Библиографическое описание:

Бондаренко В. В., Белоусова М. Г. Организация проектно-исследовательской деятельности с целью расширения образовательного пространства учащихся [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 83-85.

Потребность общества в думающей, творческой и инициативной личности — важнейшая социальная задача общества. В школе реализуется модель формирования ключевых компетенций, позволяющая через использование технологии проектного обучения, осуществлять на всех ступенях (начального, среднего, старшего) качественное образование.

Сопровождением к Программе развития нашей школы «Школа адаптивного образования» является подпрограмма работы с одарёнными детьми и детьми, проявляющими признаки одарённости.

Программа развития успешно реализуется через проектную и исследовательскую деятельность, которая, являясь инновационной образовательной технологией, служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном обществе, переноса норм и ценностей научного познания в учебный процесс.

Каждому участнику образовательного процесса в школе предоставляется возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей, потребностей в непрерывном самообразовании, в социальной адаптации и самовыражении.

И в этой связи значение проектно — исследовательской деятельности приобретает более широкий смысл: она содержит не только профориентационный компонент, фактор новизны, а изменяет содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности, как инструмента повышения качества образования. Ведь, осуществление компетентностного подхода — это приведение в соответствие системы образования и потребностей современного общества.

Возникает необходимость качественно новых методик, которые позволили бы не только увязать разнообразные знания в единую систему, но и сформировать у обучающихся компетенции, необходимые для жизни в современном мире.

С этой целью в школе реализуются такие технологии:

-          технология интегрированного образования (школа является экспериментальной площадкой муниципального уровня по теме «Обеспечение единства процесса познания и развитие интегративного мышления обучающихся при использовании интеграции в образовательном процессе»;

-          технологии личностно-ориентированного образования;

-          исследовательская проектная деятельность учащихся, которая является инновационной образовательной технологией.

Методологическая значимость проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что перечень компетенций, полученных в результате этой деятельности, в будущем станет основой для организации научно-исследовательской деятельности в ВУЗах, а школа дает гарантию на продолжение образования. Работа НОУ младших школьников «Эврика» и НОУ старшеклассников. Работа НОУ при ВГУ расширяет образовательное пространство школы для реализации задач проектно-исследовательской деятельности. НОУ «Эврика» объединяет младших школьников, что дает возможность осуществлять ПИД на всех ступенях обучения. Этот опыт сотрудничества представляет собой целостную систему организационно- педагогического сопровождения обучающихся.

Общая стратегическая цель проектно-исследовательской деятельности заключается в создании образовательной среды для организации ПИД обучающихся в условиях перехода к новым образовательным стандартам в ОУ. Достижение этой цели позволяет реализовать следующие задачи:

-          Сформировать организационную модель поддержки ПИД на уровне ОУ.

-          Апробировать методики мониторинга индивидуальных интересов и потребностей, обучающихся и методики формирования на ПИД в сотрудничестве с кафедрой педагогики и педагогической психологии университета.

-          Сформировать методами индивидуальной интеграции и потребности, обучающихся и модели формирования мотивации на ПИД в сотрудничестве с кафедрой педагогики и психологии ВГУ.

-          Создать условия роста квалификации педагогов школы в сфере проектно-исследовательской деятельности.

-          Выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

-          Формировать медиа-информационное накопление для информационной поддержки проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Для реализации достижений педагогов и обучающихся используются формы:

-          конкурсы проектно-исследовательских работ от муниципального до международного уровней;

-          фестивали педагогических идей и проектно-исследовательских работ;

-          научно-практические конференции всех уровней;

-          молодежные форумы;

-          публикации работ обучающихся и педагогов по материалам конкурсов, конференций;

-          использование современного информационного канала для распространения педагогического опыта и трансляции лучших образцов педагогической деятельности, творческих работ обучающихся.

Системная и целенаправленная работа школы создаёт мотивационную среду на развитие познавательной активности, способствует самореализации школьников и их социализации, вовлекает родителей в сотрудничество и делает их единомышленниками в вопросах развития ребёнка. Проектно-исследовательская деятельность является инструментом повышения уровня мотивации на самореализацию, а уровень предметных и надпредметных УУД позволяют детям выходить на различные уровни достижений. Мы считаем, что объектами оценки достижений по повышению качества образования не может быть продукт проекта, так как он не показывает уровень сформированности компетенций, а лишь указывает на то, что проект состоялся. Объектами оценки достижений являются «Портфолио обучающихся», «Портфолио учителя» и «Портфолио школы». Для самооценки разработан инструментарий, содержащий перечень основных показателей, согласующихся с актуальностью, целями и поставленными задачами проекта. Критерии оценивания осуществляются по 5-и балльной шкале.

Критерии оценки проектов, исследований:

-          актуальность выбранной проблемы;

-          сложность, использование предметных и надпредметных УУД, выходящих за рамки учебных программ;

-          качественное и эффективное использование возможностей среды, в которой разрабатывался проект, исследование;

-          пользовательский дизайн;

-          корректность разработки с точки зрения представления материала;

-          практическая значимость и новизна проекта;

-          доля самостоятельности выполнения работы;

Результаты проектно-исследовательской деятельности является инструментом повышения качества образования.

1.       Школа является лидером в районе по количеству медалистов.

2.       Выпускники 2011 года 11 «Б» класса успешно занимались проектной деятельностью с начальной школы. Из 16 выпускников этого класса 7 получили золотые медали и 1 серебряную медаль. Каждый второй выпускник класса- медалист. 80 % выпускников продолжили обучение в ВУЗах, предпочтение отдано ВГУ.

3.       Прослеживается положительная динамика по формированию ключевых компетенций обучающихся на основе механизма самооценки.

4.       Наблюдается рост численности членов НОУ (за последние три года увеличение на 52 %).

Проблемы в управленческой деятельности

1.         Загруженность учителей и огромные энергозатраты учителя которые, к сожалению, трудно компенсировать финансовой поддержкой. Но когда видишь ясные, пытливые и умные глаза детей, то сразу хочется бережно относиться к мыслям и чувствам детей и реализовывать их мечты. Это и есть благодарность.

2.         Преодоление психологического барьера ряда педагогов по внедрению ПИД, недостаточно владеющих этой технологией.

3.         Подбор научных руководителей для консультирования специально-ориентированных исследований.

4.         Оказание необходимой финансовой поддержки обучающимся при проведении исследований и создании проектов.

Администрация школы глубоко осознает и ответственно понимает, что в каждом ребенке живет птица пытливости и творчества. Наша задача — разбудить ее для полета.

Поэтому нашим девизом является следующее: «Мы не можем изменить направление ветра, но мы можем расставить паруса так, чтобы достичь цели».(Оскар Уальд)

Направления управленческой деятельности:

1.         Подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонных к творческой и проектно-исследовательской деятельности.

2.         Создание условий для трансляции лучших образцов педагогической деятельности по осуществлению ПИД. (В 2010–2011 году педагоги школы опубликовали 20 печатных работ по итогам участия в конкурсах, научно-практических конференциях, форумах). (Слайд об учителях).

3.                               Обеспечение практической направленности значимых проектов. Проекту — новую жизнь! (Слайд о проекте «В твоих стенах, Родная школа, рождаются поэты!», запущен долгосрочный проект «Памяти павших» о тех, кто ушел из стен школы на войну и не вернулся).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle