Библиографическое описание:

Бочарова Н. М., Дьяконова С. В. К вопросу об этнопедагогическом подходе к содержанию образования в условиях полиэтнического региона [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 67-68.

Одна из целей реформирующейся системы образования — создание условий для развития личности как представителя этноса и гражданина России. Она требует активного проявления субъективности каждого из субъектов образовательного пространства многонациональной Российской Федерации: личности, этноса, общества. Социализация личности происходит через ее этническую и гражданскую идентификацию.

Образование становится сегодня одним из путей к социальной стабилизации, к национальному согласию. Школа, работающая в тесном контакте с семьей, призвана построить образовательный процесс так, чтобы этническая идентификация школьников проходила в контексте становления гражданина многонационального государства.

Ориентация на национальное лицо школы предполагает работу в нескольких направлениях:

-          осмысление образования (прежде всего через уроки исторического блока, национальный и региональный компоненты образования, уроки русского языка и литературы и уроки предметов гуманитарного цикла);

-          осмысление всей воспитательной работы школы;

-          подготовка учителя, отвечающего этим требованиям.

Сегодня, когда ставятся и решаются вопросы о том, каким быть российскому образованию, взгляды ученых-педагогов и практиков все больше обращаются к историческим корням, ценностям и идеалам, наработанными тысячелетиями, так как забвение собственной культуры, отрыв от национальных корней и истории игнорирование опыта воспитания предков и народной мудрости делает процесс воспитания проблематичным.

История показывает, что многие конфликты и очаги социальной напряженности возникают из-за неприятия молодежью и населением культурных ценностей других этнических групп. В этом плане Астраханская область представляет большой интерес. В Астраханском регионе проживает более 120 национальностей, а это означает, что в каждом классе школы можно встретить до 10–15, а то и более национальностей. Учителю, работающему в такой ситуации необходимо владеть технологией воспитания образования в полиэтнической среде, так как возникает необходимость организации такой обстановки, в которой бы происходило взаимообщение детей. (7). Поэтому этнопедагогический подход к определению содержания образования учителя (особенно в условиях полиэтнических регионов) приобретает особое, значение в условиях современного жесткого социума.

Школа как институт социализации отражает совокупность традиций, культурных ценностей, накопленных обществом, поэтому педагогическое сознание отражает те социальные тенденции, которые имеются в данный исторический период времени. Нет и не может быть образования, не уходящего корнями в национальную этническую культуру, несвязанную с народной педагогикой(4).

В аспекте рассматриваемой нами проблемы планирование воспитательной работы по развитию у школьников этнической культуры должно стать необходимой в целеобразовательной деятельности учителя по нескольким основаниям:

-          соотнесенность с общими целями воспитания;

-          соотнесенность с индивидуально-этническими потребностями личности;

-          -соотнесенность с полиэтнической ситуацией Астраханской области и г. Астрахани;

-          соотнесенность с основами гуманистической педагогики.

Современное общество и человек все дальше уходят от самих себя, поэтому одна из задач народной педагогики — гуманизация процесса воспитания и обучения, изменение сложившихся штампов посредством обращения к народной культуре. В художественном творчестве народа, в его обычаях, традициях много важных и интересных для нашего современника педагогических мыслей, а исследование многонациональных традиций воспитания народов России открывает новый пласт воспитательного воздействия и нравственного здоровья детей (6).

В своей статье «Нужно любить Россию» Н. В. Гоголь пишет: «А не полюбивши Россию, не полюбить вам и своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, не спастись вам» (3).

В народной педагогической культуре престиж образования неизменно высок. Она нацелена на комплексное воспитание души и тела человека, а это невозможно без обращения к своим истокам. Рассмотрение развития народной культуры и педагогики совокупно с наиболее интересными современными идеями и традициями является наиболее перспективными и плодотворными в обновлении методик воспитания и обучения.

Разработка новых концепций воспитания на основе народной педагогики требует усилий специалистов разного профиля, потому что она реально существующая педагогическая практика, направленная на «должное» воспитание, на прямое и быстрое педагогическое воздействие.

Поиск путей воспитания школьников в МБОУ г. Астрахани «СОШ № 24» средствами культуры идет по нескольким направлениям:

-          введен предмет «Народная культура»; факультативные курсы «Хозяйка крестьянского дома» (для девочек) и «Мастер-хозяин» (для мальчиков), «История православия», «Светочи России», «Отечествоведение», создаются внеклассные объединения, клубы, кружки художественных ремесел и промыслов, русской и национальной кухни, русского и национального быта, народной музыки и танца. Во внеклассной работе в образовательном комплексе этнокультуры проводят такие мероприятия, как выставка национального кулинарного искусства (с дегустацией), ежегодные фестивали национальных искусств, национальные недели и др. Изучение предметов, особенно истории и литературы, опирается на специально подобранную историко-краеведческую основу. Для этнокультурной подготовки в поликультурной региональной системе образования в школе предложен курс «Этнокультурология», в основе которого заложен диалог этнокультур народов нашего региона на основе знакомства с культурой, бытом, особенностями народов, проживающих здесь вместе веками.

Народы мира своей мудростью, своим жизненным опытом осмыслили идею толерантности много веков назад. Эта идея должна пронизывать не только воспитательную, но и учебную деятельность. Отсюда перед преподавательским корпусом стоит задача воспитания в себе и учащихся толерантности по отношению к столь пестрой ситуации в регионе, а с другой стороны -задача постоянного утверждения нетленных, проверенных временем этнических, нравственных и духовных ценностей.

«Ставшая ныне неотложная задача нравственного возрождения человека может быть решена только на прочном фундаменте национальной культуры(8). Иначе говоря, будущее образования связано с направленностью на нравственное развитие учащихся в свете национальных идеалов, на формирование национального самосознания, опирающегося на духовные традиции нарда, на признание обязанностей человека перед государством, обществом первостепенными по отношению к его личным правам и интересам (1). Все это обеспечит в будущем решение главной задачи образования в России: восстановлении духовно-информационного потенциала страны. Именно для этого необходимо, чтобы наша школа обеспечивала не утилитарно-прагматическое, но духовное, обязательное, общеобразовательное, мировоззренческое в своей основе образование будущих поколений России(5).

Литература:

1.      Берулава Г. А. Стиль индивидуальности.-М.:МАГО,1996.

2.      Буева Л.Человек, культура и образование в кризисном социуме.

3.      Гоголь Н. В. Нужно любить Россию/Гоголь Н. В. Духовная проза.-М.,1992,-с.135–136.

4.      Жданов Ю. А. Культурно-технологическая конструкция. Изучение этноса в ноосферном пространстве// Мир психологии. № 2.-1947.-с.21

5.      Мосейко А. Н. К проблеме национального характера// Мир психологии.-№ 2 1997.-с.35.

6.      Свято-Русские Веды. Книга Велеса./Перевод пояснения Л. И. Асова.-М.,2002.

7.      Сукунов Х. Х., Величук А. П. Разработка типовой модели национальной школы//Педагогика.-№ 4.-1997.

8.      Якубов З. Я. Народные традиции и фольклор //Народная педагогика и воспитание детей, подростков, молодежи. Материалы 7 Виноградовских чтений.-4.2.-Екатеринбург: УГПИ.1993.-с.231.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle