Библиографическое описание:

Дзицоев А. А. Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 133-137.

К важнейшим условиям успеха нравственно-полового воспитания В. А. Сухомлинский относил общение детей с людьми двух поколений — родителями и бабушкой, дедушкой. Последние передают детям многовековой опыт, народную мудрость. В этой связи он обращал внимание родителей на необходимость следования в воспитании передовым народным традициям, опыту народной педагогики. Молодым родителям и будущим родителям В. А. Сухомлинский внушал мысль о том, что в становлении нравственности их детей большое значение имеет духовная связь самого младшего и самого старшего поколений. «Если эта связь развивается и крепнет, вы, родители, можете не опасаться за своих детей,- утверждал он.- Сущность этой связи должна заключаться в том, чтобы старшее поколение пробуждало у детей мысль о радости бытия и о долге человека перед человеком. Мудрая и благородная старость умеет так любить детей, что каждое проявление этого чувства пробуждает у детей любовь к старшим, заботу и беспокойство об их здоровье и благополучии. Задача молодых родителей заключается в том, чтобы оберегать эту мудрую любовь стариков как очень нежную и хрупкую вещь» [3, с. 324–325].

Откровенное общение подразумевает то, что родители изо всех сил будут стараться откликаться на потребность подростка в разговоре. Очень важно, чтобы дети уже с раннего возраста могли спокойно общаться с родителями. Иначе родители не станут близкими друзьями своих детей, и, когда дети подрастут и столкнутся с трудностями, они не смогут обратиться к своим родным за помощью. Родителям не стоит выплескивать на подростка свои эмоции, когда тот совершает серьёзный проступок. Наоборот, это как раз то время, когда необходимо уделить ему особое внимание. Нужно сохранять спокойствие, внимательно его выслушать и стараться понять, что произошло. Только тогда подростку будет легче принять от родителей исправление.

Следующим условием необходимым для нормального воспитания подростка П. Ф. Лесгафт считал атмосферу взаимной любви и уважения в окружающей ребёнка среде. По отношению к ребёнку не должно быть выражений любви в виде сюсюканья, тискания, шумных восхищений и тому подобное, считал ученый. Должно быть внимательное наблюдение за подростком и уважительное отношение к его потребностям. По мнению П. Ф. Лесгафта, невозможно переоценить значение общения взрослых в присутствии подростка. Это главный источник, из которого может возникнуть добродушие у подростка. Те взрослые, которые позволяют себе выяснять отношения на повышенных тонах в присутствии детей или обманывать друг друга, совершают преступление, так как лишают подростка возможности стать убеждённым в том, что добродушие- норма человеческих отношений [2, с. 22].

Об этом говорил и И. П. Петрище, утверждая, что самый нужный и самый главный воспитатель — личный пример нравственности родителей. Он сильнее всяких поучений. Большой вред воспитанию подростка могут нанести родители, взрослые, которые в присутствии детей пьянствуют, сквернословят, рассказывают непристойные анекдоты, обнажают интимные человеческие отношения, неуважительно относятся друг к другу. Отец много раз может твердить сыну о бережном, рыцарском отношении к женщине, но это не даст никакого положительного результата, если он сам по-хамски относится к своей жене или допускает циничные высказывания по поводу других женщин. Попытки матери вырастить высоконравственную дочь вряд ли приведут к успеху, если мать своим поведением будет демонстрировать обратное. Взаимоотношения родителей, их повседневное поведение является той моделью, которой подражают дети, на основе которой у них формируются установки, понятия о мужественности и женственности [7, с. 66–67].

В. А. Сухомлинский считал, что родители должны уважать достоинство подростка, иначе, он не будет уважать их, и воспитание практически не будет успешным. Часто подростки обманывают родителей не в словах, а в поведении. Чтобы они росли честными, добрыми, не притворялись казаться лучше, чем они есть на самом деле, необходимо не допускать по отношению к ним принуждения. Педагог считал эффективным воспитание, которое приучает подростка быть самим собой, а не казаться. Это означает недопустимость физической силы, деспотизма, страха и угрозы в воспитании. Гнусный деспотизм невежественных родителей — одна из причин того, что у подростка извращается представление о правде и добре, он перестаёт верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков подросток ожесточается и в его духовном мире наступает надлом. Самодурство изгоняет такое важнейшее душевное движение, как ласка. Не знающий с детства ласки подросток становится грубым и бессердечным [3, с. 327].

В формировании личности в условиях родительского дома решающим фактором является уклад жизни, гражданское лицо родителей, нравственная и деловая атмосфера в семье. Характеризуя общение родителей с детьми, Ш. А. Амонашвили показал, что оно осуществляется наиболее эффективно, если строится на основе закона «взаимопомощи», то есть тогда, когда родители и подростки в процессе общения участвуют как равноправные сотоварищи, когда создаётся атмосфера эмоциональности и романтики. Раскрывая роль примера родителей в воспитании и обучении, педагог подчеркнул, что этот метод приносит положительные результаты только в том случае, когда применяется в обстановке радости совместного проживания всех членов семьи [3, с. 409]. Подобно Ш. А. Амонашвили, Е. А. Аркин говорил о важности установления отношений сотрудничества между подростками и родителями как о «союзе детей и взрослых» и считал это одним из важных условий, благоприятствующих нормальному половому развитию подростков в семье [3, с. 422].

Н. К. Крупская в теории и своей общественно-педагогической деятельности выступала за тёплое, сердечное отношение к детям-подросткам, связывала воспитание с улучшением быта советской семьи, созданием благоприятного нравственно-психологического климата в семье [3, с. 419].

Важнейшим условием эффективности нравственно-полового воспитания В. А. Сухомлинский считал разумную организацию всей жизнедеятельности семьи, в том числе соблюдение общего режима дня (времени сна, труда, отдыха); поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве; плановое распределение семейного бюджета при участии детей и подростков; следование семейным правилам и традициям; создание благоприятного микроклимата; совместную трудовую деятельность в семье родителей и подростков; организацию самовоспитания подростков [3, с. 325].

Говоря о регулярном общественно-значимом труде в присутствии подростка, П. Ф. Лесгафт отмечал, что научное человековедение указывает на единственный источник трудолюбия — постоянный труд любимых взрослых на глазах подростка. Инстинкт любознательности заставит его внимательно наблюдать процесс труда. Инстинкт имитации вызовет подражание труду взрослого в игре. Инстинкт впечатлительности вызовет радостные переживания процесса овладения навыками труда. Появится желание реально помогать родителям, взрослым. Постепенно ребёнок освоит все операции и самостоятельно произведёт законченный продукт труда. Появится желание осваивать новые трудовые операции, включаться в производительную деятельность семьи. Важной задачей воспитателя при этом — внимательно следить, чтобы труд ребёнка-подростка был желанным и посильным.

Если отец приходит с работы и ложится на диван отдыхать, а мать с проклятиями выполняет повседневные обязанности по уходу за семьёй, то ожидать появления у ребёнка трудолюбия не приходится. Не появится настоящее трудолюбие и в той семье, где подростка заставляют участвовать в уборке, покупке продуктов, приготовления пищи и так далее. Настоящая трудовая деятельность кроме трудолюбия формирует волевые качества подростка. Надо заставить себя довести начатое дело до конца. Надо преодолеть возникшие в процессе труда препятствия. Появляется и растет сила воли — важнейшее качество высоконравственной личности, способствующее её самовоспитанию [2, с. 23–24].

Е. А. Аркин исследовал особенности воспитания в семье детей подросткового возраста — абсолютного уникального периода в жизни человека, в том числе проблему полового воспитания. Особое внимание он уделил созданию в семье условий, благоприятствующих нормальному половому развитию подростков и юношей, исключению тех факторов, которые отрицательно влияют на половое развитие. Педагог раскрыл общие условия успеха воспитания детей в родительском доме: уклад жизни семьи, образ жизни родителей, трудовая и нравственная атмосфера, истинный авторитет отца и матери, их самообразование и самовоспитание, систематическое общение родителей с детьми, установление отношений сотрудничества между родителями и подростками [3, с. 422].

Исследователи подчёркивают, что среди последствий неправильного полового воспитания одним из распространённых является онанизм (мастурбация, ипсация). Так называют способ удовлетворения сексуального влечения, достигнутого путём искусственного раздражения половых органов с целью получения ощущения сладострастия (оргазма). По современным представлениям, мастурбация не относится к патологическому состоянию, а представляет собой отклонение от естественных форм полового поведения и способов удовлетворения полового влечения. Онанизм в основном наблюдается в периоде полового созревания, но может быть и у младших детей и даже у взрослых, например, при длительном вынужденном воздержании от половых актов. Родители должны знать, что развитию онанизма у детей могут способствовать негигиеническое содержание тела, особенно промежности и половых органов, фимоз, заражение острицами, постоянное переполнение кишечника и мочевого пузыря, продолжительное катание на детских лошадках, длительное сидение на горшке, катание на велосипеде, слишком тесная и тёплая одежда, перегревание тела в мягкой постели, обильная еда перед сном с избытком возбуждающих веществ, чрезмерное возбуждение, безнадзорность, незанятость детей и так далее. Названные причинные факторы могут обусловливать возникновение полового возбуждения, а приятные ощущения, испытываемые при этом, нередко порождают желание вызывать их повторно, что может привести к закреплению этого занятия в привычку. Непосредственным толчком к занятиям мастурбацией могут послужить возбуждающие зрелища, чтение соответствующей литературы, разговоры на половые темы, подсказки со стороны сверстников и друзей, употребление алкоголя и так далее. В связи с этим мастурбация подростков и юношей является трудноискоренимой привычкой, от которой они нередко не могут отказаться вплоть до начала регулярной половой жизни. [7, с. 137].

Обнаружив факт занятий подростка мастурбацией, взрослым не следует предавать его широкой огласке, принимать какие-либо поспешные воспитательные меры, а тем более наказывать за это. Своеобразие эмоционального состояния, характера, склада личности человека в данном возрасте, особенности поведения, повышенная возбудимость нервной системы большинства подростков, занимающихся мастурбацией, требуют щадящего подхода к их психике. Учитывая причинные факторы мастурбации, важно так построить режим жизни подростка, чтобы у него как можно меньше оставалось свободного времени и возможности уединения, чтобы он мог реализовать избыток неизрасходованной энергии в различных полезных видах деятельности. Занятия и игры в кругу товарищей, походы и экскурсии, физкультура и спорт, закаливающие процедуры, всё возрастающий круг обязанностей дома и в школе, исключение действия факторов, приводящих к раздражению половых органов и повышающих чувственность — вот те основные условия, которые направлены на недопущение мастурбации в подростковом возрасте и ранней юности. А поскольку избавиться от мастурбации гораздо труднее, чем её предупредить, главное внимание должно быть направлено на то, чтобы не допустить действия тех моментов, которые могут способствовать возникновению и закреплению этой привычки.

Как было сказано ранее, мастурбация подростков нежелательна — она может вызвать ускорение сексуального развития, поэтому родителям необходимо сделать все для того, чтобы подросток не начал мастурбировать. Когда у трёх-четырёх летних детей пробуждается интерес к своим гениталиям, родителям придется объяснить, что органы мочеиспускания у девочек и у мальчиков разные. Если родители этого не сделают, ребёнок начнёт рассматривать и трогать собственные половые органы и гениталии сверстников. И может испытать при этом приятные ощущения. Если просто одёрнуть ребёнка и запретить ему прикасаться к гениталиям, это обязательно вызовет противоположный эффект: ребёнок поймёт, что эта область запретная. А чем сильнее запрет, тем интереснее его нарушить. С помощью разъяснений этот этап пройдёт без потрясений.

Родителям нужно следить за тем, какую одежду носят их дети. Наряды детей и подростков не должны быть тесными в промежностях, поэтому обтягивающие джинсы — одежда хоть и модная, но не лучная для подвижного ребёнка и подростка: тесная одежда все время давит на половые органы. Ребёнок будет постоянно её поправлять, расстёгивать молнию, вынужденно прикасаясь к гениталиям. Родителям нужно приучать детей спать на боку, подложив обе ладошки под щеку. Некоторые спят на животе. Эта поза тоже безопасна. Но если ребёнок предпочитает спать на спине, важно, чтобы руки он клал поверх одеяла, не объясняя ему истинной причины, — лучше придумать ему какое-нибудь правдоподобное объяснение [4, с. 92].

Одним из следствий неправильного сексуального воспитания подростков является ранее начало половой жизни, добрачные половые связи. Отсутствие у юношей и девушек высоконравственных позиций в этих вопросах может приводить к тому, что наступление полового созревания и связанное с этим усиление влечения к противоположному полу они иногда рассматривают как сигнал к началу половой жизни. Однако, наступление половой зрелости не означает, что все органы системы организма завершили свое развитие. Общее физическое созревание наступает на 3–4 года позже половой зрелости. В этот период продолжается рост и развитие костно-мышечной, сердечно — сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции, совершенствуется нервная деятельность, формируется личность ребёнка. Следовательно, половое воздержание до периода полного завершения физического развития не только не вредно, но даже полезно, поскольку при этом не нарушается гармоничность развития. Родители должны разъяснять, что рано начатая половая жизнь представляет собой большую физиологическую нагрузку, изматывает неокрепший организм, психику, отрицательно сказывается на физическом состоянии. Она может приводить к преждевременному увяданию, быть причиной импотенции в будущем. Случайные сексуальные связи, с которых может начаться ранняя половая жизнь, таят в себе опасность заражения венерическими заболеваниями, представляющими огромную угрозу для здоровья. Девушки, кроме того, могут расплачиваться за это различными гинекологическими заболеваниями или наступлением беременности. Беременность, как правило, стремятся прервать, что чревато развитием многих болезненных состояний и опасностью бесплодия. Если же беременность будет сохранена, то во многих случаях это неблагоприятно сказывается не только на организме молодой женщины, но и на состоянии здоровья её ребёнка. А отсутствие у слишком юной матери жизненного социального опыта и экономической самостоятельности может иметь самые неблагоприятные последствия для них обоих. Тем более, что фактически отцы таких детей в силу своей социально — гражданской незрелости, вследствие недостаточной моральной воспитанности далеко не всегда спешат заявлять о своём отцовстве и брать на себя вытекающие из этого обязанности. Проблема внебрачных детей не столь уж безобидна, как может показаться на первый взгляд.

Виновниками свободных половых связей нельзя считать только юношей, мужчин или девушек, женщин. Им является тот, кто никак не соприкоснулся с содержанием нравственно-полового воспитания. Следует признать, что традиционно нравственно-половому воспитанию юношей уделяется меньше внимания, а к их шалостям в вопросах пола общество относится более снисходительно, чем к нравственности девушек и женщин. Поведение представителей мужского пола между тем отличается большей свободой и раскованностью. Поэтому, именно они нередко являются инициаторами свободных половых связей. Для достижения своих низменных целей в удовлетворении своих сексуальных физиологических потребностей они нередко прибегают к различным довольно стандартным приёмам, о которых должны быть осведомлены школой или родителями юные представительницы женского пола. В основе всех их лежит одно: упорство и настойчивость в достижении поставленной цели — половой близости. А в каждой конкретной ситуации тактика может меняться соответственно обстоятельствам и с учётом личности объекта половых притязаний. Иногда девушку одаривают дорогими подарками, различными увеселениями, например, загородные поездки, посещение ресторанов и тому подобное, а в качестве оплаты долга требуют половой близости. Зная о растормаживающем влиянии алкоголя на сексуальные влечения, юноша, мужчина иногда спаивает девушку, что позволяет ему уменьшить её самоконтроль, сопротивляемость и добиться желаемого.

Подростки начинающие добрачную половую жизнь и не подозревают, какие неприятности могут поджидать их, к каким опасным последствиям может привести легкомыслие в сексуальной сфере. Речь идёт о венерических заболеваниях. К их числу относятся сифилис, гонорея, мягкий шанкр, СПИД и тому подобное. Родителям в беседах с подростками необходимо обратить внимание на такие общие особенности всех венерических заболеваний, как склонность к хроническому течению, отсутствие иммунитета после перенесённой болезни, возможность повторного заражения сразу же после выздоровления.

Употребление спиртных напитков, курение табака, другие вредные привычки в последнее время всё более волнуют людей, имеющих отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения. Родителям важно говорить на подобные темы с подростками, указывая на последствия, и вред, наносимый их организму.

Одним из значимых условий успешного нравственно-полового воспитания является учёт личностных анатомо-физиологических и психологических особенностей подростка. Подростковый возраст — это период полового созревания, который, как известно, у девочек начинается на 2–3 года раньше, чем у мальчиков. Процесс полового созревания характеризуется энергичным ростом полового аппарата, быстрым созреванием половых клеток и усилением другой стороны деятельности половых желез — образованием половых гормонов. В связи с этим всё ярче выступают вторичные половые признаки — изменение голоса, появление усов и другие.

Для правильной организации полового просвещения в семье родителям надо знать детский организм на всех стадиях его развития. Незнание общих закономерностей развития человеческого организма, а также закономерностей полового развития делает отца и мать беспомощными в вопросах полового воспитания. О появлении признаков полового созревания у мальчиков к 14–16 годам (поллюции) и у девочек к 13 годам (менструации) подростков необходимо осведомить своевременно. Родители могут взять эту задачу на себя, если у них установились с детьми дружеские отношения, если же нет отношений доверия и уважения, то лучше это дело поручить педагогу или врачу. Самые главные сведения и советы, в которых нуждается подросток в период полового созревания, затрагивают область гигиены тела, физической нагрузки и режима. Вместе с тем, подросткам следует рассказать в доступной форме о наступающих изменениях в организме, о работе нервной системы и других органов в связи с этим, о тех гигиенических мероприятиях, которые облегчают течение процессов созревания организма. С девочками следует начинать половое просвещение до появления менструации. Следовательно, девушкам следует рассказывать о менструации, как естественном явлении. Основное внимание при этом стоит обратить на гигиену девушки вообще, и в частности на гигиену менструального периода [1, с. 13].

Всё это необходимо знать родителям и применять свои знания в воспитании своих детей для правильной организации полового просвещения [1].

Литература:

1.                    Бызова В. М. Влияние особенностей личности на половые взаимоотношения в юношеском возрасте: дисс. канд. психол. наук /В. М. Бызова. — Л., 1985. -156с.

2.                    Вальгард Л. С. О психологии половой жизни / Л. С. Вальгард. — М., 1926.-121с.

3.                    Гребенников И. В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение,1991.-172с.

4.                    Дубровина И. В. Проблемы психологической подготовки молодёжи к семейной жизни / И. В. Дубровина // Вопросы психологии. -М.,-1981.-№ 4- с. 146–151.

5.                    Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности / Б. О. Николаичев. — М., 1976.- 378с.

6.                    Отвечая на вопросы своего ребёнка: Информ. для родителей: [Перевод]. — М.: Рос. ассоц. «Планирования семьи»: НИО «Квартет», [1993≤]-16с.

7.                    Парфенова И. К. Нравственная подготовка учащихся к семейной жизни в школах ГДР: дис. …канд. пед. наук / И. К. Парфенова. — Пятигорск, 1983. -187с.

8.                    Хашба — Алакаева Б. А., Куатов Р. Р. Подростковая алкоголизация и наркомания / Б. А. Хашба — Алакаева // Вестник КЧГУ. Научно-методический журнал. — № 28. -Карачаевск, 2010.- 339с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle