Библиографическое описание:

Блинова Т. Л., Юганова Н. А. Роль учителя в формировании регулятивных универсальных учебных действий учащихся в процессе реализации метода проектов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 70-72.

В статье раскрываются возможности формирования РУУД учащихся в процессе реализации метода проектов.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, метод проектов.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования [3]. В процессе формирования универсальных учебных действий школьники учатся самостоятельно ставить учебные проблемы, находить пути их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений и компетентностей в любой предметной области и тем самым создает возможность для успешной реализации обучаемых в будущей профессиональной деятельности.

Для формирования универсальных учебных действий можно использовать различные методы, формы и средства обучения, в частности, продуктивно использовать возможности, которые предоставляет использование в процессе обучения метода проектов. Под методом проектов будем понимать совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта [2].

Использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапа работы над проектом. Но на всех этапах педагог не просто передает знания, а наблюдает, мотивирует, координирует деятельность школьника, по необходимости — консультирует, фасилитирует и т.д [1].

Рассмотрим возможные роли учителя и их влияние на формирование регулятивных универсальных учебных действий на некоторых этапах работы над проектом (Таблица 1).

Таблица 1

Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Регулятивные универсальные учебные действия (Показатели планируемых результатов)

Подготовка

Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач проекта.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Самостоятельно определяют цель и задачи проекта.

Фасилитирует:

Обеспечивает процесс группового взаимодействия.

Задает вопросы, ответы на которые учащимся заведомо неизвестны. Указывает на противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися.

Создает в классе атмосферу психологической поддержки.

Консультирует

Отвечает на вопросы учащихся.

Организует семинар-консультацию, для обобщенного обсуждения темы и целей проекта.

Мотивирует: Позволяет самостоятельно определить цель и задачи проекта. Помогает соизмерять свои желания и возможности того, что известно и того, что еще предстоит узнать.

Наблюдает: Наблюдает за процессом и содержанием группового обсуждения, за действиями учащихся во время консультации.

Целеполагание: определяет цель своей деятельности;

Саморегуляция: концентрирует волю для преодоления интеллектуальных затруднений; умеет себя организовать в новой стрессовой ситуации;

Оценка: Оценивает адекватность постановки целей и своих возможностей.

Планирование

а)Определение источников необходимой информации.

б)Определение способов сбора и анализа информации.

в)Определение способа представления результатов (формы проекта)

г)Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Вырабатывают план действий.

Распределяют обязанности между участниками проекта.

Планируют последовательность действий при работе над проектом.

Определяют способы представления результатов.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Фасилитирует:

Проблематизирует высказывания учащегося.

Создает в классе атмосферу психологической поддержки, помогает установить причины затруднений.

Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося.

Обеспечивает процесс группового обсуждения.

Консультирует:

Отвечает на вопросы учащихся.

Помогает соизмерять свои желания и возможности. Того что, известно и того, что еще предстоит узнать.

При необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов.

Организует консультации.

Мотивирует: Позволяет предвосхитить результаты своей деятельности, самостоятельно определить способы представления результатов проекта, самостоятельно распределить обязанности между участниками проекта. Позволяет учащимся выбрать и обосновать свои критерии успеха реализуемого проекта.

Наблюдает: Наблюдает за процессом и содержанием группового обсуждения, за действиями учащихся во время консультации. Записывает краткие резюме. Путем наблюдения получает информацию, которая позволит проводить консультации с учащимися.

Планирование: умеет самостоятельно устанавливать последовательность действий при работе над проектом.

Прогнозирование: может предвосхитить результат своей деятельности.

Контроль и самоконтроль: контролирует эмоции и действия при планировании проекта.

Оценка: Объективно оценивает трудность задания, устанавливает причины затруднений.


Формирование способности учащихся к регуляции учебной деятельности играет важную роль в развитии самостоятельности личности, обеспечивает основу самоопределения и самореализации. Таким образом, в процессе реализации метода проектов, деятельность учителя организованная специальным образом, способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий учащихся.

Литература:

1.                  Голуб, Г. Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся: пособие для учителей / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://rudocs.exdat.com/docs/index-236690.html/

2.                  Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.; под ред. Е. С. Полат. [Текст] // — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.

3.                  Федеральный государственный стандарт — ФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle