Автор: Титаренко Сергей Александрович

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Библиографическое описание:

Титаренко С. А. Использование электронных средств обучения при изучении специальных дисциплин [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 117-118.

Условия современного мира описываются в настоящее время как условия открытого информационного общества. Одной из мировых тенденций в развитии современного инженерного образования является распространение электронных и мультимедийных обучающих средств.

С использованием последних достижений науки и техники подготовка технического специалиста– это одно из приоритетных направлений среднего профессионального образования.

Постоянное совершенствование программного обеспечения, компьютерной техники и т. д., требует от техника по компьютерным системам и комплексам умения свободно ориентироваться в информационном пространстве, владеть актуальной информацией, постоянно ее обновлять. В связи с этим студенты специальности «Компьютерные системы и комплексы» должны уметь выполнять самостоятельную поисковую работу по анализу и отбору необходимой информации, а также использованию этой информации для обучения и самообразования. Для этого студентов необходимо вовлечь в активную поисковую творческую деятельность, для того чтобы в процессе решения прикладных задач, они искали способы решения стоящих перед ними проблем. Найденное самостоятельно решение запоминается лучше, чем решение подсказанное или предложенное кем-то. Таким образом, подготовка учащихся к самостоятельному освоению новых знаний, вовлечение их в учебный процесс, а также их продуктивная деятельность, с целью развития творчества и приобретения профессиональных навыков — основная задача преподавателей техникума.

Одним из путей совершенствования образования является организация информационно-образовательной среды, создание которой сопровождается развитием нового направления — электронной педагогики, решающей задачи личностного развития будущего специалиста: самореализации и самоактуализации, профессионального самоопределения, формирования высокой профессиональной компетентности, обеспечивающей оперативную переквалификацию в условиях быстро изменяющихся технологий, профессий и специализаций. Решение перечисленных выше задач в нашем техникуме осуществляется через использование электронных средств обучения при изучении специальных дисциплин.

Для успешного применения методики обучения с помощью электронных средств обучения создаются следующие дидактические и организационные условия:

-        доступность компьютерной техники, как на учебных занятиях, так и в самостоятельной работе;

-        полнота информационного обеспечения;

-        применение учебных заданий с различной детальностью описания деятельности при выполнении проекта;

-        применение автоматизированных форм контроля и самоконтроля процесса обучения.

Невероятно высокие темпы современного научно-технического развития заставляют по-новому взглянуть на сложившиеся 20–30 лет назад подходы к применению в учебном процессе экранно-звуковых средств обучения (ЭЗСО).

Мощное средство обучения — интерактивные мультимедийные учебники, которые делают процесс нашего обучения более эффективным, индивидуализированным, сокращают сроки обучения и в целом более «производительным».

Материал в таком учебнике подается с учетом особенностей человеческого воспроизведения и памяти. Одновременное представление информации в аудиальной и визуальной формах, с использованием всего богатства средств, представляемых компьютером, позволяет облегчить запоминание материала студентом. Интерактивность, то есть возможность для студента самому управлять скоростью и подробностью обучения, а наличие контрольных блоков, позволяет проверить, насколько студент усвоил информацию и в случае необходимости — провести работу над ошибками и на основании вышеизложенного позволяет использовать этот учебник для самостоятельного обучения.

Необходимыми элементами такого учебника являются:

·                    Звуковое сопровождение. Речь диктора, музыка, звуки, сопровождающие анимацию на экране.

-        Качественная графика, нарисованная профессиональным художником или фотографии. Возможны анимационные вставки, фильмы, «живые схемы» и прочее.

-        Единое оформление, подобранное дизайнером с учетом выбранной темы.

-        Динамическое развертывание кадра. Статический кадр хуже запоминается, чем кадр, развивающийся по ходу разъяснений.

-        Наличие паузы для самостоятельного обучения. Студент сам решает, когда перейти к следующему кадру, нажимая кнопку «дальше».

-        Возможность повтора объяснений текущего кадра и «отмотки» назад на несколько кадров.

-        Контрольный блок. Может встречаться после каждой темы, либо распределен по всей теме блоками по два-три вопроса. Не прохождение контроля может вести либо к выставлению баллов, либо возвращению на кадр, содержащий правильный ответ.

-        Глоссарий. Студент может иметь доступ к словам терминов без отрыва от обучения.

Применение и использование учебных презентаций, видео материалов и электронных учебно-методических средств в преподавании технических дисциплин определяется возможностями, позволяющими представлять учебный материал, с высокой степенью наглядности, в особенности при моделировании явлений физических процессов в динамике; повысить мотивацию обучаемых при применении учебных презентаций, в которых основополагающие учебные вопросы, сопровождаются звуковыми маркерами, что способствует усилению эмоционального фона образования; расширить потенциал по индивидуализации образования; обеспечить широкую зону контактов с обучаемыми; предоставить широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов.

Учебное кино называют самым наглядным из всех средств обучения. Его особенности во многом обусловлены той огромной работой, которая проводится при создании фильма. Коллективная работа сценариста, режиссера и оператора при участии методиста-педагога направлена на то, чтобы целесообразно использовать все доступные возможности отображения, фиксации и воспроизведения действительности для учебных целей. Режиссер, оператор, художник, мультипликатор определенным образом организуют отображаемый материал, что и обусловливает характер зрительного ряда в экранном пособии.

В учебном кино большая роль принадлежит мультипликации, схематическим изображениям, раскрывающим на доступном учащимся уровне сложные явления, понятия, процедуры и алгоритмы действия. Очень важно передать учащимся те знания, которые способствуют научному пониманию сущности развития природы и общества, определению своего собственного отношения к явлениям окружающей жизни, формированию научных основ сознательной деятельности.

Фильмы по информатике могут носить обобщающий характер и отражать большой по объему материал. Такие фильмы можно использовать главным образом на вводных или заключительных (обобщающих) уроках. Другие фильмы по информатике могут освещать конкретные вопросы курса. Так, например, учебные фильмы позволяют наглядно демонстрировать различные аспекты безопасности на уроках информатики, логично и доступно проводить информационный ввод в дисциплину, излагать цели и задачи курса, рассматривать информационные процессы и информационное общество и т. д.

В отличие от всех известных средств обучения видеозапись позволяет мгновенно воспроизвести записанное изображение и повторять его необходимое число раз. Это свойство видеозаписи можно эффективно использовать при подготовке учащихся к практическим работам, выполнению экспериментальных заданий на экзамене. Во время проведения фронтальных практических работ учащиеся должны работать в определенном темпе. Это один из сложных организационных моментов урока.

При использовании электронных средств обучения в процессе изучения специальных дисциплин, ориентированных на самостоятельное освоение учебного материала, имеющих профессиональную направленность, предусматривающих систематическое применение электронных учебных материалов во всех видах учебной работы и реализующих деятельностный подход к обучению программированию обеспечивается активизация учебно-познавательной деятельности студентов и формирование умений самостоятельно осваивать новые технологии.

Литература:

1.                 Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров — М: ACADEMA, 2003. — 272 С.

2.                 Потапенко, Н. И. Электронные средства обучения: методические рекомендации / Н. И. Потапенко — Минск: РИПО, 2005. — 81с.

3.                 Смирнов А. В. Технические средства в обучении и воспитании детей: Учеб. пособие для средних учебных заведений. М.: Академия, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle