Библиографическое описание:

Кальницкая Н. С. Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами искусства [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 22-24.

«Специфические особенности музыки, её способность выражать тончайшие оттенки чувств, психических состояний и воздействовать на глубинный мир человека делают понятной ту значительную роль, которая отводилась ей как средству воспитания на протяжении всей её истории» [3, с.218–219].

Формирование музыкально-развитых и духовно-богатых личностей длительный процесс, требующий определения ориентиров восприятия, чувственных ориентиров раскрывающих эстетические ценности восприятия. В этом музыкальное искусство, не являясь рационалистической наукой, фрагментарно несёт нормативно-регулирующую функцию. В его структуре содержится определённость, которая характеризуется общностью этапов становления, уникальностью категориального аппарата, методологией воспитательных проявлений, понятий, структур. Применение в нравственном воспитании подрастающего поколения нормативных типологических средств необходимо в целях повышения эффективности развития духовных качеств, так как «через усвоение шаблонов, стереотипов необходимо преодолевать, разрушать их и только так можно выйти к творчеству» [2, с. 27].

В истории музыкального творчества сложились различные виды музыкальной деятельности, связанные с выполнением функций для создания вида искусства: сочинение, исполнение и созерцание. Однако музыкальная восприимчивость любой музыки имеет более упрощённую наполняемость и выражается в кратковременном временном отрезке воплощения на этапе общения с искусством.

Прививать интерес и уважение к музыке, как высокому искусству, способствовать развитию духовной культуры, овладевать основами музыкальной грамотности, уметь анализировать как целое художественное произведение, так и средства музыкальной выразительности, давая эстетическую оценку ценности художественной формы и идейно творческому содержанию — основные ценности в общении с искусством.

Музыкальное восприятие, по словам редактора и доцента Казанского университета К. А. Назаретской является показательным видом деятельности из-за уникальности протекания психологических, развивающих, обучающих и воспитательных процессов. Действительно, умение услышать существенное и неповторимое, жить звуками и выражать отношение к ним есть высшее духовно-нравственное познание. Для этого нужно знать особенности времени, в котором жил композитор, уметь анализировать идейно-эмоциональное содержание, целостность душевных и звуковых представлений автора, освоить функциональную составляющую средств музыкальной выразительности использованных в произведении.

Эмоционально-чувственный уровень постижения имеет большую значимость в том случае, если соединяется с интеллектуальной деятельностью. «Душа музыки — это её мелодия», — так считал великий русский композитор М. И. Глинка и с его мнением нельзя не согласиться. Музыкальное произведение длится всего несколько мгновений, когда звук за звуком льются голоса, формируя общее впечатление, целостный образ. Чтобы уловить его привлекается множество участков головного мозга, отвечающих за контроль и организацию восприятия. Первой запоминается мелодия, непосредственно влияющая на настроение музыкального сочинения.

Интеграция звуковой ткани в своеобразном порядке нот создаёт мелодическую линию, яркость которой обеспечит популярность, всеобщее признание и любовь созерцателей. Но не стоит забывать о том, что у каждого индивидуальные предпочтения от многих обстоятельств жизни и привязанностей к тому или иному музыкальному стилю. Так, музыка «рококо» понравится любителям изящных мелизмов и светского направления музыки, а сочинения романтиков окажут влияние на тонкие струны души эмоционально-восприимчивых слушателей. Кроме этого, мелодии дифференцируют на певучие и лёгкие, поступенные и скачкообразные, танцевальные и статичные, в зависимости от используемых средств музыкальной выразительности, центральным из которых является лад.

Ладовое соотношение мелодии изучается очень давно. Существуют комплексы деления ладов на группы, объединения по некоторым признакам, по датированным показателям. Но наиболее распространёнными и доступными для понимания остаются мажор и минор. Самые употребляемые, они не привязаны к конкретным названиям нот и тональностей, а указывают контрасты настроений. Мажорная музыка часто являет собой настроение радости, веселья, энергичной бодрости. Минорная связана с чувствами грусти и печали. Раскрыть музыкальный образ посредствам одного лишь лада невозможно, необходимо актуализировать элементы музыкальной речи, отвечающие за полноту воспроизведения музыки, как шедевра музыкального искусства: ритм, гармония, тембр, динамика и темп.

Поддерживающие мелодию средства музыкальной выразительности являются источниками питания её эстетической функции. Чередование долгих и коротких длительностей позволяет упорядочить музыкальные звуки, предопределяя жанровую ритмическую фактуру произведения. Подобно тому, как живописец распределяет оттенки красок по холсту, композитор выбирает музыкальные инструменты, тембры которых, по его мнению, являются подходящими для сочетания голосов. Силу и скорость звучания творец выбирает в зависимости от своих музыкальных предпочтений, базирующихся на опыте сочинения музыки.

Индивидуальная восприимчивость к музыкальному искусству воспитывается на общем багаже музыкальной культуры человека. Неприязнь и высмеивание нового часто вызвана субъективными ассоциациями или тем, что человек никогда не сталкивался с того или иного вида заданиями, объектами и ценностями. Поэтому вариативность музыкального восприятия необходимо интегрировать в систематизированную структуру разноуровневого поглощения информации.

Организатор процесса восприятия может упростить данный процесс, предварительно настроив эмоциональный фон познавательного процесса. Вступительная беседа перед прослушиванием произведений погружает в атмосферу эпохи композитора или исполнителя. Сведения из биографии, интересные сравнительные характеристики, факты и события станут путеводной нитью в постижении культуры восприятия музыки. Универсальной для данного процесса является музыка XVIII века, в основе которой лежит сочетание рациональной точности гармонии и эмоциональной насыщенности музыки.

В связи с переходным этапом истории от образа мышления эпохи Ренессанса к эпохе Просвещения произошло становление нового ценностного отношения человека к миру и мира к человеку; искусство стало очеловеченным, живым и интеллектуально анализируемым. Спросом стал пользоваться новый тип художника — творца импровизатора, способного отражать новые ценности в искусстве. Музыка вторила веяниям эпохи в лицах величайших композиторов XVIII века: В. А. Моцарт, Й. Гайдн, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Л. ван Бетховен. Они возвысили человеческие чувства до пьедестала центрального положения в искусстве, вынесли их за пределы церкви на концертные площадки и позволили пережить публике эмоциональную насыщенность музыки классиков. Прочувствование, вникание в её содержание делает искусство доступным для слушателей, имеющих врождённую потребность познания, жаждущих знаний для правильного и продуктивного восприятия музыки. Обучая эмоциональному отклику, организаторы познавательного процесса создают хороший фундамент для дальнейшего нравственного, духовного, эстетического воспитания средствами музыкального искусства.

В современном мире заметно возросла заинтересованность к изучению технологий воздействия музыкального искусства на людей с занятием, требующим множество эмоциональных затрат. Педагогика и психология с наибольшим интересом относятся к практике музыкального терапевтического влияния на человеческую психику, как к перспективной сфере духовного воспитания полноценной личности, с нормальными показателями физиологического и психического здоровья.

Арттерапия, осуществляемая посредством музыки и рассматривается во многих трудах зарубежных учёных: К. Швабе (1974), Р. Бенензон (1973), У. Грюс (1971), Ю. Брюкнер (1982), П. Нордофф (1985) [4, с. 35]. Отечественные педагоги рассматривают музыкальное воздействие в более узкоспециализированном спектре, опираясь на конкретные виды отклонений и методики их излечивания (Т. М. Власова, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева).

Среди множества исследований, отражающих эффективность музыкальной терапии можно выделить рациональный подход с использованием арттерапии (музыкального искусства) Карла Орфа, (педагога, создавшего методику элементарного ритмического музыкального воспитания) представленный отечественными педагогами современности.

В результате проведения исследований опыта применения музыкального искусства в деле воспитании молодого поколения, мы пришли к выводам о том, что:

1)                 сочетая в себе педагогические и психологические функции воздействия, музыкальное искусство:

-          активно влияет на духовное сознание, чувства и волю человека;

-          играет существенную роль в формировании общей художественной и музыкальной культуры;

-          включает в себя духовные, художественно-эстетические, гуманистические, познавательные и нравственные аспекты ценностей;

-          корректирует поведение и способствует моральному становлению личности.

2)                 преимущества применения музыкальной терапии перед остальными видами искусства показательна, так как существует:

-          возможность благоприятного воздействия на максимальное количество созерцателей;

-          адаптация и социализация в обществе проходит в ускоренные временные отрезки;

-          модификация черт характера и темперамента личности;

-          применение коммуникативных навыков межличностного и творческого общения;

-          эмоциональное насыщение оттенками и красками нормального состояния психики;

-          наблюдение за динамикой положительного психологического развития человека;

-          атмосфера духовного единения и доверительной обстановки.

Литература:

1.                  Быкасова Л. В. К вопросу о психолого-педагогических особенностях художественного образования [Текст]: В творческой мастерской преподавателя / Л. Быкасова // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2004. — № 6. — С. 16–20.

2.                  Кирнарская Д. К. Музыкальное восприятие: Монография [Текст]. — М.: Кимос-Ард, 1997. — 160 с.

3.                  Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход) [Текст]: монография / Г. Г. Коломиец. — Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001. — 240 с. — Библиогр.: с. 222–238. — ISBN 5–7752–0069–1.

4.                  Коломиец, Г. Г. Ценность музыки [Текст]: философский аспект / Галина Григорьевна Коломиец. — 3-е изд. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 532, [137] с.; 21 см. — Библиогр.: с. 513–531. — 2000 экз. — ISBN 5–201–14433–0.

5.                  Музыка — культура — человек [Текст]: сб. статей научно-практической конференции / отв. ред. М. Л. Мугинштейн. — Вып. 1 (1988). — Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. — ISBN 5–7525–0147–4. Вып. 2. — 1991. — 226 с. — 1780 экз.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle