Библиографическое описание:

Ткачева Д. М., Миляева Л. М. Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 95-97.

Изменение политико-экономической ситуации в нашей стране вызвало ряд негативных последствий в социокультурной жизни общества: потеря духовных ориентиров, преобладание материальных ценностей, коммерциализация искусства, деформация эстетических вкусов подрастающего поколения и др.

В этих условиях с особой остротой встает задача эстетического воспитания школьников. По мнению исследователей, эстетическое воспитание — это «процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и в жизни, выработка эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства, формирование способности воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве; способности жить и преобразовывать мир по законам красоты; развитие творческих навыков; отношения к жизни» [1, с.5].

Цель эстетического воспитания — формирование личности школьника как субъекта культуры. При этом важно помнить, что оно включает в себя следующие компоненты: эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

В настоящее время сложились и действуют на практике три основных направления эстетического воспитания школьников:

-          первое исходит из принципов всеобщей графической грамотности. Основой является классическая школа реализма, разработанная мастерами русской академической школы рисунка (П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский, Б. В. Иогасон, А. В. Фаровский);

-          второе направление основано на освоении учащимися специфики языка произведения искусства и способов создания художественных образов. В основе этого направления лежит Концепция эстетического образования, разработанная Б. П. Юсовым в 60 -70х г. г. и наполненная сегодня новым содержанием. В теории Б. П. Юсова «Комплексное взаимодействие и интеграция искусств как средство полихудожественного развития школьников» отмечается, что «… только через экосистему художественной деятельности искусство раскрепощает духовные силы личности, превращаясь из рудимента контрактности человека, его диалога с окружающим миром, с прошлым и настоящим во имя будущего» [2, с.10];

-          третье направление основано на концепции приобщения к мировой художественной культуре, разработанной под руководством Б. Н. Неменского.

Каждая из концепций имеет свои достоинства, но главное, что все они направлены на формирование духовной целостности личности, ядром которой является творческое начало.

В эстетическом воспитании школьников важнейшая роль принадлежит художественному творчеству. Оно рассматривается, как действенное средство приобщения учащихся к высоким духовным ценностям человеческой культуры через личностный внутренний опыт эмоциональных переживаний. Художественное творчество вводит личность в культурное пространство человеческой цивилизации, выражает и формирует отношение человека к миру, обществу и самому себе.

Особенно важна роль художественного творчества в становлении личности подростка, так как именно в этот период происходит самоопределение человека, его культурная идентификация. Подросток активно осваивает мир, формируя нравственные, эстетические, социальные установки.Это возраст, в котором проявляется склонность к самоанализу, стремление к самоосознанию, самоутверждению и оценке всего происходящего вокруг.

Эстетическое воспитание посредством художественного творчества способствует развитию личности подростка, как ни какой другой вид деятельности, так как благодаря ему происходит утончение человеческой души. Проявляется способность к сопереживанию, состраданию, способность к пониманию внутреннего мира другого человека.Именно в подростковом возрасте формируется интерес к творчеству, хотя часто и ослабевает потребность в творческой деятельности.

В целом, художественное творчество способствует:

-        сохранению духовной целостности личности;

-        эстетической толерантности — терпимости к художественно-эстетическому своеобразию различных культур;

-        творческой самореализации личности через формирование в процессе художественной деятельности свободы самовыражения;

-        культурной идентификации личности;

-        формированию системы духовно-нравственных ценностей;

-        развитию творческого воображения, мышления.

В процессе занятия художественным творчеством важно четко улавливать особенности каждого подростка, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам изобразительной деятельности. Художественное творчество у подростка очень тесно связано с производительным трудом или с художественным производством. В данный возрастной период необходимо привлечь внимание подростка к определенному виду деятельности различными формами и видами занятий, такими, как, проектирование, моделирование, конструирование, то есть к тому, что направляет интерес и внимание на новую область, в которой может проявляться творческое воображение подростка.

Наше исследование осуществлялось на базе МОУ «СОШ № 9» г. Астрахани, в условиях реализации комплексной целевой модифицированной программы «Формирование базовой культуры средствами образования».

Эта программа является системообразующей в системе художественно -эстетического воспитания школы. Цель программы: формирование у учащихся базовой культуры, эстетических потребностей и художественно — эстетического вкуса. Она базируется на принципах целостности, деятельностного подхода, комплексности художественно — эстетического воспитания, интеграции гуманитарных и естественных наук, искусства. Содержание программы представлено комплексом предметов образовательной области «Искусство», элективными курсами, факультативами, творческими объединениями, внеклассными и внеурочными мероприятиями, в которых принимают участие все школьники. Особое внимание в ходе реализации программы уделяется подросткам, которые вовлекаются в различные виды художественного творчества.

Огромную роль в занятии художественно — творческой деятельностью играет социальная среда, в которой находится подросток. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводится 95 % влияния на формирование различных вариаций креативности и только 5 % — наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении и воспитании могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческое начало детей, не обладающих высоким творческим потенциалом. Так формирование художественно-эстетического восприятия у подростков связано с созданием определенной эмоциональной “микросреды”, “микроклимата”, эмоциональной ситуации, в которой происходит встреча с произведениями искусства. Это важно учитывать при организации эстетического воспитания с подростками.

В своем исследовании мы применяли различные формы и методы работы с подростками в области художественного творчества. Вот некоторые из них:

-          яркое эмоциональное «изложение» учащимися произведения искусства;

-          мастер — классы по созданию художественно — творческой продукции;

-          занятия в клубах по интересам, где реализуются художественные потребности подростка (обработка дерева, ткани, кожи, бисероплетение, декупаж и др.);

-          обучение музыкальной грамоте и постановка музыкальных спектаклей;

-          конкурсы на лучший рисунок, фильм, фотографию, поделку, оформление классной комнаты, проект и т. д.;

-          обращение к эмоциональной памяти учащихся при помощи различных видов искусств;

-          использование произведений “смежных искусств” с целью активизации субъективных образов-представлений;

-          заседания а арт-кафе;

-          конструирование и моделирование на уроках всех циклов;

-          занятия в творческих кружках;

-          самостоятельная художественно — творческая деятельность;

-          факультативные занятия с подростками по искусству, например, «Арт-педагогика подростка».

С целью выявления эффективности эксперимента мы определили следующие критерии эстетического воспитания: способность понимать и чувствовать прекрасное, наличие у подростков художественного вкуса, эстетическое отношение к действительности, стремление (желание) преобразовывать мир по законам красоты.

Исследования проводились с использованием методик «Эстетические предпочтения», «Методика неоконченных предложений», анкеты «Интересы и досуг», блиц — опроса «Мое любимое занятие», наблюдения и др.

Исследования показали, что работа МОУ «СОШ № 9» г. Астрахани по эстетическому воспитанию подростков средствами художественного творчества осуществляется достаточно успешно. Об этом говорят следующие результаты: наблюдается устойчивая динамика роста увлеченности художественным творчеством учащихся — подростков по сравнению с классами, не включенными в эксперимент по данной программе. При этом продукты художественного творчества отличаются эстетическим вкусом.

Характеристика оперативных впечатлений учащихся показала, что они в равной степени относятся как к жемчужинам мировой культуры, так и к произведениям весьма банального свойства, если встреча с каждым из них была в известной мере событием для подростков. Однако, в долговременной памяти большинства учащихся (через полгода, год) оказывались произведения, сумевшие произвести на подростков наиболее сильное входившие в «аксиологическое ядро» художественной культуры и появившееся на вершине «эмоциональной волны».

У большинства испытуемых (67 %) отмечается стремление к преобразованию окружающей действительности: разработка проектов по благоустройству пришкольной территории, оформлению классной комнаты к Новому году, озеленение рекреаций и др.

Таким образом, включение подростков в процесс художественного творчества в системе эстетического воспитания по программе «Формирование базовой культуры средствами образования» положительно влияет на формирование у подростков эстетического вкуса, способности эстетически воспринимать действительность, стремления преобразовывать окружающий мир с позиций прекрасного.

Литература.

1.                  Новлянская З. Н.      Эстетическое отношение как один из индикаторов художественных способностей //Сб. «Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. АПН СССР, Ленинградское отделение, 1983.

2.                  Юсов Б. П. Современное состояние вопроса: Научная гипотеза. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. // Рекомендации под. ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова., Луганск, 1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle