Библиографическое описание:

Жукова Т. А., Иванова Н. Г., Козырева О. А. Возможности моделирования в построении основ социально-педагогического взаимодействия педагогов по физической культуре [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 102-104.

Специфика педагогической деятельности тесно связана с возможностями моделирования и конструирования всех процессов и явлений социально-педагогического и профессионально-педагогического генеза. В условиях непрерывного профессионального образования ценность гуманистической парадигмы построения социально-педагогического взаимодействия представляет интерес как базис преобразования объективной реальности и механизм сохранения микро-, мезо-, макрогрупповых отношений в поликультурном пространстве.

Под социально-педагогическим взаимодействием педагога по ФК будем понимать продукт, определяющийся на стыке социальной и профессионально-педагогической сфер взаимоотношений субъектов деятельности и общения, выражающийся в неустанном поиске педагога по ФК оптимальных условий и моделей преобразования объективного в субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях, детерминируемых педагогической теорией и практикой в процессе определения и решения противоречий социально-педагогического генеза, рассматриваемого нами в следующих направлениях, обусловленных ФГОС и нормативно-правовой базой образования: воспитательно-образовательном, культурно-досуговом, спортивно-оздоровительном, информационно-коммуникативном, мультикультурном и пр.

Иными словами, социально-педагогическое взаимодействие педагога по ФК представляет собой ресурс и продукт субъектного генеза, предопределяющий способы и качество ретрансляции социального и профессионального опыта в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах и средах.

На этом мы попытаемся построить нашу работу, являющуюся продуктом опыта и результатом многократного профессионально-педагогического обобщения и моделирования, предопределяющую процесс и результат выявления приоритетов и норм, правил и моделей социально-педагогического взаимодействия педагога по ФК с обучающимися и их родителями.

Так, о сущности спорта сказано много, об естественных потребностях в реализации двигательной активности детей и подростков, радости осознания ими своего физического развития при выполнении упражнений и умению играть в спортивные игры написана не одна работа, о способности и результатах саморазвития и самореализации, самосовершенствования и самодетерминации в различных плоскостях социально-педагогического знания поставлена и частично решена не одна проблема, о мудрости физического воспитания и его использования в гармоничном развитии личности известно издревле, мы же отметим, что «игра — это дар природы, спорт — изобретение человека» (Клод Анэ), а педагог по ФК — тот одухотворенный триединый остов объективного, живого, своевременного, который направляет молодое поколение на путь здорового образа жизни; и как ангел очерчивает высоты прекрасного и неподдельного в физическом развитии человека, и как демон пугает несвоевременностью выбора и черствостью в понимании основ сосуществования, в которых ясно, что жизнь — это движение, а здоровье — это возможность в движении проявлять себя в различных плоскостях физического, духовного, интеллектуального, построенного во благо и сохранение всех антропологических единиц нашей эволюционирующей биосоциокультурной среды как колыбели и купели Цивилизации и Жизни.

Помимо достижения спортивных результатов, подросток, занимающийся спортом, свободнее и увереннее чувствует себя и держится в обществе, более коммуникабелен, к какой бы стороне жизни ни относилась его деятельность [5], что в современном обществе, как никогда, востребовано. Эти полезные качества помогают на школьных экзаменах, при поиске желаемой работы в престижном учреждении, выборе второй половины, участия в будущих социально-профессиональных и досуговых мероприятиях, достижении оптимально выбранных высот в различных областях деятельности и общения.

Сформулируем систему принципов социально-педагогического взаимодействия педагога по ФК с обучающимися и их родителями (Т. А. Жукова, 2012):

I. Принцип научности, наглядности, доступности, прочности в реализации условий педагогического воздействия и взаимодействия.

II. Принцип последовательности, системности и систематичности в планировании и организации педагогического воздействия.

III. Принцип создания и реализации оптимальных условий для занятия физической культурой и спортом:

-          принцип оптимально оборудованного помещения для тренировок;

-          принцип создания гибкого графика занятий;

-          принцип рационального подбора учебно-методического обеспечения занятий с тренером и взаимодействием с родителями обучающихся (воспитанников);

-          принцип единства двигательной активности и развития структур коры головного мозга в процессе оптимального распределения учебных и тренировочных, физических и интеллектуальных нагрузок на подростка, включенного в процесс самопознания и самореализации;

-          принцип усовершенствования и модификации ресурсов и условий игры как основы позитивного сосуществования развивающейся личности в структуре единства физического, духовного и интеллектуального.

IV. Принцип диалектического формирования и развития самостоятельности личности в спорте у подростков, включенных в процесс обогащения личности через здоровый образ жизни (ЗОЖ) и спорт:

-          принцип саморазвития, самообучения, самореализации, самосовершенствования через тренировки и соревнования;

-          принцип формирования коммуникативной культуры, культуры гражданского и профессионального самоопределения, культуры самостоятельной работы в ходе тренировок как основы самодетерминации и сосуществования, самореализации и позитивного, условно бесконфликтного взаимодействия;

-          принцип формирования и развития внутренней мотивации личности подростков, занимающихся определенным видом спорта или общей физической подготовкой;

-          принцип формирования и развития адекватной самооценки тренирующихся подростков;

-          принцип оптимального определения и своевременного, позитивно и ситуативно обусловленного пересмотра уровня притязаний личности в структуре обучения и занятий спортом;

-          принцип перехода от обучения к самообучению, от контроля к самоконтролю;

-          принцип формирования мобильности и состоятельности, креативности и продуктивности, конкурентоспособности и гибкости, гуманизма и толерантности в структуре тренировочного процесса;

-          принцип создания и реализации позитивного эмоционального фона социального и социально-педагогического взаимодействия в микро-, мезо- и макросредах в структуре непосредственных и опосредованных отношений педагога по ФК и субъектов социальной среды, оказывающих влияние на сознание и деятельность подростков;

-          принцип определения и позитивной модификации (модернизации) модели социального и профессионального взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.

V. Принцип позитивного взаимодействия в единстве воспитания, обучения, развития индивидуальных особенностей субъектов социально-педагогического взаимодействия — тренера и подростков, занимающихся спортом:

-                   принцип сотрудничества тренера и подростков при занятии спортом;

-                   принцип единства всех видов обучения и воспитания;

-                   принцип сознательности и активности тренирующихся и соревнующихся подростков;

-                   принцип ведущей роли тренера в тренировочно-соревновательном процессе;

-                   —принцип рационального сочетания различных видов спорта в структуре пересмотра модели социализации, самореализации и самосовершенствования;

-                   принцип коллективного характера тренировок;

-                   принцип разумного привлечения внимания и опыта родителей в структуре выбора спортивных и оздоровительных вершин подростком;

-                   принцип грамотности, компетентности и мастерства тренера в планировании и организации тренировочно-соревновательного процесса;

-                   принцип взаимосвязи общей и специальной физических подготовок (ОФП и СФП);

-                   принцип создания и реализации условий ЗОЖ в мультисреде подростка как основы его всестороннего, позитивного, своевременного и гуманного развития и становления в структуре ведущей деятельности и общения.

Система принципов социально-педагогического взаимодействия имеет ресурс реконструкции и трансформации, сохранения и модификации условий и ресурсов в ситуативном поле антропологически обусловленных отношений и продуктов деятельности человека. Невозможно раз и навсегда простроить универсальную систему принципов (структуру формирования ценностей и основ сосуществования), т. к. все в обществе и природе развивается и изменяется.

Опыт построения социально-педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия в структуре моделирования и апробации различных творческих проектов по педагогике в Кузбасской государственной педагогической академии (г. Новокузнецк) уникален.

Разработанные учебные пособия [6–8] создают позитивные условия для становления, саморазвития и самореализации личности педагога по ФК в структуре научно-педагогической и методико-практической деятельности. Все студенты выходят на уровень моделирования педагогического средства, творческого определения и решения выявленного противоречия социально-профессионального и социально-педагогического генеза.

Есть достижения в области выступлений на Международных конференциях, опыт участия в которых определяется с 2005 года, это результат совместной деятельности, сотрудничества, саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

В настоящее время собранный дидактический и учебно-методический материал публикуется уже не в приложении к учебным пособиям, а самостоятельно оформляется в работы, публикуемые в различных печатных изданиях. Это и научные статьи в сборниках конференций, и статьи в научных журналах, и учебные пособия, и монографии.

На момент написания данной работы мы можем выделить 350 включений студентов и аспирантов Кузбасской государственной педагогической академии в публикации, которые являются результатом работы по технологии системно-педагогического моделирования.

Литература

1.         Редлих, С. М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2011. — № 1 (3). — С. 49–62.

2.         Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 11. — С. 58–65.

3.         Редлих, С. М. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 1 (5). — С. 27–29.

4.         Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования / С. М. Редлих, О. А. Козырева, А. А. Кошелев // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Частина VІ. — С. 84–91.

5.         vestnik.kuzspa.ru

6.         Кундозерова, Л. И. Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике студентам специальности 033100 — «Физическая культура»: учебное пособие / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова. — Новокузнецк: КузГПА, 2008. — 50 с. [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–393–6.

7.         Кундозерова, Л. И. Научная работа студентов: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2008. — 94 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–397–4.

8.         Кундозерова, Л. И. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности 033100 — «Физическая культура» (педагогический компонент): учеб. пособ. для студ. специальности 033100 — «Физическая культура», квалификации — «педагог по физической культуре» / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова. — Новокузнецк: КузГПА, 2008. — 65 с. [+прил. на CD]. — ISBN 978–5–85117–395–0.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle