Возможности здоровьесберегающей педагогики и специфика формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Острякова, С. В. Возможности здоровьесберегающей педагогики и специфика формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК / С. В. Острякова, О. А. Козырева, А. И. Платоненко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4045/ (дата обращения: 25.04.2024).

Разнообразие методологии современной педагогики определяется проблемами и возможностями их определения, детерминации, визуализации и решения в различных условиях и средах. Одним из методологических подходов в такой системе детерминаций и процессов, условий и продуктов является полисистемный подход, располагающий средствами и ресурсами фасилитации личностной и средовой постановки и решения задач и проблем, предопределяющий формирование гуманизма и продуктивности в многообразии форм и отношений в русле идей и концепций современной педагогики как отрасли знания и искусства.

Итак, полисистемный подход — это методологический подход, располагающий субъекта деятельности к активному поиску возможных и оптимальных решений противоречий субъектно-средового генеза, располагающих высоким потенциалом в определении основ социализации, самореализации, саморазвития, самосовершенствования и взаимодействия, где сам субъект деятельности (личность) определяет себя и детерминируется пространством через его продукты деятельности и способы познания, преобразования, механизмы оценки и отношения к благам и ценностям в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, многовариативно раскрывающих субъекта деятельности и среды (личность) в смысловых и антрополого-гносеологических единицах поля, создающего и среду, и человека в единстве преобразований объект-индивид-субъект-личность. Последовательность новообразований личности в понимании объектной составляющей определяется нами как совокупности общеучебных ЗУН-ов и компетенций, предопределяющих формирование личности в различных областях деятельности; в понимании индивидуальной составляющей — как реализованная возможность моделирования разнообразных словесно-логических и структурно-логических моделей, воплощаемых в науке, искусстве, культуре, спорте и пр.; в понимании субъектной составляющей — как реализованная способность личности создавать и апробировать, оптимизировать и внедрять продукты своего творчества и общения; в понимании личностной составляющей — как реализованная возможность создания школы в широком смысле данного феномена (школа мастеров, художников, поэтов, строителей, педагогов и пр.).

Определим понятия «культура», «культура самостоятельной работы», «культура личности» в контексте идей здоровьесберегающей педагогики.

Под культурой будем понимать условие и механизм накопления, апробации, трансформации, реконструкции, ретрансляции смыслов, ценностей, моделей поведения, преобразования объективного, предопределяющих сохранение целостной системы, создавшей личность в полном понимании данного явления через деятельность и общение, через способы самореализации и самосовершенствования, через ресурсы социализации и взаимодействия.

Под культурой самостоятельной работы будем понимать полисистемную матрицу или вектор накопления, апробации, трансформации, реконструкции, ретрансляции смыслов, ценностей, моделей поведения, преобразования объективного, предопределяющих сохранение целостной системы, создавшей личность в полном понимании данного явления через самостоятельный поиск личностью оптимального в структурах и процессах, связанных непосредственно и опосредованно с деятельностью и общением, способами самореализации и самосовершенствования, ресурсами социализации и взаимодействия.

Под культурой личности будем понимать — накопленный ресурс (продукт) ценностно-смыслового, гносеолого-герменевтического, субъектно-средового генеза, определяющий личность в структурах социально-профессионального, личностного, гражданского и прочих направлениях как продукт и двигатель всех происходящих изменений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, стимулирующих сохранение и преумножение антропологических новообразований и кладезей искусства и науки.

Специфика и возможности здоровьесберегающей педагогики в структуре формирования культуры самостоятельной работы, культуры личности многообразны, т. к. феномен «здоровье» является одним из ведущих критериев безопасности и универсальности, продуктивности и оптимальности использования педагогических ресурсов и средств, технологий и методов педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия.

Определим систему принципов моделирования педагогических средств в широком понимании данного понятия (феномена) через иерархию положений, фасилитирующих понимание и построение идей и ресурсов познания и преобразования объективного в рамках концепции здоровьесбережения и продуктивности всех этапов и действий субъектов воспитательно-образовательной среды и культурно-исторического пространства. Итак, система принципов моделирования педагогических средств:

1.                  Принцип планирования и организации научного исследования, объективного понимания специфики проблемы и выбора оптимальных ресурсов для моделирования своевременных педагогических средств, фасилитирующих решение выявленных противоречий, проблем, дилемм, несоответствий и пр.:

-          принцип систематичности и последовательности в изучении особенностей постановки проблемы и отражения совокупности процессуальных звеньев ее решения с последующей диалектической рекурсией, оптимизирующей получение объективного результата труда профессионально-педагогической деятельности;

-          принцип варьирования условий выбора оптимизации затрат на определение способов и средств повышения качества профессионально-педагогического взаимодействия в условиях микро-, мезо-, макро- и мегагруппового взаимодействия в структуре использования медиатехнологий и дистанционного обучения;

-          принцип прогностического диагностирования ситуаций и конфликтов в структуре постановки и разрешения заявленных противоречий и оптимизируемых условий использования разработанных педагогических средств;

-          принцип детализации, обобщения и систематизации выявляемых возможностей и планируемых показателей в структуре обученности, компетентности, состоятельности, востребованности, конкурентоспособности, моделируемых и уточняемых, дополняемых и реконструируемых педагогических средств;

-          принцип объективного контроля в постановке оценки качества продукта профессионально-педагогического труда и общения в решении и выборе возможностей решения проблем;

-          принцип личностного участия субъектов обучения и образования в репродуктивно-продуктивной организации обучения в структуре включения личности в систему непрерывного профессионального образования.

2.         Принцип ситуативного вовлечение в использование разработанного педагогического средства путем применения разнообразных видов обучения, методов стимулирования результатов труда и объективности контроля качества педагогического средства:

-          принцип сочетания методов игровых и формализованных способов обучения в структуре апробации разработанного педагогического средства;

-          принцип доступности и своевременности в освещении и внедрении разработанного педагогического средства в широкие круги завяленных субъектов и групп профессионально-педагогического взаимодействия;

-          принцип экспертной оценки возможностей и качества разработанного педагогического средства в структуре системно разработанного опроса или анкетирования;

-          принцип опосредованного отслеживания возникающих сопутствующих проблем и нюансов взаимоотношений в коллективе через средства обратной связи и визуализацию оценок.

3.                  Принцип сопутствующего позитивного эмоционального фона организации профессионально-педагогического (педагогического) взаимодействия как механизм реализации условий здоровьесберегающей педагогики и приоритетов здорового образа жизни (ЗОЖ):

-          принцип учета нормального распределения способностей субъектов воспитательно-образовательной среды и культурно-исторического пространства;

-          принцип допустимой фасилитации в использовании и разработке педагогических средств для решения ряда заявленных задач и проблем;

-          принцип реализации значимости субъекта обучения для микро-, мезо-, макрогрупповых отношений.

4.                  Принцип формирования ценностно-смысловых приоритетов и моделей профессионально-педагогической деятельности через активное участие в работках программно-педагогического, методического, технического пр. обеспечения:

-          принцип единства целей и ценностей педагогической и профессионально-педагогической деятельности;

-          принцип единства сознания и деятельности в формировании личности;

-          принцип единства теории и практики в реализации идей подготовки специалистов и формирования их компетентности и конкурентоспособности, гибкости и креативности, устойчивости и трудолюбия;

-          принцип аксиакмеологической самодетерминации в поле смыслов и ценностей современного информационного и культурно-исторического пространства.

5.                  Принцип дополнительности в реализации идей непрерывного образования как форме самосохранения личности и общества.

Данная система принципов была заложена при разработке таких педагогических средств, как электронные учебники [3], видеофильмы [2], историко-профессиональные альбомы [4].

Здоровьесберегающая педагогика в основе своей многоплановой и полипредметной практики закладывает идеи сохранения здоровья как неподдельной ценности личности и государства в целом; реализация разнообразных моделей обучения и получения образования рассматривается как социальная и социально-профессиональная страховка не только личности, но и общества; дополнение и модификация, разработка и детализация решаемых задач совокупностью педагогических средств — как механизм и ресурс оптимизации условий взаимодействия; воспитание — как механизм сохранения и преумножения ценностей, наследия государства, его целостности и пр.; фасилитация и интеграция — как инструменты своевременной, субъектно ориентированной адаптации многопоточного, общеучебного и предметного знания и пр. Здоровая личность всегда создает себеподобную здоровую среду с запросами, приоритетами, моделями отношений и преобразований, качествами и ресурсами, продуктами и ценностями. Данная система распространяется в рамках ОУ, совокупности предметов цикла дисциплин, одного кабинета. Возможность полисистемного рассмотрения специфики и ситуативного использования и оптимального распространения ресурсов здоровьесберегающей педагогики — наисложнейшая из возможностей, от реализации которой зависит наше будущее, здесь важен и детальный пересмотр форм, средств, методов обучения и контроля, где тестовому не может быть отданы приоритетные позиции из-за гибельности репродуктивно-догматических форм определения истинности знания, несоответствия формируемых структур личности и модифицируемых компетентностных новообразований, материального обеспечения среднестатистического обучающегося и предельно допустимого времени, отводимого на использование компьютерной техники (в единицах измерения — [часы / недели]) и пр. Напомним, что кроме догматического и репродуктивного видов обучения, существуют такие виды обучения, как продуктивное, проблемное, адаптивное, уровневое, развивающее, контекстное, игровое, суггестивное и т. д. Нельзя бросаться из одной крайности в другую — алгоритмическое обучение никогда не станет панацеей от всех бед. Сколько известных филологов, биологов, художников и других профессионалов испытывали сложности в построении математической и физической картины мира?!… Формирование культуры речи, креативности, многоплановости и гибкости, устойчивости, такта, внутренней мотивации, которой нельзя сформировать при использовании компьютерного обучения, можно только в большей степени спровоцировать неуправляемый азарт удовольствия подобный тому, который испытывали крысы в эксперименте [5], с той разницей только, что стимулами являются баллы и возможность получать образование с подлинного разрешения «дышать», «мыслить», «продуцировать», «определять», «создавать» и пр.

Литература:

1.      http://vestnik.kuzspa.ru/articles/111/

2.      Чечина, Н. А. Принципы разработки и особенности использования видеофильма при изучении истории и технического творчества / Н. А. Чечина, О. А. Козырева // Россия и ВТО: новые вызовы и перспективы: матер.междун. научно-практ. конф. научно-пед. и пед. работников. — Ч.1. — Новокузнецк: НГООО «Знание», 2013. — С. 322–324.

3.      Макарова, Л. Н. Электронный учебник «Социальная педагогика» как средство обучения и самообучения студентов педагогического спуза и вуза /Л. Н. Макарова, О. А. Козырева, Р. С. Топаков, А. Н. Аксенова //Инновационные технологии в профессиональном образовании: матер. III Всерос.науч.-методич.конфер.:в 2-х т. Т.2. — Грозный, 2012. — С.237–243.

4.      Колпаченко, Л. Я. Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся / Л. Я. Колпаченко, Д. В. Загуляева, О. А. Козырева // Молодой ученый. — 2011. — № 9(32). — С.208–211.

5.      http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D6 %E5 %ED %F2 %F0_ %F3 %E4 %EE %E2 %EE %EB %FC %F1 %F2 %E2 %E8 %FF

Основные термины (генерируются автоматически): разработанное педагогическое средство, средство, культура личности, культурно-историческое пространство, принцип, профессионально-педагогическая деятельность, профессионально-педагогическое взаимодействие, воспитательно-образовательная среда, самостоятельная работа, современная педагогика.

Похожие статьи

Система принципов педагогического взаимодействия...

принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры педагогического взаимодействия

Возможность моделирования системы принципов...

ü принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры социально-педагогического взаимодействия

Педагогические принципы трансформации воспитания...

Педагогические принципы трансформации воспитания школьников в современной культурно-идеологической системе сельского социума. Взаимодействие семьи, школы и социума.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента...

Диалогическая сущность культуры педагогического...

педагогическое взаимодействие, будущий учитель, культура, диалог, язык, учебный процесс, профессиональная культура, педагогическая культура, культурная личность, будущий педагог.

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания...

1) педагогическом взаимодействии, направленном на развитие личности ребенка средствами образовательной организации, дополнительных образовательных организаций, семьи. Только тогда, когда участники...

Педагогические условия создания культурно-образовательной...

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности.

Основные термины (генерируются автоматически): толерантное сознание, педагогическое сопровождение, культурно-образовательная среда...

Проблема формирования и развития...

профессионально-педагогическая культура, т. е. конкретная педагогическая деятельность на профессиональном уровне» [1, c.31]. И. Ф. Исаев установил, что...

Системы принципов формирования культуры самостоятельной...

принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры...

Похожие статьи

Система принципов педагогического взаимодействия...

принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры педагогического взаимодействия

Возможность моделирования системы принципов...

ü принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры социально-педагогического взаимодействия

Педагогические принципы трансформации воспитания...

Педагогические принципы трансформации воспитания школьников в современной культурно-идеологической системе сельского социума. Взаимодействие семьи, школы и социума.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента...

Диалогическая сущность культуры педагогического...

педагогическое взаимодействие, будущий учитель, культура, диалог, язык, учебный процесс, профессиональная культура, педагогическая культура, культурная личность, будущий педагог.

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания...

1) педагогическом взаимодействии, направленном на развитие личности ребенка средствами образовательной организации, дополнительных образовательных организаций, семьи. Только тогда, когда участники...

Педагогические условия создания культурно-образовательной...

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности.

Основные термины (генерируются автоматически): толерантное сознание, педагогическое сопровождение, культурно-образовательная среда...

Проблема формирования и развития...

профессионально-педагогическая культура, т. е. конкретная педагогическая деятельность на профессиональном уровне» [1, c.31]. И. Ф. Исаев установил, что...

Системы принципов формирования культуры самостоятельной...

принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры...