Критериально-уровневая характеристика организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зайцева, О. Н. Критериально-уровневая характеристика организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов / О. Н. Зайцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3923/ (дата обращения: 20.04.2024).

Тенденция на увеличение самостоятельной учебной нагрузки студентов медицинских специальностей в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, несомненно, влияет на форму организации их самостоятельной работы. Именно поэтому появляется необходимость изменить методы организации самостоятельной работы студентов и усилить выработку у них навыков самостоятельной деятельности. Это повышает качество обучения студентов медицинских специальностей, позволяет формировать уровень теоретической и практической подготовленности будущего специалиста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам вуза.

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов представляет собой систему функционально взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, технологического и критериально-оценочного. Целевой блок предполагает уточнение и конкретизацию целей обучения математическим дисциплинам — практические, образовательные, воспитательные и развивающие. Следует отметить, что целевой блок теоретической модели определяется социальным заказом общества и требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к подготовке будущих медиков. Он предопределяет наполнение остальных блоков модели и создает предпосылки для их объединения в целостное единство. Содержательный блок предусматривает отбор содержания учебного материала в контексте модульного подхода. Технологический блокреализуется посредством технологии дистанционного обучения математическим дисциплинам. В данном исследовании считаем целесообразным создание целостного автоматизированного рабочего комплекса дисциплины, который будет использоваться в рамках проектируемой технологии.

Выделение критериально-оценочного блока связано с разработкой критериев и показателей успешного функционирования модели организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

Важным этапом в разработке внутреннего содержания критериально-оценочного блока теоретической модели является выбор и обоснование критериев, показателей и уровней сформированности умений самостоятельной деятельности студентов медицинских специальностей. В связи с этим, считаем уместным остановиться на сущности понятий «критерий» и «показатель», учитывая, что единый подход к их определению в настоящее время до сих пор отсутствует.

Понятие «критерий» (от греч. kriterion — средство для суждения) в различных библиографических источниках имеет различные трактовки, например: мерило оценки, суждения [?1]; показатели, сочетающие в себе методы расчета, теоретическую модель распределения и правила принятия решения [?2]; признак истинности, «на основании которого производится оценка качества объекта, процесса» [3] и др.

Многообразие терминологических значений понятия «критерий» находит свое выражение в их системном толковании, например, в научных исследованиях не редко прибегают к использованию системы критериев.

По мнению ряда исследователей, критерии должны устанавливать связи между всеми компонентами исследуемой системы, отражать динамику измеряемого качества во времени, а также сочетать количественные и качественные показатели. Кроме того, критерии должны учитывать предъявляемые к ним требования: адекватность тем явлениям, измерителем которых они являются; соответствие дидактическим целям и результатам обучения; выражение в таких понятиях, которые можно подвергнуть количественному анализу; обеспечение относительной простоты измерений, легкость расчетов, доступность и удобство в обращении; возможность оценивания не только объема, но и качества знаний, навыков, умений и компетенций [4].

В ходе теоретического этапа диссертационной работы были выделены и обоснованы следующие критерии и соответствующие им показатели:

мотивационно-целевой: мотивационная готовность к эффективной профессиональной деятельности; позитивная ценностная установка на будущую профессиональную медицинскую деятельность, способность к рефлексии в процессе самостоятельной работы характеризуется формированием познавательного и профессионального интереса будущих медиков, их мотивационной сферы, самостоятельности и активности; умение творчески пользоваться приобретенными знаниями, способность к варьированию знаниями.

когнитивно-деятельностный характеризуется объемом и качеством приобретенных знаний в соответствии с требованиями учебных программ математических дисциплин, сформированностью умений, навыков и способностей применять их в решении профессионально-ориентированных заданий, а также отражает уровень владения приемами приобретения, накопления и усвоения информации, методами ее переработки и логически последовательным мышлением.

контрольно-оценочный, который характеризуется осознанием студентами собственных действий, приемов и способов при решении типовых профессиональных задач во время самостоятельной работы, уровнем знаний, умений, навыков и профессиональной компетентности в целом, сформированных в процессе самостоятельного изучения математических дисциплин.

Далее считаем необходимым осуществить выбор и обоснование уровней сформированности умений самостоятельной деятельности студентов медицинских специальностей.

В различных педагогических исследованиях, как правило, количество выбранных уровней для оценки результатов какой-либо деятельности находится в пределах от двух до пяти, но чаще всего педагоги-исследователи выделяют три- четыре уровня. Для объективного проведения экспериментального исследования, а также с учетом необходимости качественной оценки, считаем целесообразным согласиться с позицией ряда исследователей (П. В. Гуменюк [?5] и др.) и выделить четыре уровня сформированности умений самостоятельной деятельности студентов медицинских специальностей: высокий, средний, достаточный и критический.

Высокий (необходимый) уровень характеризуется: наличием системных, исчерпывающих математических знаний в объеме учебных программ, позволяющих творчески решать типовые задачи; способностью обеспечить максимальную продуктивность деятельности; положительной мотивацией достижения успеха в профессиональной и познавательной деятельности, проявлением инициативы, активности в самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а также выраженностью других профессионально значимых личностных качеств.

Средний (достаточный) уровень характеризуется: наличием твердых и достаточно полных математических знаний в объеме учебных программ и незначительных ошибок при ответах на заданные вопросы; уверенным применением полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности, связанной с решением типовых задач; способностью обеспечить относительно высокую продуктивность самостоятельной учебно-познавательной деятельности, но в то же время недостаточной самостоятельностью и недостаточной гармоничностью в проявлениях мыслей и поведения, а также преобладанием внешней мотивации.

Низкий (допустимый) уровень характеризуется: наличием ограниченных, нетвердых и несистемных математических знаний в объеме учебных программ; способностью обеспечить частичную продуктивность деятельности; наличием значительных ошибок и недостаточной быстротой при решении типовых задач; проявлением зависимости поведения от внешних обстоятельств.

Критический(недопустимый) уровень характеризуется: отрывочными знаниями, проявляющимися на уровне знакомства с учебным материалом; слабой развитостью профессиональных умений; отсутствием познавательной активности и способности в осуществлении продуктивной профессиональной деятельности; непониманием сущности изучаемого материала; подверженностью влияния конкретной ситуации, а также отсутствием мотивов положительного поведения.

Следует заметить, что границы выделенных уровней подвижны. Обусловлено это противоречием между современными требованиями к медицинским работникам и недостаточным умением студентов медицинских специальностей осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

Выделенные уровни позволяют в достаточной мере дифференцировать группы обучающихся, производить диагностику и прогнозирование формирования у них умений самостоятельной деятельность. В целом данные уровни соответствуют традиционным, причем меньшее их количество, на наш взгляд, явилось бы причиной слишком большой разнородности состава той группы, которая была бы отнесена к одному уровню, большее же их число слишком раздробляло бы наблюдаемую группу студентов, что, в свою очередь, создавало бы дополнительные трудности как для проведения исследования, так и для обработки его данных.

Литература:

1.         Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 20-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1988. — 750с.

2.         Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Изд 2-е, испр. и доп. — Ростов н/Д.: Изд-во «ФЕНИКС», 1998. — 512 с.

3.         Гуменюк, П. В. Развитие культуры мышления будущего специалиста в процессе изучения в вузе общепрофессиональных дисциплин: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гуменюк Павел Владимирович. — Орел, 2006. — 210 c.

4.         Козлов, О. А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: монография. — М.: МО РФ, 1999. — 328с.

5.         Гуменюк, П. В. Развитие культуры мышления будущего специалиста в процессе изучения в вузе общепрофессиональных дисциплин: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гуменюк Павел Владимирович. — Орел, 2006. — 210 c.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень, самостоятельная деятельность студентов, самостоятельная работа студентов, самостоятельная учебно-познавательная деятельность, высшее профессиональное образование, критериально-оценочный блок, медицинская специальность вузов, теоретическая модель, учебный материал, целевой блок.

Похожие статьи

Теоретическая модель организации самостоятельной работы...

Выделение критериально-оценочного блока связано с разработкой критериев и показателей успешного функционирования модели организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное образование студентов, час, занятие, студент, задание, практический... Особенности организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций — это вид творческой деятельности по созданию проекта, обеспечивающего решение актуальной профессионально-ориентированной задачи...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность... Особенности организации самостоятельной работы студентов...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный план.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях носит, естественно, методологический и системный характер. Не секрет, что российская высшая школа в основе своей имеет крепкую, проверенную годами структуру воспитания и обучения студентов.

Формирование познавательной активности студентов...

Формирование познавательной активности студентов технических специальностей в высших учебных заведениях. Авторы: Глущенко Елена Вячеславовна, Кузнецова Анастасия Николаевна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Похожие статьи

Теоретическая модель организации самостоятельной работы...

Выделение критериально-оценочного блока связано с разработкой критериев и показателей успешного функционирования модели организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное образование студентов, час, занятие, студент, задание, практический... Особенности организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций — это вид творческой деятельности по созданию проекта, обеспечивающего решение актуальной профессионально-ориентированной задачи...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность... Особенности организации самостоятельной работы студентов...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

самостоятельная работа, задание, работа, самостоятельная работа студентов, студент, специальная литература, Государственный образовательный стандарт, познавательная деятельность, контрольная работа, учебный план.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях носит, естественно, методологический и системный характер. Не секрет, что российская высшая школа в основе своей имеет крепкую, проверенную годами структуру воспитания и обучения студентов.

Формирование познавательной активности студентов...

Формирование познавательной активности студентов технических специальностей в высших учебных заведениях. Авторы: Глущенко Елена Вячеславовна, Кузнецова Анастасия Николаевна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.