Урок информатики и культурное наследие предков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 08.10.2013

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Попко, Т. П. Урок информатики и культурное наследие предков / Т. П. Попко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4222/ (дата обращения: 20.04.2024).

Одной из основных задач современного общества, должно стоять сохранение своих культурно-исторических ценностей.

Ни для кого не секрет, что в последнее время очень остро стоит вопрос о том, что наше молодое поколение плохо знает историю своих предков, их культуру и традиции. Проблему по данному вопросу решают на самых высоких уровнях.

Потоки информации растут неизмеримо быстро и справиться с их обработкой простой школьник просто не в состоянии. Систематизировать информацию, которую мы получаем, тоже не всегда возможно. И вот в этом потоке молодёжь просто теряется и подчас выбирает наиболее комфортное существование. Зачастую — это общение в социальных сетях, просмотр современных фильмов онлайн и в лучшем случае — просмотр параграфа учебника или лекционного материала перед сессией. Поэтому чрезвычайно важно и актуально введение предметов, факультативов и курсов, которые расскажут о родной стране, национальной культуре, обрядах и обычаях наших предков.

Сколько бы времени не проходило, эти вопросы всегда будут интересны, главное правильно их подать, привлечь к ним внимание.

На уроках в школе любой учитель старается прикоснуться к удивительному прошлому, используя различные приёмы, средства, методы и т. д. Привлекают внимание ребят к расчётам площадей местных парков, исторических скверов, изучают геометрические тела по макетам городских достопримечательностях.

На уроках информатики такая возможность предоставляется более часто. Вот как можно прививать интерес и уважение к историческому, культурному наследию предков изучая тему «Обработка графической информации».

№ урока

Тема занятия

Вид народного промысла

1

Назначение растрового графического редактора. Элементы интерфейса. Создание изображений: инструменты Линия, Прямоугольник, Эллипс.

Каслинское литьё

2

Создание изображений: выбор цвета, Заливка. Сохр и загрузка изображений.

Матрёшка

3

Создание и редактирование изображений.

Гжель

4

Создание и редактирование изображений. Кисть и Распылитель. Ввод текста.

Вологотское кружево, Дымковская игрушка

5

Операции над фрагментами изображений. Буфер обмена. Использование операций копирование, вырезание, вставка и трансформация фрагмента изобр.

Домовая резьба

6

Использование операций: отражение и поворот изображения

Жостовский поднос

7

Практическая работа

Городецкая роспись

Художественное творчество — неотъемлемая часть жизни человека. «Не то дорого, что красно, золото, а то, что доброго мастерства», — гласит древняя пословица.

Наш народ всегда был богат на мастеров умельцев, оставивших память о себе на века своими прекрасными творениями.

На каждом из уроков учитель знакомит учащихся с художественными промыслами: Каслинское литьё, Матрёшка, Гжель, Вологодское кружево, Домовая резьба, Дымковская игрушка, Жостовский поднос, Городецкая роспись.

В мультимедийной презентации на каждом уроке ребята могут увидеть мотивы каждого ремесла, как оно зарождалось, какими мастерами знаменито. А на практической части урока учитель просит ребят создать свой небольшой шедевр.

Задание:

Используя основные фигуры: Линия, Прямоугольник, Эллипс, ромб, треугольник, необходимо создать пролёт моста через речку протекающую в историческом сквере. Учащимся предлагаются на выбор несколько рисунков. Возможно, изучив предложенный материал, они придумают свой шедевр.

Задание:

Загрузить файл матрёшка, используя инструмент заливка, раскрасить чёрно-белое изображение и сохранить файл с новым именем

Задание:

Из предложенных заготовок необходимо вырезать скопировать и вставить элементы на блюдо. Затем раскрасить в стиле Гжель. Возможен своё вариант блюда.

Распылитель, кисть — самые сложные инструменты для ребят. Можно предложить 2 варианта работы — кружева, выполненные распылителем или игрушка, где основные элементы выполняются инструментом — кисть.

В конце работы необходимо используя инструмент — Текст, написать название своей работы.

Операции над фрагментами изображений, несмотря на то, что работа порой очень кропотливая, вызывают у ребят бурю чувств и эмоций, ведь им доверяют резать и крутить элементы как им захочется. Используя операции трансформации, поворота, отражения, обрезки они должны превратить деревянный домик в шедевр деревянного зодчества.

Задание: Используя операций: отражение и поворот, необходимо из представленных элементов нарисовать свой Жостовский поднос.

Были использованы изображения: http://images.yandex.by/yandsearch≤text=

На 7 — итоговом уроке проводится Итоговая практическая работа за компьютером. (Не забыть ТБ у компьютера)

На карточках предложенных ребятам готовые работы: Расписной шкаф и разделочная доска. Для выполнения данной работы на компьютерах на рабочих столах открыт файл с заготовками элементами и готовыми изображениями (для образца). Задача учащихся–используя операции отражения, поворот, копирование и перемещения, и разные инструменты создать свой шедевр.

Алгоритм работы. Объяснение сопровождается демонстрацией выполнения задания через проектор.

1.      Выбрать объект для работы.

2.      Определить цвет рамки, если она нужна.

3.      Определиться с элементами для заполнения объекта. Симметрией.

4.      Начать оформление при помощи копирования имеющихся элементов. Использовать операции поворота, отражения и т. д.

5.      Выполнить дорисовку (кисть, карандаш, распылитель)

6.      Просмотреть внимательно готовую работу

Дополнительно: на усмотрение авторов (учащихся) дополнение рисунков.

При данном планировании уроков у ребят более успешно закрепляются полученные знания, умения и навыки по работе в ГР, развивается познавательный интерес и творческая активность. Повышается интерес к предмету, развивается внимательность, дисциплинированность; уважение к историческому, культурному наследию предков. Мировоззренческий аспект раскрывается при проведении компьютерного эксперимента и его анализе. Алгоритмический аспект присутствует при разработке алгоритма создания своих шедевров. Отрабатывается практический навык применения инструментов графического редактора через проектирование (самостоятельно).

Как сказал А.Франс: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Так давайте предложим учащимся «вкусную и полезную» информацию для поднятия их аппетита!

Основные термины (генерируются автоматически): Гжель, Жостовский поднос, Городецкая роспись, Домовая резьба, Дымковская игрушка, инструмент, использование операций, культурное наследие предков, работа, ребята, редактирование изображений, создание изображений, фрагмент изображений, элемент.

Похожие статьи

Методика обучения технологии изготовления дымковской...

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушкасоздание одного мастера.

Финальная часть процесса изготовления дымковской игрушкироспись.

Использование широкой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого...

История появления мезенской росписи. Загадки народного...

Русские народные промыслы известны по всему миру: дымковские и филимоновские игрушки, матрешки, вологодские кружева, палехская и федоскинская миниатюра, жостовские подносы, хохлома, гжель, пермогорская, городецкая, мезенская роспись

Методика изучения народных художественных промыслов...

Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и мн. др.

Их внимание обращается на особенности формы и тематику изображений, их разнообразие росписей по форме и цвету, соответствие росписи среде создания...

Использование народных художественных промыслов России...

...Гжель, Хохлома, Городецкая и Палехская роспись, Дымковская, Каргапольская, Филимоновская игрушки, Абрамцево-кудринская резьба и

Занятие проходило в два этапа — отработка основных приемов рисования в стиле Гжель (создание простейшего рисунка на...

Интерьер в русском стиле как часть культурного наследия

К 21 веку ценность работ наших предков становится для современников не такой

Интерьер могут украсить палехские шкатулки и гжельский фарфор, жостовские подносы и хохломская деревянная посуда, тульские самовары и дымковская игрушка, каменные статуэтки из-за...

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Уголок может быть оформлен предметами декоративно-прикладного народного творчества: дымковской игрушкой, подносами, расписанными под хохлому, гжельская роспись, искусство жостовской росписи, расписными

В детском саду накопился опыт работы с дымковской...

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина

Воспитанникам нравится лепить народные игрушки, такие как: гжель, городецкая... Кардмейкинг как средство развития творческих способностей...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение...»

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение.

2. Русская матрешка. 3. Дымковская игрушка.

9. Городецкая роспись. 3. Заключительный — 20 дней (начиная с 10 мая).

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста...

Обучение приёмам костромской росписи приобщает детей к культуре региона, возрождая и сохраняя культурное наследие.

В работе используются художественная гуашь, разведенная до нужной консистенции. Основной рабочий инструмент — кисти: беличьи, колонковые № 6-№...

Похожие статьи

Методика обучения технологии изготовления дымковской...

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушкасоздание одного мастера.

Финальная часть процесса изготовления дымковской игрушкироспись.

Использование широкой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого...

История появления мезенской росписи. Загадки народного...

Русские народные промыслы известны по всему миру: дымковские и филимоновские игрушки, матрешки, вологодские кружева, палехская и федоскинская миниатюра, жостовские подносы, хохлома, гжель, пермогорская, городецкая, мезенская роспись

Методика изучения народных художественных промыслов...

Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и мн. др.

Их внимание обращается на особенности формы и тематику изображений, их разнообразие росписей по форме и цвету, соответствие росписи среде создания...

Использование народных художественных промыслов России...

...Гжель, Хохлома, Городецкая и Палехская роспись, Дымковская, Каргапольская, Филимоновская игрушки, Абрамцево-кудринская резьба и

Занятие проходило в два этапа — отработка основных приемов рисования в стиле Гжель (создание простейшего рисунка на...

Интерьер в русском стиле как часть культурного наследия

К 21 веку ценность работ наших предков становится для современников не такой

Интерьер могут украсить палехские шкатулки и гжельский фарфор, жостовские подносы и хохломская деревянная посуда, тульские самовары и дымковская игрушка, каменные статуэтки из-за...

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Уголок может быть оформлен предметами декоративно-прикладного народного творчества: дымковской игрушкой, подносами, расписанными под хохлому, гжельская роспись, искусство жостовской росписи, расписными

В детском саду накопился опыт работы с дымковской...

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина

Воспитанникам нравится лепить народные игрушки, такие как: гжель, городецкая... Кардмейкинг как средство развития творческих способностей...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение...»

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение.

2. Русская матрешка. 3. Дымковская игрушка.

9. Городецкая роспись. 3. Заключительный — 20 дней (начиная с 10 мая).

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста...

Обучение приёмам костромской росписи приобщает детей к культуре региона, возрождая и сохраняя культурное наследие.

В работе используются художественная гуашь, разведенная до нужной консистенции. Основной рабочий инструмент — кисти: беличьи, колонковые № 6-№...