Библиографическое описание:

Брянская Е. И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 90-93.

Современные тенденции в системе общего и специального образования страны требуют от педагогов поиска новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности, как нормального ребенка, так и ребенка с особыми потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Так как известно, что именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации [1]. Для успешного школьного обучения большое значение имеют своевременное овладение правильной выразительной речью, психофизическое развитие, культура поведения в целом.

Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезе отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (Л. Ф. Спирова, Л. Б. Халилова, С. Н. Шаховская и др.). Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В. П. Глухов), смешении иерархии целей общения (О. Е. Грибова), снижении потребности в нём, активности (Б. М. Гриншпун). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л. Г. Соловьева, Е. А. Харитонова).

Вместе с тем в проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с ОНР остается еще много нерешенных вопросов. Мы рассматриваем культуру речевого общения, как составную часть коммуникативной компетентности, которая в свою очередь является необходимым условием успешной социальной адаптации ребенка с нарушением речи. Современный ребёнок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых постоянно увеличивается [2]. Это вызывает необходимость ориентироваться в различных ситуациях этикетного общения, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами этикетно-речевого поведения. Очевидно, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативные способности.

Для успешного определения направлений работы и осуществления коррекционно-педагогического процесса, в первую очередь, необходимо выявить актуальный уровень коммуникативной компетентности детей с нарушениями речи. Выделяются три компонента, по наличию которых можно судить об уровне культуры общения личности: нравственный или нормативно-ценностный, внутренний (гуманное отношение к партнеру по общению, перцептивная культура, установка на единство слова и действия); поведенческий или внешний (владение коммуникативными формами, средствами, соблюдение правил общения и т. д.); когнитивный или познавательный (понимание сущности и функций общения, эталонные представления о культуре общения, знание критериев оценки собственной культуры общения и общения других людей).

В основу выделения уровней развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста, мы положили специфические для каждого компонента критерии, с учетом специфики детей 5–6 лет с ОНР.

Критерии: умение использовать невербальные средства в общении, понимание значения слова «вежливость»; знание разнообразных формул речевого этикета; наличие представлений о правилах поведения; умение соотносить имеющиеся знания о культуре общения с воображаемой и реальной ситуацией; глубина и осознанность имеющихся знаний о культуре общения.

Дошкольникам было предлагается 4 серии заданий.

Задание 1.

Цель — выявить общее представление ребёнка о вежливости.

Методика. Ребенка просят ответить на три вопроса.

1.      Какого человека называют вежливым≤

2.      Какие вежливые слова ты знаешь≤

3.      Как ты думаешь, почему их называют «волшебными»≤

Высокий уровень — полностью справился.

Средний — требовалась помощь педагога.

Низкий — отмечаются слабые, недостаточно сформированные представления.

Задание 2.

Цель — выявить, имеются ли в пассивном словаре ребёнка формулы речевого этикета, понимает ли он их.

Методика. Ребенку дают инструкцию: «Сейчас я прочитаю тебе предложения, в которых «спрятались» вежливые слова. Если ты услышишь такое слово, положи фишку».

Высокий уровень — из 10 заданных предложений справился со всеми.

Средний уровень — 6–7 предложений.

Низкий — менее 5 предложений.

Задание 3.

Цель — определить умение подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета.

Методика. Ребёнку дают инструкцию: «Сейчас я расскажу тебе одну историю про мальчика и девочку, которых зовут Саша и Катя. Я буду рассказывать и показывать тебе картинки, а ты будешь внимательно слушать, смотреть и помогать мне рассказывать. Ты будешь за Сашу и Катю говорить вежливые слова». Далее описывают каждую ситуацию общения, в которой формулируют основные условия (то есть задают компоненты): имена коммуникантов, время, место, цель высказывания, а также сопутствующие условия, позволяющие сформулировать мотивировку реплик.

Ситуации.

1.      Просьба.

«У ребят шло занятие по аппликации. Им было дано задание: сделать открытку в подарок маме к празднику. Саше нужна розовая бумага, чтобы вырезать цветок (мотивировка). Как Саша может попросить (цель) бумагу у Кати (адресат)≤ А как ещё можно сказать≤.

2.      Приветствие.

«Утром (время) ребята приходят в детский сад (место, обстановка) и здороваются с воспитательницей, которую зовут Нина Николаевна (адресат). Как они могут поздороваться с ней (цель)≤ А как ещё можно сказать≤

Задание 4.

Цель — выявить умение контролировать свое поведение, слушать и слышать собеседника и отношение к неэтичным выражениям собеседника.

Методика. Наблюдение за общением ребёнка со сверстниками.

План наблюдения.

1.         Как ребёнок вступает в общение со сверстником (предлагает свои правила игры, соглашается с предложенными).

2.         Умеет ли слушать собеседника и спокойно высказывать свое мнение.

3.         Умеет ли выбирать нужный тон, жесты, мимику.

4.         Как размещается по отношению к собеседнику (лицом. боком, спиной).

5.         Умеет ли контролировать себя в общении со сверстниками.

6.         Умеет ли понимать эмоциональный настрой собеседника и выражает ли свое отношение.

7.         Как ребёнок выражает свое отношение к неэтичным выражениям собеседника.

Результаты наблюдения фиксируются в протоколе.

Таким образом, выделяется три уровня развития коммуникативной компетентности.

Низкий уровень — ребёнок самостоятельно не использует в речи вежливые слова, только при напоминании взрослого. В пассивном словаре имеются представления о словах речевого этикета. Не имеет навыков телефонного разговора. Интонация речи и мимика невыразительны. В общении ребенок проявляет несдержанность, часто вступает в конфликты, навязывает свое мнение.

Средний уровень — ребенок употребляет в речи элементарные слова речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности). Не имеет достаточных навыков телефонного разговора. Не всегда умело употребляет формулы речевого этикета в ситуациях общения. Умеет слушать собеседника, но у него не всегда получается контролировать свое поведение. Выражает неприятие к неэтичным выражениям собеседника. Речь интонационно выразительна. Мимика и жесты недостаточно развиты.

Высокий уровень — проявляет инициативу в организации общения. Речь эмоционально окрашена. Владеет средствами невербального общения. Самостоятельно употребляет формулы речевого этикета адекватно ситуации общения. Владеет элементарными навыками телефонного разговора. Проявляет нетерпимость к неэтичным выражениям собеседника.

Для составления более полной картины речевого окружения ребенка необходимо определить степень и характер участия родителей в воспитании культуры речевого поведения детей и понимание ими его необходимости.

Бесспорно, что культура общения ребёнка отражает культуру его семьи, различный характер отношений её членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством [3]. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.

В основу определения степени и характера участия родителейввоспитании культуры речевого поведения детей и понимание ими его необходимости, были положены следующие критерии: знание критериев оценки культуры речевого общения ребенка; осознание необходимости культуры общения; понимание сущности культуры общения; владение самим родителем культурой общения в разных жизненных ситуациях; знание и использование методов формирования культуры речевого общения в семейном воспитании; участие во взаимодействии с дошкольным учреждением.

Формы работы: индивидуальные беседы и анкетирование.

В процессе бесед ставились следующие вопросы: Какие вежливые («волшебные») слова использует в речи ваш ребенок≤ Всегда ли он благодарит за оказанную помощь или услугу≤ Умеет ли ваш ребенок извиниться≤ Благодарит после приема пищи≤ Что он вам говорит, проснувшись утром≤ Как ребенок общается со сверстниками≤

Данные, полученные в ходе беседы с родителями, целесообразно соотнести с данными, полученными на этапе работы с детьми. Это позволит выяснить, насколько объективна оценка родителей культуры общения детей (завышена, адекватна или занижена).

Родителям в письменном виде предлагается ответить на вопросы:

1.                  Необходимо ли проводить в дошкольном возрасте работу по развитию культуры речевого общения≤

2.                  Сформулируйте свое понимание культуры речевого общения≤

3.                  Какие компоненты включает в себя понятие «культура речевого общения»≤

4.                  Владеете ли вы навыками культуры речевого общения≤

5.                  Какие средства наиболее эффективны при развитии культуры речевого общения детей≤ Какие из них Вы используете в домашней обстановке≤

6.                  Проводятся ли в детском саду консультации для родителей по данной проблеме≤ Хотели ли Вы ее получить≤

7.                  В каких мероприятиях ДОУ Вам удалось принять участие за прошедший год≤ Считаете ли Вы нужным проведение подобных мероприятий≤ Удовлетворены ли Вы их количеством и качеством≤

Каждый ответ на вопрос соотносится с выдвинутыми критериями и оценивается баллами. 1 балл — полностью соответствует критерию, 0,5 балла — частично соответствует критерию, 0 баллов — не соответствует критерию. Максимальное количество баллов 6. Уровень готовности родителей к взаимодействию с ДОУ по вопросам формирования культуры речевого общения у детей, рассчитывается по формуле: итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на сто процентов. В итоге процентное соотношение для определения уровня выглядит так: 80–100 % высокий уровень, 50–79 % средний уровень, 49 % и ниже — низкий уровень.

Высокий уровень предполагает, что родители, серьезно относятся к проблеме воспитания культуры речевого общения ребенка в семье, осознают необходимость данной работы, дают правильную оценку речи своих детей, понимают методы и приемы воспитания; в общении с ребенком и между собой соблюдают вежливость, взаимное уважение, тактичность, принимают участие в мероприятиях дошкольного учреждения систематически.

Средний уровень готовности родителей подразумевает, что они понимают важность и необходимость воспитания культуры общения, но не имеют достаточных знаний по этому вопросу, в семейном воспитании используют неэффективные методы работы, сами не всегда пользуются формами речевого этикета, участвуют в мероприятиях эпизодически.

Низкий уровень характеризует родителей, которые уделяют недостаточное внимание своим детям, не знают, чему и как учить детей, затрудняются в оценке речи детей, т. к. не обращают на неё внимание; в семейном воспитании наблюдается низкий уровень культуры взаимоотношений, отказываются от участия в мероприятиях.

Таким образом, представленная диагностика не только позволяет выявить актуальный уровень коммуникативной культуры дошкольников с ОНР и обозначить направления коррекционно-педагогической работы, но и определить воспитательный потенциал семьи, что в свою очередь позволит использовать возможности семейного воспитания для повышения культуры речевого общения детей и педагогической культуры родителей в целом.

Литература:

1.                  Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет [Текст] / А. Г. Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2002. — 270 с.

2.                  Глистина, И. А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитие речи [Текст] // Практическая психология и логопедия. 2006. № 5. С. 30–35.

3.                  Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 144 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle