Библиографическое описание:

Тарасенко М. В. Игра как способ интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГТ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 51-53.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. Это время первоначального становления личности.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. [5,c.15]

Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Образовательный процесс в ДОУ, основываясь на комплексно-тематическом подходе, учитывает принцип интеграции.

Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса. [2,c.23]

Организация педагогического процесса в соответствии с ФГТ предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы.

Согласно ФГТ, основной формой работы с детьми является игра.

Вспомним, что мы вкладываем в понятие — ИГРА.

Игра — это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в ней интенсивно формируются все психические процессы, с помощью которых обеспечивается ориентировка в объективном мире, становление которой согласно Л. С. Выгодскому, Д. Б. Эльконину, А. В. Зинченко связывают с развитием внутреннего плана ребенка. [1,c.14]

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. [3,c.18]

Таким образом, игра — это деятельность, через которую реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция содержания и задач образовательных областей. [2,c.5]

Выделяем следующие виды игр:

-        творческие игры;

-        игры с правилами.

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Творческие игры — форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления. Это игры, развивающие творческий потенциал детей, такие как:

-        сюжетно-ролевые;

-        театрализованные;

-        игры со строительным материалом.

Такие игры способны интегрировать задачи таких областей как «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация» и других.

При этом возможными темообразующими факторами могут быть:

-          реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления, например, сильнейшая буря или общественные события, праздники, например, юбилей детского сада.);

-          воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. (Например, произведение «Незнайка на Луне» подталкивают детей к сюжетно-ролевой игре «Космонавты»);

-          события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность. Что это такое? Что с этим делать? Как это действует? (Например, появление в группе весов для взвешивания массы тела организует сюжетно-ролевую игру «Больница»);

-          события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, коллекционирование пони и т. п.)

тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей, т. к. игра является универсальным видом детской деятельности. Она может самостоятельно интегрироваться с другими детскими видами деятельностями, так, например, реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры (наблюдение, занятийная деятельность, двигательная деятельность — все это может проходить в игровой форме). [2, c.30]

Пример интеграции образовательных областей — сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Для организации данной игры проводится предварительная работа-экскурсия в магазин (к примеру, продуктовый). Здесь мы с детьми рассматриваем оформление витрин, прилавков, наблюдаем за работой продавца, кассира, можем даже выполнить поручение повара (например, приобрести соль и др.) — реализуется образовательная область «Социализация».

Затем уже в группе мы беседуем о назначении различных магазинов, об их значение в жизни человека, об организации работы внутри магазина — реализуется образовательная область «Коммуникация».

Читаем произведения Тувима «Овощи», Михалкова «Моя улица» — реализуется образовательная область «Чтение художественной литературы».

Затем мы начинаем готовить атрибуты: лепим из глины пряники, конфеты, печенье и раскрашиваем их, изготавливаем чеки, деньги — реализация образовательной области «Художественное творчество».

Совместно с детьми обновляем уже имеющиеся атрибуты: халаты, передники, косынки, изготавливаем импровизированные прилавки — реализация образовательной области «Труд».

Таким образом, только в одной творческой игре мы выделили интеграцию нескольких образовательных областей.

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами — подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр — правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

Типичными примерами игр с правилами служат хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки, настольно-печатные игры, словесные и другие. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие.

Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Они характерны в основном для старших дошкольников. [3.,c.25]

Игры этого вида успешно интегрируют содержание и задачи таких областей как: «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Музыка», «Коммуникация» и другие.

Пример: подвижная игра «Лохматый пес». Дети выбирают ведущего на роль «Лохматого пса»- реализуется образовательная область «Социализация». Затем все занимают свои позиции. Дети произносят слова, раннее разученные для этой игры — это уже реализация образовательной области «Коммуникация». Затем реализуется такая область как «Физическая культура». Дети подходят к ведущему и хлопают в ладоши. Он «просыпается» и бежит за детьми. В этой игре развивается ловкость, реакция, внимание. И, конечно же, вся игра проводится с музыкальным сопровождением, а это реализация образовательной области «Музыка».

Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его коммуникативных качеств и социализации как члена общества.

Итак, можно сделать следующие выводы:

-          игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;

-          основой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;

-          одной из характерных черт игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;

-          в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Но! Игра — это не только имитация жизни, это очень серьезная форма работы, которая позволяет нам, педагогам, осуществить интеграцию содержания и задач всех образовательных областей в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Литература:

1.                 Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования- М; Мозаика — Синтез, 2010.

2.                 Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада». М; Мозаика — Синтез, 2010.

3.                 М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»- М; Мозаика — Синтез, 2009.

4.                 Э. Я. Степаненкова «Методики проведения подвижных игр»- М; Мозаика-Синтез,2008–2010.

5.                 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 года).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle