Автор: Смагин Николай Иванович

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, июль 2013)

Библиографическое описание:

Смагин Н. И. Общая физическая подготовка — фундамент здоровья [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 129-132.

Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?

Гармония нужна — здесь нет сомнений!

От умственной нагрузки — под крыло

Физических активных упражнений!

В рамках современного периода развития российского общества возрастает внимание к персоналистическим тенденциям в культуре в целом и в образовании в частности, повышаются требования к личным качествам человека, развитию его самостоятельности и личной ответственности, мобильности, предприимчивости. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов может быть признано дополнительное образование (ДО), основное предназначение которого — «удовлетворять постоянно меняющиеся индивидуальные, социокультурные образовательные потребности». Дополнительное образование в современных условиях становится одним из механизмов, способствующих адаптации личности к новым требованиям социальной ситуации. Оно не просто предоставляет возможность обновления знаний, но и позволяет формировать потребность в постоянном совершенствовании самой личности, которая лучше адаптируется к изменениям социальной сферы, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности.

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностное мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Дополнительное образование — достаточно разветвленная область системы образования, охватывающая практически все типы образовательных учреждений России. Оно имеет, несомненно, как свои достоинства (например, высокую мотивирующую составляющую в познавательной деятельности учащихся), так и трудности (например, необязательность посещения кружков, секций, ослабляет качество и уровень обретаемых умений и навыков).

И если с организацией процесса на уроках все достаточно ясно (организация процесса обучения и структура урока играют в этом зачастую определяющую роль), то в дополнительном образовании, формирование и развитие мыслительных способностей имеет свою специфику.

Практика показывает, что дополнительное образование в колледжах носит прикладной «характер» и построение занятия по типу урока не годится. Применение алгоритмов, предписаний при решении тех или иных вопросов на занятиях в доп. образовании сразу отталкивают учащихся от посещения секций и кружков. Соответственно, педагоги ведут поиск форм и методов, которые бы, с одной стороны, могли развивать как познавательные, физические, так и мыслительные способности учащихся; с другой стороны, не оттолкнули бы их от посещения занятий.

Развитие дополнительного образования в нашем колледже рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Оно выполняет функцию расширения возможностей образовательных стандартов, и основное его предназначение — удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социально-культурные и образовательные потребности детей.

При организации дополнительного образования мы следуем таким приоритетным принципам, как:

1.    возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

2.    свободный выбор видов и сфер деятельности;

3.    ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Организация работы по потребности учащихся;

4.    единство обучения, воспитания, развития. Дополнительное образование — продолжение основного учебного компонента;

5.    в основу дополнительного образования положена практическая деятельность.

Благодаря этим принципам нам удается решать три важные задачи: самоопределение и самореализация; адаптация личности в социокультурной среде; развитие индивидуальности и творческого потенциала учащихся.

Реализуя их, мы опираемся на содержание основного образования и выстраиваем таким образом целостное образовательное пространство. При этом воспитательный момент доминирует, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности происходит наиболее эффективное воспитание. Вовлекая детей в дополнительное образование, мы расширяем воспитательное «поле» колледжа, включая личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

И именно в этой сфере учащиеся получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Поэтому дополнительное образование помогает ребенку изменить статус: он может оказаться в числе лидеров, хотя в основном образовании им, никогда не был. Хотелось бы привести фрагмент эссе одного из студентов колледжа Шитова Максима группа 41х.

В школьные годы я не уделял физическому воспитанию должного внимания. Это сказалось на моем внешнем виде: у меня был большой вес — 100 килограммов при росте — 176 сантиметров. Поступив в технологический колледж, мое представление о физическом воспитании кардинально изменилось. Я до сих пор помню мой визит в тренажерный зал, организованный в этом учебном заведении. Как только передо мной открылись двери в зал, я увидел занимающихся старшекурсников, которые были в отличной физической форме. Кто-то поднимал штангу, а кто-то гири, кто-то подтягивался на турнике, кто-то отжимался на брусьях, а кто-то занимался на тренажере.

Я узнал, что кроме тренажерного зала организованы секции по многим видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и ОФП.

После первого визита я для себя определил, что необходимо заниматься физической культурой, и на следующий же день записался в тренажерный зал. И в этом мне помог мой преподаватель физической культуры, Смагин Николай Иванович. С этого момента начались изменения в моем внешнем виде: я интенсивно сбрасывал вес, стала расти мышечная масса, и, через определенное время, мой вес достиг отметки 80 кг. Это, безусловно, сказалось на моем здоровье и отразилось на моих личных качествах: стал менее стеснителен, приобрел уверенность в себе, стал более творческой личностью.

Я и мои одногруппники принимали активное участие в соревнованиях, проходящих не только внутри колледжа, но и за его пределами. Мы не только участвовали, но и побеждали, занимая призовые места. И мне как будущему специалисту по монтажу и технической эксплуатации холодильного оборудования и холодильных установок, вне всякого сомнения пригодятся те навыки и физические качества, которые я приобрел и совершенствовал за годы учебы в Технологическом колледже № 28.

Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т. к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Одна из важнейших задач учителя физической культуры в колледже — повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.

С целью занятости и организации досуга студентов колледжа у нас работают: тренажерный зал, функционируют спортивные залы. В холле установлены теннисные столы. Организована работа кружков и спортивных секций: стрелковой, ОФП, футбол, волейбол, настольный теннис, баскетбол, секция туризма.

При планировании занятий дополнительного образования в нашем колледже ставятся следующие цели и задачи:

Цели:

-          сохранение и укрепление здоровья студентов;

-          совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни;

-          дополнительное образование студентов в области физической культуры и спорта;

-          формирование навыков и развитие мотивации студентов к выбору здорового образа жизни.

Задачи:

-          воспитательная — воспитание у студентов бережного отношения к своему здоровью;

-          обучающая — обучение студентов нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;

-          развивающая — содействие физическому развитию студентов, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний.

В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой.

Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или в виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

-          достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

-          приобрести общую выносливость:

-          повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

-          увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

-          улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

-          научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности.

Занятия общей физической подготовкой способствуют лучшему усвоению учебного материала. Позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные занятия ОФП обеспечивают оптимальную и непрерывную эффективность физического воспитания.

В методике проведения занятий в этих группах очень важен учет принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок.

Учебный процесс преимущественно направлен на: укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физической работоспособности; возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии; ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний; приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально- прикладных умений и навыков. Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье.

Характер воздействия физической тренировки на организм зависит, прежде всего, от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:

1 тип — циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;

2 тип — циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;

3 тип — ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.

Помимо оздоровительной тренировки, занятия физической культурой включают обучение основам психорегуляции, закаливания и массажа, а так же грамотный самоконтроль и регулярный врачебный контроль.

Формы организации и проведения физического воспитания, в том числе общей физической подготовки:

1.                  Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в колледже. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями.

2.                  Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

3.                  В совокупности с учебными занятиями организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях, одной из которых и есть секция общей физической подготовки.

4.                  Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

5.                  Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов.

Таким образом, актуальность и целенаправленность общей физической подготовки, адекватность поставленным целям и задачам способствует:

-          воспитанию у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств;

-          готовности к высокопроизводительному труду;

-          сохранению и укреплению здоровья студентов;

систематичность занятий способствует:

-          правильному формированию и всестороннему развитию организма;

-          поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

всесторонняя физическая подготовка студентов ориентирована на:

-          профессионально- прикладную физическую подготовку студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;

её технологичность помогает студентам

-          приобретать необходимые знания по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;

-          подготовке к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

-          воспитывает у студентов убежденность в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Практико-ориентированность занятий общей физической подготовкой заключается в разработке системы упражнений для групп, занимающихся студентов, которые обучаются по одной специальности.

Тесная работа с психологом колледжа позволяет выявить скрытые возможности отдельных студентов, которые в силу определенных обстоятельств не могут в полной мере раскрыть свои способности, занимаясь в группе на уроках.

Опираясь на свой многолетний опыт работы, прихожу к выводу о том, что физическая культура, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека, сегодня является одним из приоритетных направлений развития нашего общества, потому, что нет будущего у страны, народ которой не думает о здоровом образе жизни, а значит, не думает о продолжении здорового поколения.

Литература:

1.                   Дедковский С. М. Скорость или выносливость/ С. М. Дедковский — М.: «Физкультура и спорт», 2006.

2.                   Макаров А. Н. «Бег на средние и длинные дистанции»/ А. Н. Макаров — М.: «Физкультура и спорт», 2006г.

3.                   Новиков Ю. АОбщая физическая подготовка/ Ю. А. Новиков- М.: «Физкультура и спорт»,2010 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle