Дидактическая игра в младшем школьном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Айрумян, Г. С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте / Г. С. Айрумян, Л. В. Нагорнова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4144/ (дата обращения: 25.04.2024).

Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет — называют «вершиной детства».

В данный период возрастает подвижность нервных процессов, что определяет повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость ребёнка. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребёнка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни. В результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств, становятся особенно заметными. Обнаруживает себя сверх возбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.

Переход в школьный возраст ребёнка связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учебная, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения с окружающими.

Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная, так как он входит в строго нормированный мир отношений, требующий от него строгой организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а так же за умственное развитие.

Этот период называют кризисом 7 лет. Л. И. Божович считает кризис 7 лет периодом рождения социального «Я» ребёнка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления.

Особенностью здоровой психики ребёнка является познавательная активность. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Он стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем≤», «как≤» и «почему≤».

Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует внимание ребенка на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Ребенок в младшем школьном возрасте может играть два, а то и три часа, если он занят важной дня него игрой. Он может быть так долго занят и сосредоточен и на другой деятельности — рисовании, изготовлении поделок, лепке и др. Но такое сосредоточенное внимание следствие интереса к тому, чем занят ребёнок. А если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится, он будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным.

Младший школьный возраст — это возраст интенсивного интеллектуального развития. Происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. По словам Л. С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который сам себя не знает.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются:

-                   Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, благодаря усвоению системы научных понятий.

-                   Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Младший школьный возраст — это период впитывания и накопления знаний, период усвоения по преимуществу, подражательность многих действий и высказываний, повышенная впечатлительность, внушаемость, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять. Каждое из отмеченных свойств выступает у младших школьников своей положительной стороной. И в этом неповторимое своеобразие данного возраста.

Дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, но непроизвольное внимание преобладает. Им трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на интересной деятельности, но требующей умственного напряжения. Чтобы спасти ребёнка от переутомления, необходимо переключения внимания. Эта особенность внимания является одним из оснований включения в занятия игры.

Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

«Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность… в игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры» — писал С. Л. Рубинштейн.

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых философов, социологов, этнографов, биологов и особенно педагогов и психологов.

Фундаментальные исследования в области психологии и педагогики, практический опыт в обучении и воспитании доказали, что одним из эффективных средств организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности младших школьников, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащегося для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам, их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. Через решение игровых задач в рамках дидактической игры достигаются цели обучения.

Дидактическая игра содержит три компонента:

-                   дидактическую цель — что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить;

-                   игровое правило — это условия игры, которые обычно формулируются словами «если, то…». Правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя делать и за что игрок получает штрафное очко;

-                   игровое действие — это основная «канва» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (поймать, передать, добежать, взять предмет и произвести с ним какие-то манипуляции), соревнование и т. п.

Таким образом, дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводится как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей; во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и, на основе которого устанавливаются правила игры; в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.

Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу, а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки — у них формируется познавательный интерес к предмету.

Практикой доказано, что прочно усваиваются только те знания, которые детьми «добыты» самостоятельно. Когда ребенку просто о чем-то сообщают, рассказывают — это может пройти мимо его сознания. Но то, до чего он додумался сам, что является его собственным открытием, остается в сознании навсегда. Чтобы такое открытие состоялось, необходимо умело, ненасильственно направить ребенка на анализ учебного материала. Мыслительная работа учащегося младшего школьного возраста должна проходить в наиболее естественной для этого возраста форме — «игре по правилам». Каково же условие выигрыша здесь≤ Конечно, понимание и соблюдение правил игры. В нашем случае правило игры — это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить

Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (включая даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем, и радость открытия, и ощущение преодоления препятствия.

Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у школьников представлений необходимых для соблюдения правил игры. Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучения темы, когда знания детей ещё недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что хорошо усвоено, а что необходимо повторить.

Место игры в структуре урока зависит от цели, с которой ее использует учитель. В начале урока, например, игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине — с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Главное предназначение дидактических игр вести школьников по пути познания, развития.

Дидактические игры с применением сказочных элементов, занимательной наглядности, текстов и тому подобным облегчают учебный процесс, оживляют его. Так, ролевые игры, где присутствуют сказочные или другие вымышленные персонажи театрализуют учебный процесс, делают урок необычным. Дух соревнования в игре возбуждает активность, стремление к лидерству.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Четкая классификация дидактических игр по видам отсутствует. Можно соотнести игры с содержанием обучения и воспитания. Тогда выделяются следующие типы дидактических игр:

-                   игры по сенсорному воспитанию,

-                   словесные игры,

-                   игры по ознакомлению с природой,

-                   по формированию математических представлений и другие.

Игры соотносятся с материалом:

-                   игры с дидактическими игрушками,

-                   настольно-печатные игры,

-                   словесные игры,

-                   сюжетные игры.

Такая классификация игр подчеркивает направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство преподавателя.

Сгруппировав по виду деятельности учащихся, можно выделить несколько типов дидактических игр:

-                   Игры-путешествия,

-                   Игры-поручения,

-                   Игры-предположения,

-                   Игры-загадки,

-                   Игры-беседы.

Весь спектр возможных игровых методик перечисленными типами игр не исчерпывается. На практике наиболее часто используются указанные игры либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр — подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Всё это многообразие дидактических игр объединяется общими функциями. Каковы же функции дидактических игр≤ Их несколько:

-                   обучающая,

-                   воспитательная (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

-                   ориентационная (учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

-                   мотивационно-побудительная (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

Главное значение дидактических игр в процессе обучения младших школьников заключается в следующем:

-          Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к изучаемым предметам;

-          Каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

-          Активизируется учебно-познавательная деятельность детей;

-          Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Литература:

1.                 Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. — 146 с.

2.                 Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва: Просвещение,: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994. — 320 с.

3.                 Занков Л. В. Дидактика и жизнь. Москва: Просвещение, 1968.

4.                 Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.

5.                 Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.

6.                 Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, познавательный интерес, правило, правило игры, учебная деятельность, учебный процесс.

Похожие статьи

Дидактические игры для развития воображения на уроках...

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило игры, учебный процесс, учебная деятельность, познавательный интерес, правило.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие. Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Использование дидактических игр в психологическом...

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило игры, учебный процесс, учебная деятельность, познавательный интерес, правило.

Роль современных технологий в развитии познавательной...

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило игры, учебный процесс, учебная деятельность, познавательный интерес, правило.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

4) индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно — значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу», получает

Дидактические игры направлены на: – формирование познавательной активности и интереса учащихся

Игровые методы как средство развития познавательных...

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология, проблемная ситуация.

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

игра, дидактическая игра, правило игры, процесс игры, ролевая игра, математическое содержание, игровой замысел, ребенок, результат игры, деловая игра.

Использование средств математики в процессе формирования...

познавательный интерес, дидактическая игра, Правило игры, ребенок, игра, мыслительная деятельность, исследовательский рефлекс, начальная школа, познавательная деятельность, головной мозг.

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение

Игровые методы как средство развития познавательных... игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший...

Похожие статьи

Дидактические игры для развития воображения на уроках...

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило игры, учебный процесс, учебная деятельность, познавательный интерес, правило.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие. Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Использование дидактических игр в психологическом...

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило игры, учебный процесс, учебная деятельность, познавательный интерес, правило.

Роль современных технологий в развитии познавательной...

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило игры, учебный процесс, учебная деятельность, познавательный интерес, правило.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

4) индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно — значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу», получает

Дидактические игры направлены на: – формирование познавательной активности и интереса учащихся

Игровые методы как средство развития познавательных...

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология, проблемная ситуация.

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

игра, дидактическая игра, правило игры, процесс игры, ролевая игра, математическое содержание, игровой замысел, ребенок, результат игры, деловая игра.

Использование средств математики в процессе формирования...

познавательный интерес, дидактическая игра, Правило игры, ребенок, игра, мыслительная деятельность, исследовательский рефлекс, начальная школа, познавательная деятельность, головной мозг.

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение

Игровые методы как средство развития познавательных... игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший...