Библиографическое описание:

Орлова Е. А. Вокальный процесс в хоре, ансамбле. Первые этапы работы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 107-108.

Пение является самым доступным видом музыкальной деятельности детей любого возраста. Любящие петь взрослые люди подтвердят — от пения улучшается настроение, хорошая песня объединяет, да и вообще, когда внутри тебя всё поет, то становится хорошо на душе. Поэтому как замечательно, что в обучении детей музыке, в целом, и пению в частности, в системе дополнительного образования отводятся часы, прописываются программы по певческой деятельности, сочиняются замечательные песни. Только петь надо правильно и красиво. Для аналогии приведем пример: мы с вами пойдем на дискотеку и будет там ритмично двигаться под музыку, переминаясь с ноги на ногу, то к настоящим танцам (с положением рук, выворотностью ног, работой корпуса, с хореографическим номером) это не будет иметь никакого отношения. Также и в пении. Задушевная или задорная застольная песня, под аккомпанемент гитары, к вокалу имеет далекое отношение. И с первых уроков по сольному или ансамблевому, хоровому пению надо объяснять это ученикам. Объяснять, что, для того чтобы песня получилась красивой, чтобы голос лился, надо овладеть вокальной техникой, контролировать свой звук.

И вот перед нами стоит ансамбль или хор, 15 детей, которые впервые пришли на занятие. Пришли они, не проходя отбора, просто по своему желанию. Многие из них не попадают в ноты, неверно интонируют простые мелодии. В таком коллективе первостепенной задачей является добиться чистого унисона. И начинается кропотливая работа по поиску заветного унисонного звучания, основы хорового пения.

Распевание лучше начинать с закрытого звука (на закрытый рот — мычание). Если на урок пришла группа младших школьников, то они еще могут не знать, что такое мягкое нёбо, как его можно поднять, что такое гортань и как ее надо не поджимать и т. д. При работе с таким возрастом надо пользоваться аллегориями: «Зевните, ребята, почувствуйте холодок в голове, понюхайте розу». Важно в раннем возрасте сформировать навык легкого, по возможности, яркого головного звука. Со временем этот звук усилится, окрепнет, будет естественным образом совмещаться с грудным резонатором, поэтому умелое пользование головным резонатором необходимо прививать с первых шагов. Таков опыт и мировых оперных звезд, и педагогов, прослеживающих развитие своих вокальных подопечных. Как показывает практика, многие дети поют на горле, не задумываясь над этим. Есть звук — и ладно. Поэтому когда в процессе урока их голос начинает звучать «где-то во лбу», петь становится значительно легче, горло (гортань) перестает ощущаться, и дети быстро понимают разницу между правильным и неправильным звукоизвлечением. При поднятии звука в голову важно следить, чтобы голос не заваливался в затылок, а сохранял естественную близость. Если у ребенка природно высокая позиция звука, то и проблем с высокими нотами быть не должно — они зазвучат свободно и близко (мечта всех взрослых вокалистов!). Если же позиция не такая высокая, то и диапазон будет ограничен. Но мы радуемся и тому, что наши ученики поняли, как петь головой, а не горлом.

Теперь следующая задача: заставить зазвучать всю группу детей в унисон. 7-летние дети, как правило, очень непосредственны и честны. Если периодически их спрашивать, красиво ли получилась нота (имея в виду, получился ли унисон), они легко ответят правду. Ну, а если они отвечают не так, как вам бы хотелось, то это значит, что эталон звучания у детей еще не сформирован. Несколько занятий, на которых надо заострить внимание детей на хорошем и плохом звуке, и ребята будут безошибочно отвечать на этот несложный вопрос. Начиная с анализа «чисто-грязно», впоследствии переходим к ориентированию в местонахождении звука «в голове — на горле», «перед собой — в затылке» и т. д. Во время пения упражнений надо следить за положением тела ребенка: корпусом, головой, плечами. Так, задранная голова может указывать на плохое соединение головного и грудного регистров, на пение на горле, подтянутые вверх плечи свидетельствуют о неверном понимании большого, глубокого дыхания. Терпение, любовь и внимание к каждому ученику помогут наладить не только атмосферу на уроке, ваши взаимоотношения, но и привести коллектив к достижению новых ступеней. Даже создание унисона из группы ребят без выдающихся вокальных данных, подчас кричащих — это уже достижение.

При пении с закрытым ртом можно поставить задачу брать звуки без «подъезда снизу», не тыкать их прямо, а брать их сверху, через верх, как будто накалывать звуки сверху. В распевке на букву «м» лучше петь 3 ноты вверх-вниз, обязательно подряд, чтобы дети учились их интонировать, а после соединять в одном резонаторном месте. После этого можно дать такое же упражнение открытым звуком. Выбор слогов, как правило, не большой: «лё», «йа», «ма». Но целью перехода пения на слоги должно стоять качество звука. Петь на слоги надо тем же звуком, в тех же резонаторных местах, что и с закрытым ртом. Распространенная ошибка: если на слог «м» получилось отстроить звук, то, добавляя слова, большинство детей (да и взрослых), начинают оформлять гласные и согласные звуки там, где привыкли это делать во время речи. А речь у нас обычно стоит и формируется ниже лба, той резонаторной точки, которую мы нашли с закрытым ртом. Когда ребята научатся в пении произносить слова по-иному, не так как в разговоре, выше, качество звучания сильно поменяется. Но, надо сказать сразу, что это очень тонкая работа, не все способны сразу ее схватить, понять. Тут на помощь приходит сам вид урока — хоровое, ансамблевое пение. Когда более способные ученики находятся рядом с другими, то невольно последние начинают прислушиваться и подстраиваться. Это приводит к тому, что через полгода в группе ребят появляется уже несколько человек, поющих правильным звуком.

С младшими школьниками успешно проходят упражнения на тексты скороговорок, коротких сюжетных попевок. Ярким примером здесь могут служить известные всем мелодические потешки:

Андрей-воробей,

не гоняй голубей,

Гоняй галочек

из-под палочек.

Ай дуду-дуду-дуду,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Он играет во трубу,

Во серебряную.

Труба точеная,

Позолоченная,

Песня ладная,

Сказка складная;

а также и скороговорки:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа;

От топота копыт пыль по полю летит;

Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

Дети младшего школьного возраста пользуются наглядно-образным мышлением. Если в процесс обучения любому предмету привнести элементы игры, сказки, какого-то действия, то материал занятия будет гораздо лучше усвоен учеником. Поэтому на уроках ансамбля при распевании мы также опираемся на психологические особенности данного возраста и пользуемся попевками с сюжетами. Наличие сюжета в упражнении компенсирует его невыразительную мелодию. Хотя, если проставить задачу, то можно и на скороговорку придумать развернутую мелодию, но все же главная задача на начальных этапах на занятиях хором, ансамблем — создание унисона, что требует доступной для всех ребят простой мелодической линии. Поэтому все сюжетные попевки, потешки и т. п. поются на 1 ноте, максимум на 2–3. Если усилия ребенка не будут направлены на воспроизведение сложной мелодии, то он сможет сконцентрироваться и проработать вокальную техническую задачу по попаданию голосом в ноту, по правильному звукоизвлечению и т. п. А, главное, сколько радости это приносит детям, ведь они понимают, что стали лучше петь! И педагогу хорошо: видя горящие глаза детей, приходит вдохновение и желание еще больше сделать для улучшения вокального роста учеников.

А, главное, сколько радости это приносит детям, ведь они понимают, что стали лучше петь! И педагогу хорошо: видя горящие глаза детей, приходит вдохновение и желание еще больше сделать для улучшения вокального роста учеников.

Литература:

1.      Миловский С. А. Распевание на уроках пения. М, «Музыка», 1977.

2.      Морозов В. П. «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники». М., Изд. МГК, ИП РАН, 2002.

3.      Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. Владос, 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle