 3). — С. 534–537.

2.      Приоритетный национальный проект «Здоровье -2006». Врач России XXI века. Образование через всю жизнь // Терапевт. — 2006. — № 8. — С. 8–14.

3.      Рекомендации по внедрению обучения на основе симуляционных технологий в учебный процесс медицинского вуза / Р. С. Досмагамбетова, А. С. Кусаинова, В. П. Риклефс // Медицинское образование и профессиональное развитие. — Москва, 2012. — Т.10, № 4. — С. 80 -83.

4.      Симуляционное обучение в медицинском образовании — переломный момент / К. А. Муравьев, А. Б. Ходжаян, С. В. Рой // Медицинские науки. — Москва, 2011. — № 10 — С. 534–537.

5.      Филимонов В. С., Талибов О. Б., Вёрткин А. Л. Эффективность симуляционной технологии обучения врачей по ведению пациентов в критических ситуациях // Врач скорой помощи. — 2010. — № 6. -С. 9–19.

6.      Clinical simulation importance to the internal medicine educational mission / P. E. Ogden, L. S. Cobbs, M. R. Howell, S. J. Sibbitt, D. J. Di — Pette // Am J Med. — 2007. — № 120 (9). — Р. 820–824.

7.      Mr. Rolf Koenig (CRNA), Medical Simulation Center, Department of Anesthesia and Emergency Medicine, Trondheim University Hospital and Department of Circulation and Medical Imaging, The Norwegian University of Science and Technology. SESAM, 2011.

8.      National Growth in Simulation Training within Emergency Medicine Residency Programs / Y. Okuda et al. // Acad. Em. Med. — 2008. — № 15. -Р. 1–4.

9.      Pratt D. D. Five Perspectives on Teaching in Audit and Higher Education // Melbourne, FL Krieger Publishing Co. — 1998. — № 83. — Р. 103.

10.  The effect of hi-fisimulation on educational outcomes / D. L. Rodgers et. at. // Simulation in Healthcare. — 2009. — № 4. — Р. 200–206.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle