Библиографическое описание:

Попко Т. П. Урок информатики и культурное наследие предков [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 23-26.

Одной из основных задач современного общества, должно стоять сохранение своих культурно-исторических ценностей.

Ни для кого не секрет, что в последнее время очень остро стоит вопрос о том, что наше молодое поколение плохо знает историю своих предков, их культуру и традиции. Проблему по данному вопросу решают на самых высоких уровнях.

Потоки информации растут неизмеримо быстро и справиться с их обработкой простой школьник просто не в состоянии. Систематизировать информацию, которую мы получаем, тоже не всегда возможно. И вот в этом потоке молодёжь просто теряется и подчас выбирает наиболее комфортное существование. Зачастую — это общение в социальных сетях, просмотр современных фильмов онлайн и в лучшем случае — просмотр параграфа учебника или лекционного материала перед сессией. Поэтому чрезвычайно важно и актуально введение предметов, факультативов и курсов, которые расскажут о родной стране, национальной культуре, обрядах и обычаях наших предков.

Сколько бы времени не проходило, эти вопросы всегда будут интересны, главное правильно их подать, привлечь к ним внимание.

На уроках в школе любой учитель старается прикоснуться к удивительному прошлому, используя различные приёмы, средства, методы и т. д. Привлекают внимание ребят к расчётам площадей местных парков, исторических скверов, изучают геометрические тела по макетам городских достопримечательностях.

На уроках информатики такая возможность предоставляется более часто. Вот как можно прививать интерес и уважение к историческому, культурному наследию предков изучая тему «Обработка графической информации».

№ урока

Тема занятия

Вид народного промысла

1

Назначение растрового графического редактора. Элементы интерфейса. Создание изображений: инструменты Линия, Прямоугольник, Эллипс.

Каслинское литьё

2

Создание изображений: выбор цвета, Заливка. Сохр и загрузка изображений.

Матрёшка

3

Создание и редактирование изображений.

Гжель

4

Создание и редактирование изображений. Кисть и Распылитель. Ввод текста.

Вологотское кружево, Дымковская игрушка

5

Операции над фрагментами изображений. Буфер обмена. Использование операций копирование, вырезание, вставка и трансформация фрагмента изобр.

Домовая резьба

6

Использование операций: отражение и поворот изображения

Жостовский поднос

7

Практическая работа

Городецкая роспись

Художественное творчество — неотъемлемая часть жизни человека. «Не то дорого, что красно, золото, а то, что доброго мастерства», — гласит древняя пословица.

Наш народ всегда был богат на мастеров умельцев, оставивших память о себе на века своими прекрасными творениями.

На каждом из уроков учитель знакомит учащихся с художественными промыслами: Каслинское литьё, Матрёшка, Гжель, Вологодское кружево, Домовая резьба, Дымковская игрушка, Жостовский поднос, Городецкая роспись.

В мультимедийной презентации на каждом уроке ребята могут увидеть мотивы каждого ремесла, как оно зарождалось, какими мастерами знаменито. А на практической части урока учитель просит ребят создать свой небольшой шедевр.

Задание:

Используя основные фигуры: Линия, Прямоугольник, Эллипс, ромб, треугольник, необходимо создать пролёт моста через речку протекающую в историческом сквере. Учащимся предлагаются на выбор несколько рисунков. Возможно, изучив предложенный материал, они придумают свой шедевр.

Задание:

Загрузить файл матрёшка, используя инструмент заливка, раскрасить чёрно-белое изображение и сохранить файл с новым именем

Задание:

Из предложенных заготовок необходимо вырезать скопировать и вставить элементы на блюдо. Затем раскрасить в стиле Гжель. Возможен своё вариант блюда.

Распылитель, кисть — самые сложные инструменты для ребят. Можно предложить 2 варианта работы — кружева, выполненные распылителем или игрушка, где основные элементы выполняются инструментом — кисть.

В конце работы необходимо используя инструмент — Текст, написать название своей работы.

Операции над фрагментами изображений, несмотря на то, что работа порой очень кропотливая, вызывают у ребят бурю чувств и эмоций, ведь им доверяют резать и крутить элементы как им захочется. Используя операции трансформации, поворота, отражения, обрезки они должны превратить деревянный домик в шедевр деревянного зодчества.

Задание: Используя операций: отражение и поворот, необходимо из представленных элементов нарисовать свой Жостовский поднос.

Были использованы изображения: http://images.yandex.by/yandsearch≤text=

На 7 — итоговом уроке проводится Итоговая практическая работа за компьютером. (Не забыть ТБ у компьютера)

На карточках предложенных ребятам готовые работы: Расписной шкаф и разделочная доска. Для выполнения данной работы на компьютерах на рабочих столах открыт файл с заготовками элементами и готовыми изображениями (для образца). Задача учащихся–используя операции отражения, поворот, копирование и перемещения, и разные инструменты создать свой шедевр.

Алгоритм работы. Объяснение сопровождается демонстрацией выполнения задания через проектор.

1.      Выбрать объект для работы.

2.      Определить цвет рамки, если она нужна.

3.      Определиться с элементами для заполнения объекта. Симметрией.

4.      Начать оформление при помощи копирования имеющихся элементов. Использовать операции поворота, отражения и т. д.

5.      Выполнить дорисовку (кисть, карандаш, распылитель)

6.      Просмотреть внимательно готовую работу

Дополнительно: на усмотрение авторов (учащихся) дополнение рисунков.

При данном планировании уроков у ребят более успешно закрепляются полученные знания, умения и навыки по работе в ГР, развивается познавательный интерес и творческая активность. Повышается интерес к предмету, развивается внимательность, дисциплинированность; уважение к историческому, культурному наследию предков. Мировоззренческий аспект раскрывается при проведении компьютерного эксперимента и его анализе. Алгоритмический аспект присутствует при разработке алгоритма создания своих шедевров. Отрабатывается практический навык применения инструментов графического редактора через проектирование (самостоятельно).

Как сказал А.Франс: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Так давайте предложим учащимся «вкусную и полезную» информацию для поднятия их аппетита!

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle