Пути формирования семейной принадлежности старших дошкольников в условиях реализации ФГТ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Киндерова, О. И. Пути формирования семейной принадлежности старших дошкольников в условиях реализации ФГТ / О. И. Киндерова, Л. А. Шевченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3928/ (дата обращения: 20.04.2024).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода) представлена в системе базовых национальных ценностей, осознанное принятие которых определяет духовно-нравственное развитие личности. Положения Концепции находят отражение в федеральных нормативных документах, регламентирующих содержание современного образования. Так, в ФГТ к структуре ООП ДО (2009 г.) среди задач образовательной области «Социализация» выделена задача формирования семейной принадлежности дошкольников. Задача дошкольного образовательного учреждения — актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Семья и дошкольное учреждение — это социальные институты, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения, школы. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями — активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.

Результаты проведенной нами диагностики показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. У детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не смогли охарактеризовать значимость семьи для человека. После проведения анкетирования среди родителей, выявилось, что в семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности — одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции.

Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности, семейных ценностей у старших дошкольников, мы наметили цели: повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании; привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.

Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:

-          Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.

-          Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.

-          Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.

-          Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека.

-          Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей группе, мы строили работу, учитывая следующие принципы:

-          опора на личный опыт детей, полученный ими в семье

-          доступность материала для детей дошкольного возраста

-          максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи

-          интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

Совместно с родителями, мы разработали план-программу формирования у старших дошкольников семейных ценностей, который включал разные формы работы, как с детьми, так и с родителями.

Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В рамках семейных художественно — творческих проектов были реализованы такие проекты, как «Ты взрослый, я — ребенок», «Цветок семейного счастья», «Герб моей семьи». Основная цель таких проектов — укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.

После бесед с детьми, мы выяснили, что дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации нашли в составлении семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архив, сама история, рассказанная ребёнком со слов родителей, ромашка имён («Как меня называют дома»), генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях.

Семейные праздники — особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с близкими людьми. Старались подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей — помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Еще убедили родителей в том, что одним из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью — это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер — это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нём и отложить все другие дела. Дали рекомендации родителям, какие темы, можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение семейной работы», «Прощение других» и т. д.

Традиционную форму родительского собрания мы заменяем новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Семейная гостиная», «Круглый стол», «Поле семейных чудес», «Семейное Ток шоу», презентации «Мой дом — моя крепость», в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках, традициях в других семьях. Такие формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Активно используем метод игрового моделирования поведения Арнаутовой Е,П. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может поставить под сомнение собственное представление о ребенке, его семейной принадлежности. Применяя этот метод, организовываем по пятницам «Вечерние игралки — заседалки», на которых предлагаем родителям различные задания в проигрывании ситуаций: «Успокойте плачущего ребенка, не желающему уступить место пожилому человеку», «Найдите подход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д., либо ситуации, возникшие между детьми.

Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Очень любимы в нашей группе такие праздники-досуги как: «Сядем рядком, да поговорим ладком», «Нет роднее дружка, чем родная матушка», «Папа, мама и я- спортивная семья» и др.

Мы создали в группе семейный музей. Музей семьи — специально спроектированная интерактивная образовательная среда, в пространстве которой решаются задачи формирования у детей направленности на мир семьи; содержит предметы (экспонаты), несущие определенную историческую ценность для отдельно взятой семьи, отражающие жизнь конкретной семьи в совокупности индивидуальных проявлений в различных сферах деятельности. Созданы мини-экспозиции: «Вот оно какое, семейное лето!», «Большая книга сказок о маме», семейные сказки «Из уст — в уста», выставки «Игрушки детства родителей», «Бабушкины куклы», «Семейные реликвии» и др. Также в музее выставляются семейные коллекции: «Марки России», «Календарики», «Монеты», «Новогодние игрушки» и др. Совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствовали зарождению и функционированию музея семьи.

Пользуются успехом у нас в группе такие формы работы, как «Фото-коллажи», «Фото — репортажи» на темы: «Мир детства мам и бабушек» (пап и дедушек), «Активный отдых с внуками», «Папа, мама и я — вазовская семья», «Папа, мама, брат (сестра) и я- здоровая семья!» и т. д.; ежемесячные выпуски тематических «Семейных журналов»: «Хобби моей семьи», «Традиции моей семьи», «Самый интересный семейный выходной», «Самая дружная семья — моя!» и др.

По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье.

Проведенная нами работа с родителями по взаимодействию формирования у дошкольников направленности на семью, семейные ценности способствовала:

-          Сохранению семейных ценностей, уважения к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье.

-          Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.

-          Повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. Восстановлению преемственности семейных поколений.

-          Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.

-          Произошел обмен опытом семейного воспитания и традиций.

-          Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Литература:

1.         Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

2.         Бардинова Е. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие / Бардинова Е., Иванова Н.,Калинина А./ серия Приложения к журналу «Управление ДОУ» — М.: Сфера,2008.

3.         Григорьева Г. Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста: программно-методическое пособие «Филиппок» / Г. Г. Григорьева, Ю. А. Тишкина, С. Б. Касаткина. — Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009.Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4.         Дыбина О. В. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи: практико-ориентированная монография /Анфисова.С.Е., Еник О. А.,Пенькова Л. А., Щетинина В. В./-Ульяновск,2010.

5.         Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Реализация технологий формирования у ребенка направленности на мир семьи.- Тольятти: ТГУ,2010.

6.         Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

7.         Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

8.         Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. — М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

9.         Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. — М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, Ребенок, родитель, детский сад, ценность, дошкольное учреждение, моя семья, дошкольное образовательное учреждение, практическая помощь, семейная принадлежность.

Похожие статьи

Работа в дошкольной образовательной организации по...

Принципами дошкольного образования являются: − сотрудничество дошкольной организации с семьей

Семья и детский сад — вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. И положительный результат, может быть, достигнут только при...

Изучение родословной детьми дошкольного возраста...

генеалогическая работа, семья, ребенок, дошкольный возраст, родитель, родственник, дошкольник, детский сад, генеалогическое древо, составление родословной.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание, дифференцированный подход, возможность. Современные формы работы с родителями как фактор...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Похожие статьи

Работа в дошкольной образовательной организации по...

Принципами дошкольного образования являются: − сотрудничество дошкольной организации с семьей

Семья и детский сад — вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. И положительный результат, может быть, достигнут только при...

Изучение родословной детьми дошкольного возраста...

генеалогическая работа, семья, ребенок, дошкольный возраст, родитель, родственник, дошкольник, детский сад, генеалогическое древо, составление родословной.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание, дифференцированный подход, возможность. Современные формы работы с родителями как фактор...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.