Библиографическое описание:

Савостьянова И. Л. Информационные задачи профессиональной деятельности экономиста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013.

Современные экономические системы ориентируют высшее профессиональное образование на подготовку экономистов квалифицированных, конкурентоспособных, готовых к профессиональному совершенствованию и личностному росту. Особую роль в развитии современного образования играет информатизация как глобальная цивилизационная линия развития общества, определяющая его компетентностные запросы.

Необходимость реагирования системой образования на информатизацию профессиональной деятельности приводит к постановке проблемы выделения и осмысления информационных задач профессиональной деятельности экономиста.

Под профессиональной деятельностью в современной литературе понимается такой устойчивый род занятий, который отличается достаточно высокой степенью значимости для общества его результатов [2]. Под видами профессиональной деятельности понимают близкие по содержанию трудовые отношения, которые составляют целесообразное преобразование мира в интересах людей [8, с.382.].

В целом, информация о профессиях рабочих и должностях служащих содержится в общероссийском классификаторе ОКПДТР. Так же в Российской Федерации действует «Общероссийский классификатор занятий», разработанный в соответствии с Международной стандартной классификацией занятий (ISCO). Кроме того, должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих приведены в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих». Нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника, отражены и в профессиограммах.

Обобщая требования этих документов, профессиональную деятельность экономиста можно представить как деятельность по изучению распределения обществом различных ограниченных ресурсов с целью производства товаров и предоставления услуг. От экономиста требуется перевести нормативные требования на язык конкретной производственной ситуации и на этой основе спрогнозировать свои дальнейшие профессиональные действия. Деятельность экономиста подразумевает наблюдения и исследования, сбор и анализ полученных данных, мониторинг экономических тенденций и выработку прогнозов. Для получения необходимых данных относительно организационно-экономических показателей, ими используются существующие или разрабатываются новые специальные методы и процедуры. Неотъемлемой составляющей работы экономистов является подготовка отчетов с таблицами и графиками, которые иллюстрируют результаты проведенных исследований. Одной из важных функций экономиста является выполнение требований руководящих документов в своей профессиональной сфере [3].

Основными видами профессиональной деятельностиэкономиста в соответствии с «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» являются учетно-аналитическая, контрольно-ревизионная, аудиторская, консалтинговая, организационно-управленческая, нормативно-методическая. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»)» [9] областью профессиональной деятельности бакалавров являются экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Бакалавр по направлению подготовки «Экономика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая.

Приведенный анализ позволяет нам представить профессиональную деятельность экономиста как совокупность расчетно-аналитической, контрольно-ревизионной, организационно-управленческой, научно-методической и педагогической деятельности.

Рис. 1. Виды профессиональной деятельности экономиста

Для уточнения содержания информационных задач профессиональной деятельности экономиста, необходимо руководствоваться наиболее общим и базовым определением задачи как «цели, данной в определенных условиях» [4, с.232.]. Кибернетика относит понятие задачи к общенаучным понятиям, и здесь задача рассматривается как «ситуация, определяющая действие некоторой решающей системы» [10, с.66.] Исходя представлений о связи задачи и проблемной ситуации, где проблемная ситуация — это реальная ситуация, возникшая в практической деятельности, а задача — это модель реальной проблемной ситуации, задача может рассматриваться как «отраженная в сознании проблемная ситуация и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами, знаниями, опытом» [7, с.102].

В психолого-педагогических исследованиях проблема решения задачи отражается в работах Г. А. Балла, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. Ф. Спирина, В. А. Сластенина и др. В общем случае, под решением задачи понимают процесс преобразования некоторой начальной ситуации в некоторую конечную ситуацию с помощью выполнения некоторых действий.

Понятие информационной задачи связано с понятием информации. Существует различные точки зрения не только по вопросу о носителе информации, но о сущности информации, о ее взаимоотношениях и взаимосвязи со знанием. Примем в качестве базовой точку зрения на сущность информации как на часть человеческого знания, которая используется для активного действия, управления и самоуправления. В. Г. Афанасьев и другие сторонники такого подхода понимают информацию как содержание логического мышления, которое, воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использовано людьми в их деятельности [1].

Информационные задачи можно классифицировать, исходя из характеристик информационных процессов получения, хранения, обработки и передачи информации. Под получением информации понимают совокупность логических и технических операций, имеющих в качестве цели данных, удовлетворяющих запросу потребителя. Хранения информации состоит из накопления, размещения и способов получение доступа к уже имеющимся хранилищам. Обработка информации представляет собой процесс преобразования информации без изменения ее качества. Продуктом передачи информации является информация, переданная от источника к потребителю любым способом передачи в виде сообщения.

Ряд авторов предлагает классифицировать экономические задачи, подлежащие автоматизации, по объему выполняемых логических и вычислительных операций: управленческие и вычислительные [6, 5]. Управленческие задачи предназначены для поддержки управленческих функций, и характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т. д.) и операций ввода/вывода. Вычислительные задачи ориентированы на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных решений, управление движением различных объектов и т. д.

Б. Е. Одинцов в учебном пособии «Информационные системы в экономике» [5] предлагает классифицировать информационные задачи по характеру вычислительных процедур:

-        поисковые;

-        расчетные (транзакционные);

-        аналитические;

-        интеллектуальные.

Между выделенными классами не существует четкой границы, поскольку процедуры характерные для одного класса, используются в другом. Поисковые задачи первоначально возникали в библиографических, патентных, правовых и других сферах, однако развитие электронного документооборота, а также глобальной, национальных, региональных, локальных и других сетей, стимулировали разработку соответствующих инструментальных средств, что существенно повлияло на статус экономических информационно-поисковых систем. Класс расчетных задач в экономике является наиболее распространенным, поскольку включает задачи обработки учетно-отчетной информации, а также разработки планов, базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации. Результаты решения задач предназначены для составления различного рода отчетов и отчетности. Аналитические задачи предназначены для получения аналитической информации, необходимой для принятия решений. Здесь в основном выполняются обратные вычисления, так как требуется определять новые исходные условия хозяйствования, которые позволят получить нужные результаты. Класс интеллектуальных задач ориентируется на использование достижений в области искусственного интеллекта, целью которого является разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю — непрограммисту ставить и решать задачи, считающиеся интеллектуальными.

Выделение информационных задач и уточнение содержания видов деятельности экономиста привели нас к описанию информационных задач экономиста в соответствии с видом профессиональной деятельности (таблица 1).


Таблица 1

Информационные задачи экономиста в соответствии с видом профессиональной деятельности

Вид деятельности \Информационные задачи

Поисковые

Хранение

Вычислительные

Интеллектуальные

Инфо-коммуникационные

Расчетно-аналитическая

Получение исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей

Формирование, ведение и хранение базы данных экономической информации, внесение изменений в справочную и нормативную информацию

Расчет экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик, с учетом действующей нормативно-правовой базы

Поиск решений по обеспечению режима экономии, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда и снижению издержек на производство и реализацию продукции

Подготовка и передача в различные источники периодической отчетности в установленные сроки

Контрольно-ревизионная

Продуктивное, с полным пониманием, чтение текстов различного содержания

Использование и пополнение базы данных нормативных показателей

Сопоставление нормативных и фактических показателей контролируемого объекта

Генерация оперативных указаний об устранении выявленных нарушений и недостатков

Взаимодействие с контрольно-ревизионными органами

Организационно-управленческая

Получение информации из внутренних и внешних источников

Ведение и использование информационного поля управленческой деятельности

Подготовка принятия решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности подразделений предприятий

Обоснование выбора управленческого решения на основе критериев эффективности с учетом рисков и возможных последствий

Установление связей с обществом в целях отражения деятельности предприятия, организация и проведение переговоров

Научно-методическая

Отбор сопоставляемых групп объектов для проведения эксперимента, отбор выбор

Использование хранилищ научно-исследовательских и методических источников

Построение стандартных моделей процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности

Анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления в стране и мире

Представление результатов работы, письменное изложение информации с соблюдением норм передачи информации

Педагогическая

Библиографический поиск, отбор информации из различных источников

Использование хранилищ научно-исследовательской и педагогической литературы

Прогноз сценариев взаимодействия субъектов педагогического процесса

Передача информации средствами речевой деятельности


Выделение и осмысление содержания информационных задач профессиональной деятельности экономиста позволяет определиться с новыми результатами обучения будущего экономиста, подразумевающими формирование интегративной характеристики личности, отражающей готовность и способность успешно выполнять профессиональные функции в условиях взаимосвязи и взаимодействия специальных отраслевых и общих информационных знаний, умений и навыков.

Литература:

1.       Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. — М., 1975.

2.       Ильин Е. П. Стили деятельности: новые подходы и аспекты//Вопросы психологии, — 1988, № 6.

3.       Климов Е. А. Психология профессионала. // Климов Е. А. Избранные психологические труды, — Воронеж, 1996.

4.       Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1984.

5.       Одинцов Б. Е. Обратные вычисления в формировании экономических решений. — М.: Финансы и статистика, 2004.

6.       Романов А. Н., Одинцов Б. Е. Информационные системы в экономике. — М.: Вузовский учебник, 2006.

7.       Словарь-справочник по педагогике / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

8.       Советский энциклопедический словарь. — М., 1987.

9.       Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») — М., 2009.

10.   Человек и вычислительная техника / Под ред. В. М. Глушкова. — Киев: Наук думка, 1971.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle