Библиографическое описание:

Прокофьев Д. В. Взаимосвязь успешности формирования музыкально-ценностных ориентаций с индивидуально-психологической характеристикой подростка в процессе обучения игре на синтезаторе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 80-83.

В статье раскрывается роль психолого-педагогических и индивидуальных особенностей личности подростка, как одного из основополагающих педагогических принципов.

В современных условиях образование начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. За длительный период своего существования художественное образование превратилось в фундаментальную категорию социальной жизни, его мы осмысливаем как историко-культурный феномен, ибо процесс, результат образования есть условие развития духовной жизни каждого конкретного человека. Темпы развития общества XXI века изменили характер музыкального образования. От инертности и догматичности осуществляется переход к постоянному совершенствованию содержания и ориентации на удовлетворение индивидуальных запросов личности. «Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания» [1, с. 3].

Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей. И вопрос внедрения этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. Формирование музыкально-ценностных ориентаций подростков — это процесс и процесс целенаправленный, сознательно организуемый и управляемый. Он рассматривается нами в рамках ценностно-деятельностного подхода при обучении игре на синтезаторе. В содержании этой деятельности затронуты проблемы созвучные проблемам и интересам подросткового возраста.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции: восприятие, мышление, память, внимание, воображение. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования как мотивация, самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т. д. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих детей, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология смотрят на взаимодействие ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная с точки зрения ребёнка, педагогическая — с точки зрения педагога.

Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания.Чтобы найти правильные приемы и средства формирования музыкально-ценностных ориентаций подростков, а сейчас мы говорим именно об этом периоде наших воспитанников, то необходимо знать, что является движущими силами их духовных потребностей. «Подростковый возраст это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, жажды деятельности» [2.Крутецкий с.81] У подростка теперь появляется свое собственное мнение, собственные интересы, собственные вкусы, взгляды, оценки, потребности. Подросток ощущает себя самостоятельной личностью, он пытается выработать свой стиль поведения, собственное мнение, собственные интересы, собственные критерии оценок любых явлений, в том числе и музыкальных. Как считает М. С. Каган, основной поток духовной активности в этом возрасте направлен на выработку внутренних ориентиров поведения, на формирование собственной системы ценностей. Подросток переходит теперь на более высокую ступень интеллектуального развития, а поэтому формирование музыкально-ценностных ориентаций, которое связано с навыками восприятия, оценки, суждения, музыкальным вкусом, поможет активизировать музыкальное сознание и музыкальное поведение личности учащегося, направить его на освоение подлинных ценностей музыкальной культуры.

Однако трудности, которые испытывают подростки при обучении игре на музыкальном инструменте могут быть обусловлены не только их психолого-возрастными особенностями, но и индивидуальными характеристиками. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами.Например, недостатками как в регуляторном компоненте учебной деятельности (недостатки внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность, снижение самоконтроля), так и в её операциональном компоненте (моторных нарушений, работоспособности, музыкально-слуховых, метроритмических недостатков). Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, что подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, так и неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника.

Но все эти характеристики не могут быть препятствием в музыкальном развитии подростка, в развитии его интересов, потребностей. Ребенок — центр деятельности педагога, он индивидуальность и личность, а к индивидуальности надо относиться с пониманием и глубоким уважением. Большое количество проблемных детей нуждаются не столько в лечении, сколько в создании специальной образовательной среды, которая отвечала бы их индивидуально-психологическим особенностям. Индивидуализация музыкального обучения выступает фундаментом построения личностно-ориентированного образования. Индивидуализация образования выступает в разных образовательных моделях при формировании музыкально-ценностных ориентаций: знаниевой, проблемно-поисковой обучения, поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Н. Ф. Талызина).

Формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся в свете их возрастных особенностей, мы связываем с неутолимой любознательностью, со стремлением познавать жизненные ценности: "…это возраст формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов, идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении» [5 с.82].

Подростковый возраст можно рассматривать как период закрепления очень важной личностной характеристики учащегося, которая определяет его успехи в разных видах деятельности, в данном случае музыкальной деятельности. Вводя воспитанника в мир музыки, педагог создает условия для обогащения его внутреннего мира, приобщения к ценностям музыкальной культуры. Ведь не секрет, как громадна роль музыки в жизни подрастающего поколения, оно (подрастающее поколение) живет в любимых ритмах и мелодиях. И это увлечение можно обратить во благо. Музыка заняла лидирующее положение в сфере искусства и художественных предпочтений подростков. Она оказывает значительное влияние не только на формирование личностных качеств подростков, но и на развитие музыкального вкуса, на их ценностные ориентации. Роль музыкального искусства в формировании нового человека не только велика и ответственна по своему содержанию, но и специфична, т. к. музыкальное искусство развивает эстетическое сознание учащихся, способствует формированию его эмоционального мира, волевых качеств, нравственного совершенствования.

Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных музыкально-ценностных ориентаций, формируются художественно-музыкальные предпочтения. В подростковом возрасте возникает интерес к своему внутреннему миру, происходит углубление и усложнение самосознания. Познание себя, своих различных качеств, приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента. С ним связаны еще два компонента — оценочный и поведенческий. Оценка качеств зависит от системы ценностей, сложившихся главным образом под влиянием окружающей среды. Если он хочет стать эрудированным, знающим, причислять себя к ценителям искусства, он начинает усиленно читать художественную литературу, посещать музыкальные концерты. В современной психологии, педагогике прочно утвердилось положение о том, что человек развивается в процессе собственной активной деятельности за счёт «соприкосновения» с источниками ценностей, заложенных в структуре этой деятельности. В качестве материала для рассмотрения деятельностной концепции формирования ценностных ориентаций подростков была выбрана музыкальная деятельность, связанная с обучением игре на синтезаторе.

Современная концепция музыкально-эстетического воспитания и образования основана на воспитании творческой личности, она связана с интеграционными процессами современной культуры, с информатизацией и компьютеризацией обществ, с развитием средств массовой информации. А интересы подростков формируются, как правило, под воздействием средств массовой информации, что не всегда даёт положительный эффект: развитие невзыскательного вкуса, потребление музыкальных образцов сомнительного качества и отрицание подлинных высокохудожественных произведений музыкального искусства.

Сейчас, когда человечество накопило немало ценного материала, связанного с научно-техническим прогрессом не только в области точных наук, но и гуманитарных, в частности, музыкальной педагогики, важно понять преимущество условий, которые связаны с компьютеризацией музыкального обучения, они открывают совершенно новые возможности в развитии познавательно-оценочной деятельности подростка. Великие технические изобретения XX века сделали возможным повышение эффективности формирования музыкально-ценностных ориентаций. И это очевидно. Ставя перед собой задачу формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся в условиях обучения игре на синтезаторе, мы предполагаем, что именно научно-технический прогресс будет способствовать оптимизации управления процессом обучения. Ведь важнейшей особенностью современной научно-технического прогресса является то, что он развертывается не только в сфере материального, но и духовного производства, насыщая его интеллектуальным, эстетическим, эмоциональным содержанием. Внедрение в музыкальное образование электронного, цифрового инструмента синтезатора способствует качественному изменению содержания и методов формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся, связанных с автоматизацией и механизацией самого процесса обучения. Говоря о возрастных и индивидуальных возможностях учащихся в постижении ценностей мировой музыкальной культуры, мы делаем, прежде всего, акцент именно на более обостренные познавательные интересы подросткового возраста. И именно престиж новой техники и «современных» звуков вызывает у подростков потребность не только в общении с новым видом музыкального искусства, но и с желанием постичь его. Электронно-клавишные инструменты в широком кругу подростков сравниваются с новыми технологиями в области науки и техники. По-видимому, наибольшее значение имеет, с одной стороны, осознание учащимися, особенно подростками широкое применение синтезатора в музыкальном пространстве (социальный эффект). А с другой, процесс обучения игре на синтезаторе, который учащиеся довольно быстро осваивают, связанный именно с музыкально-аналитическим мышлением (знания, оценка, суждения, потребности), даёт возможность сформировать критическую позицию по отношению к «ложным» ценностям музыкальной культуры и объективной оценке, глубокого анализа феномена общепризнанных ценностей мировой музыкальной классики.

Включение синтезатора в современную музыкальную среду, осознание его роли и места в контексте формирования музыкально-ценностных ориентаций поможет прогрессивно мыслящему педагогу-музыканту обеспечить позитивную творческую результативность, уточнить музыкально-ценностные ориентиры личности. «Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений, навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран (Computer-assisted instruction, Computer-assisted learning, Edutainment, интерактивное мультимедиа). Все больший интерес к подобному использованию данного инструментария наблюдается в отечественных учреждениях художественного образования» [88, с.7]*. Конечно, существует немало предубеждений против введения электронно-клавишного инструмента синтезатора в музыкальное образование, ведь синтезатор в сознании многих музыкантов-профессионалов связывается с исполнением музыкальных произведений сомнительного качества. Да, синтезатор действительно широко используется в массовой развлекательно индустрии. Но при соответствующей организации обучения на электронно-клавишном синтезаторе, при структурировании учебного материала с опорой на классическое наследие, все это будет способствовать не только развитию познавательных интересов подростка, но и формированию у него ценностного отношения к произведениям серьезных жанров. Именно музыкальное искусство создает возможность, преодолевая личную ограниченность, особым образом прожить человеческий опыт познания истины, добра и красоты. А поэтому важно рассмотреть те тенденции, что наличествуют в музыкальном воспитании, образовании и создать те условия, дающие возможность познать истинные ценности. А критерий, по-видимому, только один: всеобщая, выработанная практикой всей истории, отстоявшаяся в веках шкала культурных ценностей — культурно-исторический опыт всего человечества.

В любой сфере деятельности человек раскрывает свои способности. Исследования показали, что основой любой творческой деятельности является интерес, мотивация, потребности. Триада «потребность — интерес — ценность» — является движущей силой творческой деятельности подростка. Наиболее значимыми ориентирами поведения становятся собственные оценки, нормы, мнения. В этом возрасте творческая активность подростка, его духовные потребности направлены на попытку выработать у себя ценностные ориентации по отношению к окружающей действительности. При этом формирование ценностных ориентаций, предпочтений сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, но они чаще всего отражают несовпадение жизненной реальности и их духовными потребностями. Система ценностей, сформированный вкус определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу её жизни. Однако в музыкальном образовании, в условиях сложившейся музыкальной ситуации в подростковой среде, наблюдается ряд противоречий: между аксиологическими возможностями музыкального искусства и их недостаточным использованием в образовательном процессе. И самое главное противоречие, на наш взгляд, связанно с отрицанием традиций и основ музыкального искусства и невероятно большого интереса к массовому искусству, его ложным ценностям " «Музыкальные традиции играют значительную роль в формировании музыкально-ценностных ориентаций, способствуют сохранению всего ценного, что создано человечеством, служит фундаментом и опорой дальнейшего развития и функционирования искусства. Однако сегодня мы наблюдаем, что сложившаяся методика музыкального обучения, с её закономерностями, принципами, формами не всегда оперативно реагирует на внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, связанных с освоением новейших информационных средств, с миром научно технического прогресса и направлением на максимально автоматизирование рутинных операций. Смысл формирования ориентаций при обучении игре на синтезаторе заключается в том, чтобы вызвать у человека эмоциональные переживания и направить их на значимые ценности» [6. с.21].

Наиболее актуальные для современного подростка направления музыкальной учебной деятельности, как мы сказали выше, связаны с освоением новых видов музыкальных инструментов и это, в первую очередь, синтезатор. Обучение игре на синтезаторе может приобрести для ребенка новый личностный смысл — стать деятельностью по самообразованию и самоусовершенствованию. Ведь именно в этом возрасте развивается теоретическое, критическое мышление. И возможности синтезатора в развитии критического мышления неоценимы: увеличение музыкального опыта учащихся, выработка критериев в оценке музыкального произведения — оценочность охватывает все элементы музыкально-ценностных ориентаций, характеризуя их как эмоциональный уровень (эстетическое чувство), так и интеллектуальный (эстетическая потребность, способность суждения, мировоззрение, взгляды).

Развитие поисково-исследовательской деятельности — хорошо известно, что дети любят делать открытия сами, готовые истины им не всегда интересны: музыкально-ценностные ориентации как один из стимулов этой деятельности направлен на поиск готовности к самопознанию, к развитию интереса к культуре, музыкальному искусству. Воспитание слушательской культуры — использование компьютерной технологии при формировании музыкально-ценностных ориентаций, как особый, педагогический вид познания музыки, позволяющий адекватно воспринимать многогранность музыкального искусства; воспитать учащихся потребителями высокохудожественной музыки; постоянно расширять музыкальный кругозор, область восприятия музыки; общение с музыкой должно стать напряженно-эмоциональным трудом; осознание личностного смысла музыкального сочинения.

В заключении хотелось бы отметить, что развитие музыкально-ценностных ориентаций личности подростка относится к числу глобальных образовательных задач. Как достичь такого положения, при котором музыкальное обучение органично гармонировало бы с внутренним миром подростка, чтобы музыка смогла пустить корни в его душе и производила бы на него такое воздействие, что ребенок увлеченный обучением стал самостоятельно заниматься ей.

Литература:

1.                           В. С. Юркевич Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. Педагогика и психология. Изд. «Знание». М., 1986, с.3. всего 80.

2.                           В. А. Крутецкий Основы педагогической психологии. Изд. «Просвещение», М.; 1972, с. 81.

3.                           П. Я. Гальперин. Предисловие. В книге: Управляемое формирование психических процессов. Под ред. Гальперина П. Я. — из-во Моск. Унив. М.;1977. С.3–5.

4.                           Н. Ф. Талызина. Управление процессом усвоения знаний. Изд. московского университета, М.1975, с.198.

5.                           Крутецкий.

6.                           Д. В. Прокофьев. Формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся в процессе обучения игре на синтезаторе — как приоритетное направление в эстетическом воспитании учащихся. Современный гуманитариум № 3 ИЗд. «Перо». М.; 2012, с.21.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle