Аксиологическая образовательная среда и исследовательская культура старшеклассников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фирсова, Е. А. Аксиологическая образовательная среда и исследовательская культура старшеклассников / Е. А. Фирсова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4085/ (дата обращения: 16.04.2024).

Ключевые слова: культура, исследовательская культура, исследовательская деятельность, ценности, аксиологическая образовательная среда.

В современном школьном образовании немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании играют гуманитарные дисциплины. Школьные гуманитарные предметы, адаптированные к отдельным отраслям науки и к задачам школы в совокупности должны выстроить в сознании обучающегося картину научного мира, познания и основанной на нем практической деятельности [4], которую старшеклассники могут реализовать в процессе исследовательской деятельности.

Воспитание школьника, выявление его потребностей и интересов это достаточно сложный процесс, испытывающий множество трудностей со стороны социокультурных, экономико-политических, нравственных взаимоотношений в обществе. Как показывает наш многолетний педагогический опыт, педагогически грамотно организованная образовательная среда, правильно выстроенные взаимоотношения педагога и обучающихся способствуют процессу формирования исследовательской культуры старшеклассников, занимающихся исследовательской деятельностью.

Проблема формирования исследовательской культуры старшеклассников является одной из наиболее значимых в современном гуманитарном образовании.

Многоаспектный характер формирования исследовательской культуры старшеклассников связан с духовно — нравственным восприятием окружающего мира школьником, что способствует формированию ценностного сознания личности и обуславливает интерес к данной проблеме со стороны философов (А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, Л. Н. Столович, К. Ясперс и др.), психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков и др.), педагогов-теоретиков (В. И. Андреев, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров) и др.

Ученые подчеркивают ценностное сознание как совокупность ценностных отношений личности (Разбегаева Л. П.), способствует формированию развитой, целостной и творческой личности. Необходимость формирования системы ценностных отношений личности определяется их практической значимостью и происходит в процессе ее становления и развития.

Таким образом, гуманитарное образование это система духовно-нравственного освоения человеком реальности и все происходящие информационные процессы в современном обществе связаны с поиском смысла. Целью гуманитарного образования является наличие условий для становления ответственной личности, грамотной, приобщенной к основам жизненных ценностей, ориентирующейся в современном обществе.

Предметы гуманитарного цикла школьного образования представляют широкую сферу для педагогической деятельности в исследовательском направлении. Следовательно, гуманитарное образование способствует развитию исследовательской деятельности старшеклассников в образовательном процессе.

Все выше сказанное не только способствует формированию и становлению личности школьника, формированию исследовательской культуры, но и мотивирует их активную деятельность в процессе самообразования.

Для рассмотрения формирования исследовательской культуры в гуманитарном образовании следует отметить, что подразумевается под аксиологической образовательной средой.

Аксиологическая образовательная среда включает в себя предметную среду школьного образования, систему дополнительного образования и учреждения культуры (дома творчества, музыкальные школы, творческие кружки и т. д.). Все это способствует становлению личности школьника и определенного набора ценностей для социализации в обществе.

Аксиология тесно связана с осознанием личностью ценности и самоценности образования, прежде всего гуманитарного; признанием учащимися ценности самообразования и присвоения в процессе обучения системы ценностей.

В современном образовательном пространстве аксиология является наиболее актуальной и интенсивно развивающимся направлением и в современных педагогических исследованиях представляет собой важнейшее условие развития и реализации нового образовательного процесса, ее стратегических ориентиров, основанных на гуманистических ценностях.

Стоит отметить, что аксиологический подход в образовании становится одним из ведущих направлений в современной педагогической науке и связан, прежде всего, с выражением отношения человека к рассматриваемому предмету.

«Аксиология... — философское исследование природы ценностей» [6, с.8], поэтому необходимо раскрыть понятие «ценность».

К общему понятию «ценность» относятся материальные, нематериальные, идеальные предметы в жизни каждого человека, которые нужны ему для удовлетворения жизненных потребностей.

Проблемой ценностей занимаются многие ученые философского, психологического и педагогического направлений.

В австрийской психологической школе вопросами ценности занимаются И. Крейбиг, А. Мейнонг, X. Эренфельс и др., которые понимают ценности как субъективный феномен.

Понятие «ценность» сегодня является наиболее употребляемым понятием не только в современной философии, в сфере гуманитарного знания, но и в области педагогики.

В современной российской науке проблемой ценностей занимаются представители различных направлений научного знания: философы, психологи, социологи, педагоги, биологи, этнографы и некоторые другие.

В отечественной науке данным вопросом занимаются ученые-философы П. С. Гуревич, М. В. Загоскин, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Розов, В. П. Тугаринов и многие другие, которые понимают ценности как смысл жизни человека, связанный с идеалами и жизненными целями личности.

П. С. Гуревич, один из видных отечественных философов-культурологов, рассматривает ценность как выражение человеческого измерения культуры, отношения к формам человеческого бытия и человеческого существования [1,с.131].

Ценность, по его мнению, характеризует человеческое измерение общественного сознания, так как проходит через внутренний мир самой личности. Это, своего рода, постижение многогранных сторон бытия человеком, другими словами, ценность, это личностное отношение человека к окружающему миру, возникающее не только на основе теоретических знаний и информации, но и на основе собственного жизненного опыта.

Н. С. Розов, рассматривая определение ценностей, предлагает понимать ценности как нормативные основания (познавательные, ресурсные и т. д.), т. е. ценность обладает двумя свойствами — значением и личностным смыслом, который определяется самим человеком.

Другими словами, духовный мир развивающейся личности, и культура того общества, в которой живет человек, взаимосвязаны и взаимодействуют между собой посредством ценностей данного человека (личности).

Поэтому немаловажно, в какой среде воспитывается (обучается) личность, как происходит становление ее личностных ценностей.

Вопросами ценностей в образовании занимаются в сфере психологии Б. С. Братусь, А. А. Горбаткова, В. П. Зинченко.

По мнению Б. С. Братусь ценностями являются определенные силы отражающие значимость конкретного феномена в жизни определенного человека.

В. П. Зинченко считает, что ценности представляют собой фундамент, на основе которого принимается или не принимается какое-либо решение.

Присвоение школьниками ценностей рассматривается в работах Е. В. Бондаревской, А. В. Кирьяковой, Л. П. Разбегаевой и др.

Так в исследованиях Л. П. Разбегаевой рассматриваются ценности как цели, обеспечивающие интеграцию общества, помогающие личности осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях [3].

А. В. Кирьякова выделяет ценность человека, духовный мир личности и определяет степень сформированности его ценностной ориентации, многогранность его общественных интересов, разнообразие связей и взаимоотношений с обществом.

Присвоение школьниками ценностей важно не только в обучении, но и в процессе непосредственного общения между субъектами.

Ценности личности включают в себя важнейшие качества внутреннего мира личности, которые для нее наиболее значимы. У каждого человека на протяжении жизни складывается определенная система ценностей, которая выражается в определенном способе существования личности. Система ценностей образует совокупность сознания и поведения личности и влияет на ее дальнейшее развитие.

Система ценностей представляет собой важнейший компонент для развития современного общества, для формирования личности школьника.

Формированию личностных ценностей старшеклассника способствует исследовательская деятельность, основа которой закладывается в образовательной среде.

Так по В. В. Рубцову «Образовательная среда является общностью, которая в связи со спецификой возраста характеризуется:

а) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми;

б) такими важнейшими процессами как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия (то есть отношение к своему опыту внутри данной общности);

в) такой важнейшей характеристикой как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как «оно» двигается…и т. д. [5, с.369–371].

По Крыловой Н. Б. «Образовательная среда — часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [2, с.91].

А.Леонтьев отмечает, понятие образовательной среды как одно из ключевых для образования психологических и педагогических понятий, активно разрабатываемое в настоящее время. В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности развития, которые обеспечивает школьникам личностно ориентированная образовательная среда… [7,с. 40–42].

Анализируя приведенные выше определения и описания понятия «образовательной среды», следует отметить наличие типологических признаков, которые выделяют большинство исследователей, а именно:

-          образовательная среда разного уровня является сложным объектом познавательной деятельности;

-          существует как определенная социальная общность (школьный коллектив, в котором формируется конкурентоспособность и способность к сотрудничеству, работа в коллективе);

-          развивает совокупность человеческих отношений (субъектов процесса образования);

-          обладает широким спектром разнообразия типов и видов сред;

-          выступает условием и средством воспитания (как общественного явления), обучения (как предмет совместной педагогической деятельности) и развития (социального индивида в личность, общности в общество).

В педагогической науке понятие аксиологическая среда гуманитарного образования впервые было введено Л. П. Разбегаевой. Данная среда обеспечивает собой присвоение школьниками ценностей в образовании. Это открытая образовательная система.

В аксиологическую образовательную среду включен ряд гуманитарных систем: человек, общество, культура. Значит, в процессе образования личности в этой среде происходит взаимодействие этих сложных систем: человек-общество-культура (Л. П. Разбегаева).

В контексте рассматриваемого исследования аксиологическая образовательная среда определяется как совокупность всех сложных систем. Это, прежде всего, поведение человека, взаимодействие человека с обществом в культурном и образовательном пространстве и взаимодействие самого общества на становление личности школьника. Следовательно, аксиологическая среда обеспечивает условия для формирования исследовательской культуры старшеклассников.

Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонней и развитой личности, поэтому в государственных образовательных стандартах второго поколения в качестве одного из важнейших метапредметных образовательных результатов названа исследовательская культура.

Рассматривая понятие исследовательская культура старшеклассников следует, прежде всего, сформулировать понятие культуры в общем плане. Так, культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности и как способ производства. Она способна продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Формы и способы духовной деятельности человека постепенно приобретали самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.

Работы Т. Е.Климовой, И. В. Носаевой, Г. В. Макотровой и др. посвящены вопросам формирования исследовательской культуры учащихся образовательных учреждений, т. к. рассмотрение данной проблемы является актуальной для современного школьного образования.

Исследовательская культура — это, прежде всего наличие определенных качеств у обучающихся, характеризующихся активной поисковой потребностью, совокупностью знаний, умений, навыков, определенных исследовательских способностей, при формировании которых можно успешно вести исследовательскую деятельность. Она является одним из важнейших аспектов общей культуры человека и несет в себе ценностно-смысловое значение, влияет на развитие нравственного сознания и обуславливает этику исследовательского поведения школьника.

Исследовательскую культуру старшеклассников, стоит рассматривать как разностороннее качество личности, характеризующееся ценностным отношением к исследовательской деятельности, необходимостью в потребности поисковой активности, наличием определенных исследовательских знаний, умений и потенциалом креативных и исследовательских способностей.

В процессе формирования исследовательской культуры отмечены система показателей и критериев, руководствуясь которыми возможно успешное ведение исследовательской деятельности, а именно:

-          Мотивация исследования, отражающая активность и интенсивность познавательной потребности, и увлеченность поисковой деятельностью;

-          Владение научным стилем мышления, понимание структурных элементов собственных исследовательских действий и наличие результатов исследования;

-          Наличие технологической готовности к исследованию — владение категориально-понятийным аппаратом изучаемой темы, приобретение исследовательских умений и навыков использования методов научного познания, соблюдение правил научной организации труда обучающегося;

-          Творческая активность личности (старшеклассника), выраженная уровнем самостоятельности и преобразований идей и взаимосвязи между ними, ознакомление с актуальными проблемами отечественной науки.

Исследовательская культура представляет весь субъективный мир школьника и включает в себя определенный набор исследовательских знаний о закономерностях исследования и приемах исследовательской деятельности; исследовательской грамотности, как осведомленности о фактах, источниках поиска информации; умения систематизации информации; наличие эмоциональной составляющей, как способности личности школьника к сопереживанию; ценностные ориентации, отражающие творческие интересы и исследовательские мотивы в процессе изучения какой-либо проблемы; ведение исследовательской деятельности на примерах предметов гуманитарного цикла, позволяющие раскрыть гражданские, нравственные, моральные позиции старшеклассника, его отношение к истории Отечества, своему родному краю, традициям и т. д.; умения творческого осмысления и письменного оформления результатов исследовательских изысканий.

Таким образом, именно в аксиологической среде происходит формирование личности человека и его культуры; ученика — на формирование его духовно-нравственного и морального становления, формирования исследовательской культуры в процессе его исследовательской деятельности.

Актуальность приобретает развитие в школьном образовании исследовательской деятельности, для восполнения старшеклассниками своих творческих способностей. Школьник реализует себя во внеурочной деятельности, участвуя в олимпиадах, конференциях, конкурсах, научных чтениях. Немаловажную роль в качестве дополнения к урочной деятельности старшеклассника играет кружковая работа в системе дополнительного образования, что способствует развитию личности в образовательном процессе.

Развивающаяся личность старшеклассника актуализирует ценностный потенциал гуманитарного знания, т. е. в процессе исследовательской деятельности старшеклассник может смоделировать на своем уровне ценностную картину окружающего мира, также смоделировать личностные ценности, позволяющие ему в дальнейшем раскрыть свои индивидуальные познавательные и исследовательские способности.

Индивидуальные способности и потребности формирующейся личности в области общего и в частности гуманитарного образования, интегрируют потенциал личностной, социальной и будущей профессиональной успешности старшего школьника, особенно это выражено в аксиологической образовательной среде.

Условием по присвоению ценностей культуры, умений, навыков становится исследовательская деятельность школьника, которая предоставляет личностному развитию учащихся проявить свою социальную успешность не только в учебной деятельности, но также в сфере деятельности по интересам, в процессе которой и формируется исследовательская культура.

Таким образом, в аксиологической среде гуманитарного образования ученик присваивает гуманистические ценности, одновременно усваивая способы их присвоения, приобретает опыт ценностного самоопределения, т. е. потребность и способность видеть, отыскивать смысл собственной жизнедеятельности (Л. П. Разбегаева). Этому способствуют, прежде всего, социально-гуманитарные дисциплины в школьном образовании.

В гуманитарном образовании предметы гуманитарного цикла присутствуют не только в виде изучаемых предметов гуманитарного направления, но и в виде субъективных и объективных сведений получаемых в рамках школьной программы. Старшеклассник становится способен осознанно понимать, оценивать, исследовать, творчески мыслить и уметь выразить свои творческие возможности и способности. Соответственно это говорит о наличии ценностного компонента в исследовательской культуре старшеклассника.

Таким образом, исследовательская культура, характеризуется освоением получаемой информации в процессе исследовательской деятельности, поступающая через тексты культуры, диалогическим общение субъект-субъектных взаимоотношений, формированием ценностного отношения к исследовательской деятельности, обеспечивающее познавательное и творческое саморазвитие в школьных социально-гуманитарных дисциплинах, что является составной частью общего понятия культура. Становлению исследовательской культуры школьников способствует аксиологическая образовательная среда, в которой созданы наиболее полные условия для становления личности старшеклассников, которая входит в жизнь каждого школьника в виде получаемой информации, фактов, сведений о исследовательской культуре, формирующейся в исследовательских изысканиях.

Литература:

1.      Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994.

2.      Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов/Ред. составитель Н. Б. Крылова, М.:ИПИ РАО, 1995.

3.      Разбегаева Л. П. Ценностные основание гуманитарного образования: теория и практика/ изд. Перемена. Волгоград, 2001.

4.      Разбегаева Л. П. Аксиологическая среда в гуманитарном образовании /Л. П. Разбегаева// Известия ВГПУ-2005. № 1 (10).

5.      Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии.- М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.-384 с.

6.      Философский словарь/ под ред. И. Т. Фролова.-4-е изд.-М.:Политиздат, 1980.-444 с.

7.      ШКОЛА 2000… Выпуск 1. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы (1997). Выпуск 2. Концепции, программы, технологии (1998). Выпуск 4. ШКОЛА 2100. Образовательная программа и пути ее реализации (1999). Выпуск 3. Приоритетные направления развития образовательной программы (2000) // Под. науч. ред. А. А. Леонтьева.-М.: Баласс. Вып.3.С.40–42.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, исследовательская деятельность, исследовательская культура, ценность, гуманитарное образование, исследовательская культура старшеклассников, формирование, школьное образование, образовательный процесс, современное общество.

Похожие статьи

Проекты аксиологической направленности как средство...

Особое место занимает исследовательская деятельность ученика в процессе которой формируется исследовательская культура. Исследовательская культура — это личностное образование, характеризующееся познавательной мотивацией...

НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура...

Ключевые слова: формирование исследовательской культуры, исследовательская деятельность, научное общество учащихся. Школа призвана не только развивать и сохранять интеллектуальный потенциал современного общества...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Формирование исследовательских умений школьников. умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся, образовательная компетенция, навык, критическое мышление, исследовательская культура, формирование.

Современные подходы к организации...

Исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного образования: формирование исследовательской компетентности, развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации...

Исследовательская культура будущих специалистов вуза

исследовательская культура, мотивация, ценность, ценностные ориентации, рефлексия, деятельность.

Аксиологическая образовательная среда и исследовательская... Многоаспектный характер формирования исследовательской культуры старшеклассников...

Ориентация учебно-методического комплекса...

Ключевые слова: исследовательская культура старшеклассников, Федеральные государственные образовательные стандарты, учебно-методический комплекс, социально-гуманитарные дисциплины.

Построение образовательной среды современной школы

С точки зрения американских исследователей, более значимым фактором школьной эффективности выступает организационный

- доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса

Практика формирования и развития исследовательской...

научное общество учащихся, исследовательская деятельность, исследовательская работа, исследовательская деятельность старшеклассников, исследовательская культура, рамка...

Формирование гносеологической грамотности...

Ключевые слова: культура, исследовательская культура, исследовательская деятельность, ценности.

Формированию исследовательской культуры школьников способствует научное общество учащихся, которое создает условия для присвоения ценностей культуры...

Похожие статьи

Проекты аксиологической направленности как средство...

Особое место занимает исследовательская деятельность ученика в процессе которой формируется исследовательская культура. Исследовательская культура — это личностное образование, характеризующееся познавательной мотивацией...

НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура...

Ключевые слова: формирование исследовательской культуры, исследовательская деятельность, научное общество учащихся. Школа призвана не только развивать и сохранять интеллектуальный потенциал современного общества...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Формирование исследовательских умений школьников. умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся, образовательная компетенция, навык, критическое мышление, исследовательская культура, формирование.

Современные подходы к организации...

Исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного образования: формирование исследовательской компетентности, развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации...

Исследовательская культура будущих специалистов вуза

исследовательская культура, мотивация, ценность, ценностные ориентации, рефлексия, деятельность.

Аксиологическая образовательная среда и исследовательская... Многоаспектный характер формирования исследовательской культуры старшеклассников...

Ориентация учебно-методического комплекса...

Ключевые слова: исследовательская культура старшеклассников, Федеральные государственные образовательные стандарты, учебно-методический комплекс, социально-гуманитарные дисциплины.

Построение образовательной среды современной школы

С точки зрения американских исследователей, более значимым фактором школьной эффективности выступает организационный

- доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса

Практика формирования и развития исследовательской...

научное общество учащихся, исследовательская деятельность, исследовательская работа, исследовательская деятельность старшеклассников, исследовательская культура, рамка...

Формирование гносеологической грамотности...

Ключевые слова: культура, исследовательская культура, исследовательская деятельность, ценности.

Формированию исследовательской культуры школьников способствует научное общество учащихся, которое создает условия для присвоения ценностей культуры...