Библиографическое описание:

Савостьянова И. Л. Информационные задачи профессиональной деятельности экономиста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013.

Современные экономические системы ориентируют высшее профессиональное образование на подготовку экономистов квалифицированных, конкурентоспособных, готовых к профессиональному совершенствованию и личностному росту. Особую роль в развитии современного образования играет информатизация как глобальная цивилизационная линия развития общества, определяющая его компетентностные запросы.

Необходимость реагирования системой образования на информатизацию профессиональной деятельности приводит к постановке проблемы выделения и осмысления информационных задач профессиональной деятельности экономиста.

Под профессиональной деятельностью в современной литературе понимается такой устойчивый род занятий, который отличается достаточно высокой степенью значимости для общества его результатов [2]. Под видами профессиональной деятельности понимают близкие по содержанию трудовые отношения, которые составляют целесообразное преобразование мира в интересах людей [8, с.382.].

В целом, информация о профессиях рабочих и должностях служащих содержится в общероссийском классификаторе ОКПДТР. Так же в Российской Федерации действует «Общероссийский классификатор занятий», разработанный в соответствии с Международной стандартной классификацией занятий (ISCO). Кроме того, должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих приведены в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих». Нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника, отражены и в профессиограммах.

Обобщая требования этих документов, профессиональную деятельность экономиста можно представить как деятельность по изучению распределения обществом различных ограниченных ресурсов с целью производства товаров и предоставления услуг. От экономиста требуется перевести нормативные требования на язык конкретной производственной ситуации и на этой основе спрогнозировать свои дальнейшие профессиональные действия. Деятельность экономиста подразумевает наблюдения и исследования, сбор и анализ полученных данных, мониторинг экономических тенденций и выработку прогнозов. Для получения необходимых данных относительно организационно-экономических показателей, ими используются существующие или разрабатываются новые специальные методы и процедуры. Неотъемлемой составляющей работы экономистов является подготовка отчетов с таблицами и графиками, которые иллюстрируют результаты проведенных исследований. Одной из важных функций экономиста является выполнение требований руководящих документов в своей профессиональной сфере [3].

Основными видами профессиональной деятельностиэкономиста в соответствии с «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» являются учетно-аналитическая, контрольно-ревизионная, аудиторская, консалтинговая, организационно-управленческая, нормативно-методическая. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»)» [9] областью профессиональной деятельности бакалавров являются экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Бакалавр по направлению подготовки «Экономика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая.

Приведенный анализ позволяет нам представить профессиональную деятельность экономиста как совокупность расчетно-аналитической, контрольно-ревизионной, организационно-управленческой, научно-методической и педагогической деятельности.

Рис. 1. Виды профессиональной деятельности экономиста

Для уточнения содержания информационных задач профессиональной деятельности экономиста, необходимо руководствоваться наиболее общим и базовым определением задачи как «цели, данной в определенных условиях» [4, с.232.]. Кибернетика относит понятие задачи к общенаучным понятиям, и здесь задача рассматривается как «ситуация, определяющая действие некоторой решающей системы» [10, с.66.] Исходя представлений о связи задачи и проблемной ситуации, где проблемная ситуация — это реальная ситуация, возникшая в практической деятельности, а задача — это модель реальной проблемной ситуации, задача может рассматриваться как «отраженная в сознании проблемная ситуация и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами, знаниями, опытом» [7, с.102].

В психолого-педагогических исследованиях проблема решения задачи отражается в работах Г. А. Балла, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. Ф. Спирина, В. А. Сластенина и др. В общем случае, под решением задачи понимают процесс преобразования некоторой начальной ситуации в некоторую конечную ситуацию с помощью выполнения некоторых действий.

Понятие информационной задачи связано с понятием информации. Существует различные точки зрения не только по вопросу о носителе информации, но о сущности информации, о ее взаимоотношениях и взаимосвязи со знанием. Примем в качестве базовой точку зрения на сущность информации как на часть человеческого знания, которая используется для активного действия, управления и самоуправления. В. Г. Афанасьев и другие сторонники такого подхода понимают информацию как содержание логического мышления, которое, воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использовано людьми в их деятельности [1].

Информационные задачи можно классифицировать, исходя из характеристик информационных процессов получения, хранения, обработки и передачи информации. Под получением информации понимают совокупность логических и технических операций, имеющих в качестве цели данных, удовлетворяющих запросу потребителя. Хранения информации состоит из накопления, размещения и способов получение доступа к уже имеющимся хранилищам. Обработка информации представляет собой процесс преобразования информации без изменения ее качества. Продуктом передачи информации является информация, переданная от источника к потребителю любым способом передачи в виде сообщения.

Ряд авторов предлагает классифицировать экономические задачи, подлежащие автоматизации, по объему выполняемых логических и вычислительных операций: управленческие и вычислительные [6, 5]. Управленческие задачи предназначены для поддержки управленческих функций, и характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т. д.) и операций ввода/вывода. Вычислительные задачи ориентированы на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных решений, управление движением различных объектов и т. д.

Б. Е. Одинцов в учебном пособии «Информационные системы в экономике» [5] предлагает классифицировать информационные задачи по характеру вычислительных процедур:

-        поисковые;

-        расчетные (транзакционные);

-        аналитические;

-        интеллектуальные.

Между выделенными классами не существует четкой границы, поскольку процедуры характерные для одного класса, используются в другом. Поисковые задачи первоначально возникали в библиографических, патентных, правовых и других сферах, однако развитие электронного документооборота, а также глобальной, национальных, региональных, локальных и других сетей, стимулировали разработку соответствующих инструментальных средств, что существенно повлияло на статус экономических информационно-поисковых систем. Класс расчетных задач в экономике является наиболее распространенным, поскольку включает задачи обработки учетно-отчетной информации, а также разработки планов, базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации. Результаты решения задач предназначены для составления различного рода отчетов и отчетности. Аналитические задачи предназначены для получения аналитической информации, необходимой для принятия решений. Здесь в основном выполняются обратные вычисления, так как требуется определять новые исходные условия хозяйствования, которые позволят получить нужные результаты. Класс интеллектуальных задач ориентируется на использование достижений в области искусственного интеллекта, целью которого является разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю — непрограммисту ставить и решать задачи, считающиеся интеллектуальными.

Выделение информационных задач и уточнение содержания видов деятельности экономиста привели нас к описанию информационных задач экономиста в соответствии с видом профессиональной деятельности (таблица 1).


Таблица 1

Информационные задачи экономиста в соответствии с видом профессиональной деятельности

Вид деятельности \Информационные задачи

Поисковые

Хранение

Вычислительные

Интеллектуальные

Инфо-коммуникационные

Расчетно-аналитическая

Получение исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей

Формирование, ведение и хранение базы данных экономической информации, внесение изменений в справочную и нормативную информацию

Расчет экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик, с учетом действующей нормативно-правовой базы

Поиск решений по обеспечению режима экономии, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда и снижению издержек на производство и реализацию продукции

Подготовка и передача в различные источники периодической отчетности в установленные сроки

Контрольно-ревизионная

Продуктивное, с полным пониманием, чтение текстов различного содержания

Использование и пополнение базы данных нормативных показателей

Сопоставление нормативных и фактических показателей контролируемого объекта

Генерация оперативных указаний об устранении выявленных нарушений и недостатков

Взаимодействие с контрольно-ревизионными органами

Организационно-управленческая

Получение информации из внутренних и внешних источников

Ведение и использование информационного поля управленческой деятельности

Подготовка принятия решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности подразделений предприятий

Обоснование выбора управленческого решения на основе критериев эффективности с учетом рисков и возможных последствий

Установление связей с обществом в целях отражения деятельности предприятия, организация и проведение переговоров

Научно-методическая

Отбор сопоставляемых групп объектов для проведения эксперимента, отбор выбор

Использование хранилищ научно-исследовательских и методических источников

Построение стандартных моделей процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности

Анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления в стране и мире

Представление результатов работы, письменное изложение информации с соблюдением норм передачи информации

Педагогическая

Библиографический поиск, отбор информации из различных источников

Использование хранилищ научно-исследовательской и педагогической литературы

Прогноз сценариев взаимодействия субъектов педагогического процесса

Передача информации средствами речевой деятельности


Выделение и осмысление содержания информационных задач профессиональной деятельности экономиста позволяет определиться с новыми результатами обучения будущего экономиста, подразумевающими формирование интегративной характеристики личности, отражающей готовность и способность успешно выполнять профессиональные функции в условиях взаимосвязи и взаимодействия специальных отраслевых и общих информационных знаний, умений и навыков.

Литература:

1.       Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. — М., 1975.

2.       Ильин Е. П. Стили деятельности: новые подходы и аспекты//Вопросы психологии, — 1988, № 6.

3.       Климов Е. А. Психология профессионала. // Климов Е. А. Избранные психологические труды, — Воронеж, 1996.

4.       Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1984.

5.       Одинцов Б. Е. Обратные вычисления в формировании экономических решений. — М.: Финансы и статистика, 2004.

6.       Романов А. Н., Одинцов Б. Е. Информационные системы в экономике. — М.: Вузовский учебник, 2006.

7.       Словарь-справочник по педагогике / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

8.       Советский энциклопедический словарь. — М., 1987.

9.       Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») — М., 2009.

10.   Человек и вычислительная техника / Под ред. В. М. Глушкова. — Киев: Наук думка, 1971.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной деятельности, профессиональной деятельности экономиста, задач профессиональной деятельности, профессиональную деятельность экономиста, информационных задач профессиональной, задачи профессиональной деятельности, профессиональной деятельности бакалавров, Информационные задачи, информационных задач экономиста, видов деятельности экономиста, видами профессиональной, видами профессиональной деятельности, профессиональной деятельности и качествам, информатизацию профессиональной деятельности, важных функций экономиста, информационной компетентности экономиста, Виды профессиональной деятельности, Деятельность экономиста, областью профессиональной деятельности, Объектами профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle