Библиографическое описание:

Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 38-41.

В современных условиях управление качеством образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом.

Управление качеством воспитательно-образовательного процесса составляет основной предмет управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.

Одним из условий управления качеством образования является оптимизация и инновация педагогического процесса.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольные учреждения, качество образования, оценка качества образования,      управление качеством дошкольного образования, управление качеством воспитательно-образовательного процесса, методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, инновационные процессы в образовании.

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы. Как государственный общественный институт, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому обязано выполнять современный социальный заказ. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что в помощь семье действует сеть ДОУ «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей» [1].

В последние годы в системе дошкольного образования в России происходят существенные изменения. Развитие системы дошкольного образования определяется эффективностью осуществления в ней управления и внедрением в практику ДОУ новейших научно-педагогических достижений в области управления.

Направленность системы управления в ДОУ на конечный педагогический результат предполагает не только особую мотивационно- целевую ориентацию руководителей ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, регулированию и контролю всей деятельности.

Безусловно, в современных условиях качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом. Обеспечение и повышение его качества занимают одно из ключевых позиций в реформах образования, выступая одновременно целью их проведения и критерием эффективности принимаемых мер. Непрерывное повышение требований к современным воспитанникам ДОУ, особенно к их компетенциям, способностям, физическому и духовному здоровью, общей культуре, актуализирует проблему оценки качества образования.

В философском аспекте понимание качества как совокупности существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность, дополнительно раскрывается через философскую категорию количество: интенсивное (внутреннее количество качества) и экстенсивное (внешнее количество качества). Если акцент сделан на количественные или качественные факторы, то это определяет вектор развития, если на приоритет количественных или качественных показателей, то определяет характер развития объекта, его будущее.

Проблема качества дошкольного образования рассматривается сейчас как определяющая дальнейшее существование, развитие или свертывание всей системы государственного сопровождения российских детей. В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения.

Второе условие — высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников. В-третьих, обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Сегодня при решении проблемы качества образования можно проследить два направления, которые выводят оценку образовательных систем на принципиально новый уровень. Первое направление связано с развитием количественного анализа, основанного на данных государственного обязательного статистического наблюдения, внешней оценки образовательных достижений, обработки результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к обоснованному сравнительному анализу, прогнозу по выявлению зависимостей различных факторов, влияющих на результативность образовательных систем. Второе направление основано на смещении приоритетов в оценке образования с процесса на результат. Вариативность образовательных программ, появление новых образовательных технологий указали на то, что схожие результаты функционирования образовательных услуг могут быть достигнуты разными путями, которые во многом определяются ее индивидуальными характеристиками.

Управление качеством воспитательно-образовательного процесса составляет основной предмет управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.

Управление качеством педагогического процесса в системе дошкольного образования имеет свои особенности.

Образование — это процесс передачи определенной общественно значимой информации подрастающим поколениям. Этот процесс в ДОУ реализуется при обучении детей на занятиях, прогулках, во время игр, общения с родителями и т. д. Интерес вызывает организация педагогического процесса в детском саду на специальных занятиях. Основное внимание уделяется не собственно педагогической деятельности в ДОУ, а вопросам управления, под которым понимается деятельность руководителя ДОУ, направленная на совершенствование педагогического процесса [4].

Понятие «качество образовательного процесса» многогранно. С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме; с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности поступления и школу и др.; с точки зрения воспитателей, это, с одной стороны, положительная оценки их деятельности руководителем ДОУ и родителями, с другой — успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников; с точки зрения, руководителя ДОУ это: во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОУ как организационной структуры; во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;

в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников ДОУ; в-четвертых, высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих органов образования; с точки зрения руководителя микро или макро- уровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.

Управление качеством воспитательно-образовательного процесса, по сути, является основным предметом управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте, конкретном анализе воспитательно-образовательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.

Цель методической работы в ДОУ — это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Первостепенная задача методической работы — оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Таким образом, методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современным ДОУ.

В дошкольном образовательном учреждении очень важно поставить вопрос о качестве и эффективности методической работы. Результаты методической работы рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в детском саду, уровнем образованности и воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.

Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в ДОУ являются:

1.      критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаются до оптимального уровня (или приближаются к нему) за отведенное время без перегрузки;

2.      критерии рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;

3.      критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов, наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда.

Целостная система методической работы в детском саду должна развиваться в соответствии с рядом важнейших принципиальных требований, а именно:

-          связь с жизнью, практической реализацией задач по перестройке системы образования в детском саду;

-          научность, чтобы вся система повышения квалификации педагогов соответствовала современным научным достижениям в самых различных областях;

-          системность, т. е. планомерность всей методической работы;

-          комплексность, что предусматривает единство и взаимосвязь всех направлений повышения квалификации;

-          систематичность, последовательность, непрерывность, что обеспечивает занятость педагогов разными формами методической работы в период всего учебного года;

-          единство теории и практики; общая направленность на решение практических задач позволяет правильно использовать теорию как средство такого решения;

-          оперативность, гибкость, мобильность; творческая сущность методической работы в условиях динамического роста дошкольной жизни, постоянной смены обстановки, усложнения решаемых проблем требует умения оперативно и гибко реагировать на нее изменения, перестраивать в случае необходимости систему методической работы;

-          коллективный характер при разумном сочетании общедошкольных, групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования педагогов;

-          создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческого поиска педагогов.

Таким образом, реализация в системе методической работы комплекса вышеперечисленных требований обеспечивает оптимальные результаты, которые являются показателями эффективности методической работы в управлении современным ДОУ.

Методическая работа в ДОУ на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением. Приоритетным направление в методической работе сегодня является развитие педагогического творчества. Развивать его — это значит стимулировать мотивацию педагога к труду, внедрять научную организацию труда в практику работы, создавать психологический настой на творчество, помогать педагогу видеть собственные достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения. Для успешного осуществления данной работы необходима целенаправленная диагностика педагогического опыта коллектива в целом и каждого его члена в отдельности, элементов опережающего, положительного и отрицательного характера. Для эффективной методической работы требуется четкое и адресное выявление этих элементов.

Подготовка и переподготовка педагогов должна носить опережающий характер, быть систематической и целенаправленной, иметь траекторию движения для каждого отдельного педагога, а также меру его личной ответственности и инициативы. Отсюда вытекают принципы непрерывного образования: целостность, бесконечность, мобильность, открытость, проблемность.

Процесс управления качеством образования рассматривается как особое управление, организованное и направленное на достижение вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования [3].

Управление качеством образования включает следующие функции: целеполагание, прогнозирование, проектирование, организация, контроль, трансляция наработанного материала, которые лежат в основе организации деятельности ДОУ.

Целью развития дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка. Исходя из современных позиций методологии педагогики, следует отметить, что оптимальное построение педагогического процесса предполагает реализацию культурологического, полисубъектного, системно-структурного, комплексного, деятельностного, средового подходов, определение перспектив в работе с кадрами, в реорганизации системы управления образовательным учреждением, в своевременном и качественном мониторинге результатов деятельности ДОУ, в совершенствовании материально-технической базы, в укреплении связей с семьей, школой, общественностью, в целесообразном сочетании основного и дополнительного образования.

Одним из условий управления качеством образования является оптимизация педагогического процесса, которая осуществляется в результате работы по следующим направлениям: обновление содержания образования, организация образовательного пространства [5].

Организация образовательного пространства должна сочетаться в контексте с управлением образовательным учреждением. Управление образовательным учреждением — особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности детей, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательного учреждения [2, c.466].

Отметим, что внедрение инновационных программ развития ребенка-дошкольника или оптимальное сочетание их с региональными программами и технологиями обеспечивают полноценное личностное развитие детей. Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников; повышение квалификации сотрудников, организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

В последнее время в педагогической инноватике внедрение и распространение передового опыта стали рассматриваться как виды инновационных процессов. Значительное место отводится изучению жизненного цикла инновационных, классификации нововведений, источникам идей инновационной педагогики, актуализируется проблема нормативно-правового обеспечения инноваций.

Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанников.

Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени.

Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.

Учебно-воспитательный процесс как таковой, занимающий центральное место в образовательной деятельности, можно рассматривать как инновационный, так как его цель заключается в передаче детям новых для них знаний, в формировании новых свойств личности.

Итак, качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов: качество воспитательно-образовательного процесса, качество условий осуществления образовательной деятельности, качество результатов.

Таким образом, управление качеством образовательного процесса — это систематический, интегрированный и организованный процесс работы, направленный на непрерывное улучшение качества.

В заключение отметим, что без грамотного управления и совершенной организации воспитательного процесса не будет положительного эффекта ни от капиталовложения, ни от модернизированной техники, ни от самоотверженного труда педагогов, воспитателей.

Литература:

1.      Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266–1 «Об образовании» (С изменениями и дополнениями от 12 ноября 2012 г.)

2.      Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М.: Издательство Юрайт, 2013.

3.      Коротков Э. М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2007.

4.      Управление качеством в образовательном учреждении. Выпуск 3: сборник научных статей и тезисов / Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2012.

5.      Хабибуллина Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle