Библиографическое описание:

Поромов Д. В., Козырева О. А., Кучко Т. И. Некоторые особенности социализации и самореализации спортсмена в практике и контексте полисистемного подхода [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 14-17.

Полисистемность как характеристика неоднородности и неоднозначности восприятия, понимания, детализации, уточнения, коррекции, модификации, формирования, развития, систематизации, классификации, определения и пр. педагогических явлений и выявляемых феноменологических особенностей процессов, закономерностей, тенденций и моделей педагогического генеза располагает высоким потенциалом к продуцированию разнообразных гносеолого-деятельностных новообразований среды и личности, включенной в деятельность и общение.

Уточним дефиниции понятий «социализация», «самореализация», «социализация спортсмена», «самореализация спортсмена», отразим педагогические условия и систему принципов социализации и самореализации спортсмена в контексте идей полисистемного подхода как одного из методологических подходов, фасилитирующих многовариативное определение и решение противоречий, дилемм, проблем и прочих несоответствий гносеолого-дидактического генеза.

Социализация в контексте идей полисистемного подхода — это гносеолого-герменевтическая единица, выступающая всеми составными современной педагогической теории и практики в поле ноосферного понимания, постановки, определения и оптимального решения противоречий и проблем в системе категорий, процессов, механизмов, ресурсов, моделей, средств, условий, тенденций и прочих атрибутов, фасилитирующих выявление и изменение продуктов социальной среды по включению и реализации идей значимости личности в среде и деятельности, в общении и взаимодействии, располагающих к поиску личности в направлениях самопознания, самоопределения, самоидентификации, самореализации, самосовершенствования и прочих категориальных продуктов современной педагогики, предопределяющих формирование устойчиво, востребованной личности как ценности и результата социальных и личностных преобразований в многовариативных способах и средствах решения педагогических задач.

Иными словами — социализация — интегративная характеристика социального пространства, определяющаяся у социальной среды в способности принятия личности через продукты ее деятельности и общения, уникальность и состоятельность позитивных, гуманно-личностных переживаний и преобразований внутреннего мира, обогащения внешнего.

Социализация спортсмена в контексте идей полисистемного подхода — функция и продукт социального обогащения личности через занятие спортом, фасилитирующем протекание процессов самоопределения, самосовершенствования и самореализации как основ продуктивной и здоровьесберегающей педагогики, располагающих личность к поиску условий и возможностей формирования культуры самостоятельной работы спортсмена и реализации основ непрерывного профессионального образования.

Под культурой самостоятельной работы спортсмена в таком контексте будем понимать результат самостоятельного поиска и реализации моделей продуктивной педагогики через занятия спортом, предопределяющих качественно-количественные изменения личности и ее достижения в различных номинациях и направлениях спорта, а также сопряженных с ним видов деятельности, реализующихся через идеи и ценности, принципы и условия гуманно-личностных и аксиакмеологических ресурсов социального пространства.

Самореализация в контексте идей полисистемного подхода — это результат процесса многомерного преобразования личности, обоснованно отражающийся в различных достижениях современного ноосферного понимания результативности антропологически обусловленной деятельности и общения, где человек, определяя потребности и перспективы преобразований, иллюстрирует способы и результат всех многомерных, полисистемных преобразований в человеке и обществе.

Самореализация спортсмена в контексте идей полисистемного подхода — это результат процесса многомерного преобразования личности, выражающийся через прямые и опосредованные продукты занятий спортом, где субъект деятельности и общения, определяя потребности и перспективы преобразований, иллюстрирует способы и результат всех многомерных, полисистемных преобразований в человеке и обществе, располагающих гибким ресурсом пересмотра моделей социализации и самосовершенствования в субъектном и субъектно-профессиональном полях антропологического пространства, раскрывающих предназначение и достижения в продуктах жизнедеятельности и общения, основанных на принципах здоровьесбережения, гуманизма и акмеаксиологических перспектив становления личности как ценности и продукта культуры и цивилизации.

Педагогические условия социализации и самореализации спортсмена в контексте идей полисистемного подхода:

1.                  Личность спортсмена имеет индивидуальный потенциал и способы его достижения в различных областях жизнедеятельности, опосредованные многомерными преобразованиями социального, культурологического, аксиологического, деятельностного, коммуникативного, герменевтико-гносеологического, биолого-генетического и прочих нюансов и продуктов антропологического пространства, которые подчиняются условиям нормального распределения (распределение Гаусса) и всем законам сохранения.

Данное положение определяется научным пониманием постановки условий становления и развития личности в деятельности и общении, среде и культуре, распространяет на все составные процессов социализации и самореализации справедливость законов нормального распределения способностей, склонностей, предпочтений и пр., законов сохранения материи, энергии, массы и пр.

2.                  Процессы социализации и самореализации спортсмена в контексте идей полисистемного подхода являются многомерными новообразованиями и характеристиками субъект-субъектных связей и субъект-объектных преобразований, непосредственно связанными с определенным видом спорта, располагающего многообразными механизмами и ресурсами верификации истинности направления продуктивности занятий спортом, системно визуализирующего результаты ведущей деятельности и общения спортсмена, т. е. объясняющий качественно-количественный анализ социализированности личности и своевременной модификации ее результатов (продуктов) самореализации.

Данное положение определяется через единство деятельности и сознания в структуре формирования моделей деятельности и профессиональных компетенций, подчиняющихся в своем формировании законам диалектики.

3.                  Формирование культуры самостоятельной работы спортсмена как иерархии ценностей, моделей, компетенций, фасилитирующих достижение результатов в структуре ведущей деятельности и общении является неотъемлемым условием становления личности и следствием определяемых, реализуемых и верифицируемых достижений в спорте и других сопряженных и несопряженных, прямых и опосредованных, коллективных и единоличных, гуманно-личностных и здоровьесберегающих видах деятельности и общения.

Данное положение определяется через формирование потребности в здоровом образе жизни, самообразовании, самосовершенствовании и прочих аспектах самостоятельного преобразования внутреннего мира в соответствии с поиском многовариативных решений основного противоречия хочу-могу-надо-есть.

4.                  Продукты социализации и самореализации спортсмена способствуют дальнейшим, пролонгированным процессам многоплановых преобразований объективного внутри личности и в социально-профессиональной среде.

Данное положение определяется через систему связей моделей социализации и самореализации — спорт — наука — искусство — культура — религия и пр.

Принципиальное отличие полисистемного понимания постановки и определения решения задач — это способ, определяющий гносеолого-дидактическое явление многовариативности, предопределяющей процесс поиска и его результат в различных областях антропологически обусловленного знания, фасилитирующего включение традиционного и инновационного в одну единую структуру культуры, науки, искусства, деятельности, общения и прочих составных научного и эзотерического представления человека о природе явлений, вещей и событий; условиях, механизмах и тенденциях; ресурсах, средствах и продуктах и пр.

Система принципов педагогического взаимодействия (социализации и самореализации) в полисистемном подходе — это совокупность положений, раскрывающих особенности построения ценностно-деятельностных, коммуникативно-смысловых, компетентностно-практических и прочих способов и ресурсов, результатов и моделей построения педагогического взаимодействия (социализации и самореализации), которые ситуативно перестраивают свою совокупность, модифицируют и способы определения, и формы представления (отображения), и ресурсы апробации знания в различных системах отсчета и условиях пространственно-временного его понимания и преобразования.

Однозначно можно отметить, что сложная система соподчиненных положений, определяющих процесс и результат социализации и самореализации спортсмена в контексте идей полисистемного подхода — модель субъектно-средовая, где и личность, и среда многовариативно отражаются в продуктах материального и духовного как способах и формах модификации материи и преобразования бытия, обогащения сознания и личной практики, активизации ресурсов внутриличностного и субъектно-средового поля:

1.                  Принцип дихотомической связи научности и эзотерии как формам единого целого и предметно-частного понимания значимости и продуктивности ведущей деятельности и общения спортсмена в различных системах (аксиологического, акмеологического, антропологического, ноосферного и пр. генеза) и средах (микро-, мезо-, макро-, мега- и пр.):

-               принцип реализации традиционно-педагогической профессиональной составляющей в деятельности спортсмена (педагога по ФК) — последовательности, прочности, системности, систематичности, сознательности и активности, культуросообразности и природосообразности в построении и реализации идей социализации и самореализации личности;

-               принцип оптимизации и верификации всех звеньев и синергетически обусловленных механизмов управления, объединения и пополнения ресурсов взаимодействия как системы модификации и рационализации условий и результативности педагогической деятельности;

-               принцип реализации инновационно-педагогической профессиональной составляющей в деятельности педагога по ФК (спортсмена) — гуманизма, коммуникабельности, продуктивности, гибкости, состоятельности теории и практики, здоровьесбережения, профориентации и пр.

2.                  Принцип адаптации и самосохранения личности в среде и деятельности, синергетичности и диалектичности всех выделяемых противоречий и целей, формируемых ценностей и компетенций:

-               принцип единства видов и моделей воспитания, обучения, социализации, адаптации и прочих категориальных новообразований;

-               принцип объективности в измерении и оценке субъектных достижений педагогов по ФК, обучающихся, спортсменов и пр.;

-               принцип суперпозиции и интеграции в целеполагании и продуктивности определяемого педагогического процесса в личностном и средовом понимании.

Система принципов социализации и самореализации спортсмена в контексте идей полисистемного подхода может быть модифицирована в любую другую систему личностно ориентированных положений, располагающих личность и среду к поиску оптимальности условий сосуществования, деятельности и общения, продуктивности и состоятельности практик и гибкости, модифицируемости, здоровьесбережения в разработке теорий.

Выявленные нами особенности социализации и самореализации спортсмена в практике и контексте полисистемного подхода — это совокупность положений, принципов, условий планирования и организации определяемых процессов, результативность которых и объективна, и субъективна в социальном знании, модифицируемом различными предметными областями как ресурс обеспечения качественного взаимодействия, где спорт — не исключение, как и наука, искусство, культура.

Литература:

1.         Козырева, О. А. Формирование культуры самостоятельной работы педагога в структуре моделирования и апробации системы принципов педагогического взаимодействия / О. А. Козырева, Т. И. Кучко, Е. Ю. Шварцкопф // Вестник КузГПА. — 2012. — 11 (25). — 9 с. (http://vestnik.kuzspa.ru/articles/111/)

2.         Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и успешность профессионально-педагогической деятельности / О. А. Козырева, Т. И. Кучко, И. И. Щербакова // Теория и практика педагогической науки в современном мире: теории, проблемы, инновации: материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х ч. Ч.1. — Новокузнецк, 2013. — С.237–239.

3.         Романов, А. О. Модели и проблема саморазвития и социализации в мультисреде / А. О. Романов, Т. И. Кучко, О. А. Козырева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 1. / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — СПб.: Реноме, 2012. — С.48–50.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle