Библиографическое описание:

Ван-Ган Л. Н. Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 54-55.

В последние годы отмечается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, и в связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути овладения дошкольниками нормами речи. В дошкольных учреждениях особое место занимает коррекционно-развивающая работа, направленная на общее оздоровление детей.

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования при реализации образовательной области «Коммуникация» актуализируется проблема развития речи. Основной задачей данной области является формирование коммуникативных качеств, развитие которых осуществляется также в ходе освоения образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Познание, а одним из интегративных качеств выпускника ДОУ становится овладение нормами речи.

Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Могойтуйский детский «Бэлиг» посещают в основном дети русской и бурятской национальностей. Овладение детьми одновременно двумя языками сказывается на становлении речи у детей, т. к. у них возникают трудности в овладении нормами правильной речи. Наряду с этим довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья, т. е. нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Данный факт отмечают такие ученые, как Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский.

По данным обследования, проведенного в ДОУ, было выявлено, что из 75 детей у 15 — имеются речевые нарушения: из них у 12 детей — фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), у 3 детей — общее недоразвитие речи (ОНР).

В результате анализа было принято решение использовать здоровьесберегающие технологии в логопедической работе для повышения эффективности процесса овладения дошкольниками нормами речи. Нами составлены коррекционно-развивающие программы для детей с ФФНР (1 год обучения), для детей с ОНР (2 года обучения). Занятия проводятся 3 раза в неделю: фронтальное — 1 раз, индивидуальные — 2 раза.

В логопедической деятельности для овладения дошкольниками нормами речи мы применяем следующие компоненты здоровьесберегающих технологий:

1.      Дыхательная гимнастика

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

На занятиях мы учим детей правильному физиологическому дыханию, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания), развиваем такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность

Для развития дыхания используем игровые упражнения: «Забей мяч в ворота», «Сдуй пушинку, бабочку» и т. п. Эти игры способствуют развитию у ребенка глубокого дыхания, плавного длинного выдоха. При выполнении упражнений на дыхание учитываем возможности каждого ребенка.

2.      Артикуляционная гимнастика — важная и неотъемлемая часть логопедических занятий. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики ориентировано на следующее:

-        улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

-        улучшить подвижность артикуляционных органов;

-        укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

-        уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Чтобы детям было интересно, мы сочиняем сказки, рассказы о язычке. Например, «Сказка о Веселом Язычке»: жил-был Веселый Язычок («улыбка») в красивом домике с трубой («трубочка»). Проснулся он однажды, открыл дверку (открыть рот), посмотрел вверх, нет ли туч на небе, посмотрел вниз, нет ли луж на земле. Погода была замечательной и он решил отправиться на прогулку в зоопарк. Встретил он в зоопарке лягушек веселых («лягушки») поздоровался с ними и дальше пошел. А навстречу ему ползла змея («змейка») она громко шипела. Испугался Язычок и дальше побежал. Вдруг он увидел лошадку («лошадка»), и решил покататься на ней. Устал язычок гулять и отправился обратно домой.

3.      Зрительная гимнастика

Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век. При проведении зрительной гимнастики используем схемы, изготовленные совместно с детьми. Например, схема маршрута от дома до детского сада, от детского сада до школы и т. д.

4.      Физкультминутки. Развитие общей моторики.

Основные задачи физкультминутки — это снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд. Комплексы физкультминуток подобраны согласно лексической теме недели, проводятся в игровой форме в середине занятия.

Кроме этого, учитывая принцип интеграции образовательных областей, в коррекционной работе мы используем спортивные тренажеры. Это совершенствует общую моторику, вырабатывают четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатываются темп и ритм речи.

5.      Пальчиковая гимнастика

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление. Упражнения для пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры подобраны согласно лексической теме недели.

6.      Релаксация.

В структуру логопедических занятий очень гармонично вписываются игровые релаксационные упражнения, позволяющие разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение — расслабление», что формирует у детей с речевыми нарушениями (которым свойственны повышенная возбудимость, эмоциональное и мышечное напряжение) навык регулирования мышечным тонусом и ритмичным дыханием. Нами используется комплекс игровых релаксационных упражнений «Волшебный коврик» (автор Д. Б. Юматова). Релаксационные игровые упражнения мы проводим в ходе занятия. Также комплекс релаксационных упражнений проводится в сенсорной комнате совместно с психологом и на музыкальных занятиях.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях требует, в свою очередь, создания следующих психолого-педагогических условий: соблюдение СанПин, учет возрастных и физиологических возможностей организма каждого ребенка, активное взаимодействие логопеда с педагогами, психологом, музыкальным руководителем.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда способствует овладению дошкольниками нормами речи, формированию у них первоначальных навыков здорового образа жизни.

Литература:

1.                           Железнов Е., Железнова С., Развивалочки от 1 до 5 «10 мышек». Пальчиковые игры.–2006

2.                           Картушина М., Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников.– «Сфера», 2009

3.                           Сиротюк А. Л., Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. — 2005. № 1.

4.                           Сиротюк А. Л., Обучение детей с учетом психофизиологии. — М., 2000

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle