Библиографическое описание:

Белова С. В. Опыт организации проектной деятельности учащихся в условиях школьного логопункта [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 84-87.

Включение детей с проблемами в развитии устной и письменной речи в исследовательскую и проектную деятельность, использование учителем-логопедом игровых методов и методов группового взаимодействия, применение тестовых технологий, цифровых образовательных ресурсов и мультимедийных технологий на логопедических занятиях с младшими школьниками — важные звенья обновления содержания образования и организации педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Это приобретает особую значимость в условиях введения новых государственных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) в практику школ и реализации требования приоритетного формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, технология проекта, проектная деятельность, детский познавательно-развлекательный журнал.

Актуальность использования новых технологий в работе с учащимися с речевыми нарушениями и нарушениями письменной речи не подлежит сомнению. Новое время ставит перед нами новые задачи. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие у детей умения учиться, умения самостоятельно добывать знания, (работая со справочной и научной литературой, различными источниками информации). Учащиеся начальных классов должны научиться объективно оценивать себя и свои достижения, знания и умения в той или иной учебной области, области познания мира, обладать навыками рефлексии деятельности, уметь замечать свои недостатки и выбирать пути их исправления. В современных документах об образовании речь идет о развитии личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В решении этих и других задач образования и воспитания, диктуемых требованиями ФГОС НОО, учителю помогают технологии проектной деятельности, технологии сотрудничества, ТРИЗ-технологии, тестовые, игровые методы обучения и развития, а также цифровые образовательные ресурсы и мультимедийные технологии.

Данный перечень образовательных средств и технологий могут взять на вооружение и школьные учителя-логопеды, осуществляющие коррекционно- развивающую работу с детьми с особыми образовательными потребностями. Использование современных техник и технологий обучения наряду с традиционными и общепринятыми способно поднять обучение детей-логопатов на качественно новый уровень и значительно повысить интерес школьников к логопедическим занятиям.

Представляем вашему вниманию опыт организации проектной деятельности учащихся 3-их классов, страдающих нарушением устной и письменной речи (уч-ся 3 «а», 3 «б» классов с общим недоразвитием речи III ур. реч. развития, уч-ся с несформированностью лексико-грамматической стороны речи и связной речи, уч-ся с фонематическим недоразвитием), занимавшихся на школьном логопункте МБОУ СОШ № 10 г. Пензы в 2010–11 гг. Проект на тему: «Злая или добрая сила у Бабы-яги≤» осуществлялся детьми под моим руководством в течение 1 месяца (с середины февраля до середины марта 2011г.) и закончился созданием детского познавательно-развлекательного журнала «Ягинишна и К○».

Под технологией проектапонимается способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В нашем случае речь идёт об исследовательском проекте,направленном на исследование сущности одного из сказочных персонажей — Бабы-Яги- как в самих сказках, так и в мультфильмах, фильмах, произведениях искусства, компьютерных играх, мифологии и истории славян. Количество участников проекта — 8 человек.

В ходе проекта дети прошли все этапы “взрослого” исследования (начиная с формулировки проблемы, выдвижения гипотез, постановки эксперимента, обзора источников информации по теме исследования (литературные источники — читали и анализировали 12 сказок с участием Бабы-Яги, работали со статьями энциклопедий «Всё обо всём», «Я познаю мир», «Мифология», толковыми словарями и словарями современного русского языка, искали и анализировали интернет-ресурсы (картинки, статьи, песни, мультфильмы и фильмы с участием Бабы-Яги, картины художников и иллюстрации, карикатуры, загадки, анекдоты и др.) и заканчивая формулировкой выводов в группах или центрах (Центре знатоков русского языка и литературы, Центре учёных и историков, Центре искусств и мультимедийных технологий — так мы назвали рабочие группы детей) и защитой проектных работ (по выбранному 1 или 2 критериям анализа образа Бабы-Яги). Всего таких критериев у нас было 11:

-          Образ Бабы-Яги в русских народных сказках;

-          Происхождение имени Баба-Яга и прозвищ «костяная нога» и «золотая нога» (Этим занимался Центр знатоков русского языка и литературы);

-          Происхождение Бабы-Яги и избушки на курьих ножках, Родина Бабы-Яги (музей Бабы-Яги в с. Кукобой) — изучением этих вопросов в рамках мифологии, истории и культуры славян были заняты представители Центра учёных и историков;

-          Образ Бабы-Яги в советских и современных мультфильмах, фильмах и Современная Баба-Яга (сказки современных писателей, аудиосказки, аудиоспектакли);

-          Образ Бабы-Яги в музыке (современной и классической);

-          Смешная и весёлая Баба-Яга (мультфильмы, анекдоты, карикатуры, видеоролики);

-          Баба-Яга на картинах художников и иллюстраторов;

-          Баба-Яга как персонаж компьютерных игр (Эта работа проводилась представителями Центра искусств и мультимедийных технологий).

По следам проектной деятельности учащихся был создан детский познавательно-развлекательный журнал «Ягинишна и К○», всоздании которого принимали самое активное участие как сами дети, так и их родители (придумывание названия, оформление обложки журнала, наполнение рубрик, викторины, творческие работы, поделки и др.)

Рис. 1. Исследование и творческие работы учащихся

При планировании эксперимента мы исходили из полученных в ходе анкетирования результатов (опрос проводился среди уч-ся 3 Б класса нашей школы -21 человек).

Таблица 1

Результаты проведённого в классе анкетирования

Т. к. большинство школьников сочли Бабу-Ягу злой или очень злой, плохой, страшной, даже жестокой, ужасной (18 человек и только в 2 случаях Баба-Яга была названа и доброй и злой одновременно и ещё в 1 случае злой и смешной), мы «заложили» отрицательные характеристики и в саму гипотезу исследования. Так, мы предположили, что Баба-яга — вымышленный герой русских народных сказок, не отличающийся примерным поведением и хорошим характером.

Проблемные вопросы были следующими:

-          Что скрывается за именем «Баба-яга», прозвищами «костяная нога», «золотая нога»≤

-          Какие секреты есть у избушки на курьих ножках≤

-          Злой или доброй силой обладает в сказках, мультфильмах и других изданиях для детей Баба-яга≤

-          Можно ли оправдать плохие поступки Бабы-яги и её зловредное поведение в ряде сказок, мультфильмов, кино≤

-          — Достойна ли Баба-яга уважения и если да, то за что≤

На заключительном этапе проекта- при подведении итогов аналитической работы школьников в группах (названных ранее центрах) и защите проектных работ выяснилось, что победителем оказалась положительная Баба-Яга (у неё 6 побед, у отрицательной -3 победы (происхождение имени, мультфильмы, смешная Баба-Яга) и в 2 случаях счёт был равный (происхождение Яги и её избушки, Баба-Яга у художников, иллюстраторов). Выдвинутая нами гипотеза не оправдалась, что стало поводом для нашей общей радости. Это означало, что Баба-Яга была оправдана не только у нас, но и в глазах одноклассников.

В данном проекте были затронуты следующие области знаний: литературное чтение, русский язык и развитие речи, история и культура. Включение детей с проблемами в развитии устной и письменной речи в широкую исследовательскую деятельность через методы группового взаимодействия послужило стимулом к их познавательному и речевому развитию, способствовало продвижениям детей в овладении универсальными учебными умениями и действиями и положительным образом отразилось на их читательской культуре и нравственном развитии. «Интеллектуальная» радость, положительные эмоции, состояние успеха — всё это сопровождало детей в ходе проектной деятельности. А дипломы и награды — тому подтверждение.

Рис. 2. Этапы и сроки реализации проекта

Рис. 3. Выводы по исследованию

Литература:

1.                          Толковые словари и словари современного русского языка (В. И. Даля, под. ред. Н. Ю. Шведовой, С. И. Ожегова и др.)

2.                          Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

3.                          Энциклопедии для детей: «Всё обо всём» (т. 8, 9) и «Я познаю мир. Мифология».

4.                          Мифология/ Сост. е.С.Иванова. — М.: Росмэн, 2010.

5.                          Русские народные сказки/ из сб. А. Н. Афанасьева- М: Худ. Лит., 1977.

6.                          Книга для чтения в 1–5 классах/Сост. е.П. Журавлёва.-Челябинск, 1993.

7.                          Картины и иллюстрации И. Я. Билибина, В. П. Васнецова и др. художников.

8.                          Ресурсы Интернет-сети.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle