Библиографическое описание:

Рассказова Ж. В. О роли интерактивного обучения в процессе формирования исследовательской компетентности школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 19-21.

Актуальной проблемой на сегодняшний день для общеобразовательной школы становится обучение школьников способам добывания и переработки научной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы.

Формирование исследовательской компетентности учащихся — это сложный, длительный и системный процесс, реализация которого во многом определяется его организацией. А. В. Леонтович доказал важность постоянного, систематического включения учащихся в исследовательскую деятельность, их участия в разнообразных формах исследовательской деятельности. Формирование исследовательской компетентности, по его мнению, предполагает специальную организацию учебного процесса [3].

Формирование компетентности, в том числе и исследовательской, должно рассматриваться как единый и целостный образовательный результат, затрагивающий как содержательный компонент образовательного процесса, так и процессуальный — методы, организационные формы и средства обучения.

Необходимым условием формирования у учащихся исследовательской компетентности является включение обучающихся в исследовательскую деятельность как активных и деятельностных участников по решению личностно значимых проблем, выполнению исследовательских заданий и проектов, так как именно в деятельности учащиеся овладевают комплексом познавательных, исследовательских, общеучебных, практических, оценочных, прогностических умений, а также основами взаимодействия друг с другом, рефлексией, учатся приобретать новые знания, интегрировать их. Поэтому первым условием формирования исследовательской компетентности мы считаем создание личностно-деятельностной ситуации.

Личностно-деятельностные ситуации, организованные в процессе взаимодействия старшеклассников между собой и с учителем, порождают большое количество контрольно-оценочных действий, которые побуждают учащихся к развертыванию и обсуждению своих способов действий, создают атмосферу, благоприятную для реализации своих способностей и возможностей.

Второе педагогическое условие мы видим в установлении отношения сотрудничества, сотворчества в процессе исследовательской деятельности. Это возможно при реализации субъект-субъектных отношений, которые основываются на принятии друг друга как ценности самих по себе и предполагают ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов.

Следующее условие связано с мотивацией в учебно-исследовательской деятельности школьников. А. Н. Поддьяковым сформулированы мотивационные основы исследовательского поведения: потребность в новых впечатлениях и знаниях; практические мотивы, связанные с достижением конкретного значимого результата; учебные мотивы, связанные с направленностью субъекта не на решение познавательных или конкретных практических проблем, а на приобретение опыта; мотивы вносят разнообразие в однообразные условия, вызывающие скуку. Автор называет и факторы, вызывающие исследовательское поведение, — это субъективная неопределенность, сложность объекта, противоречивость информации.

Педагог в процессе организации исследовательской деятельности выступает как организатор ее формы и условий, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Как только учитель «зацепит» сферу интересов ученика, он сможет пробиться через броню отчужденности и безразличия, вызвать простое, естественное удивление перед фактом или теоретическим выводом, он откроет перед учеником — данную область знаний как источник интереса. Более того, именно пробуждение интереса хотя бы к части учебного материала делает возможной активацию устойчивой мотивации к процессу обучения как таковому. Поэтому одной из главных проблем в развитии исследовательских компетенций является решение проблемы познавательного интереса учащихся.

Особая роль при формировании исследовательской компетентности принадлежит самостоятельной работе. Исходя из того, что самостоятельность является характеристикой деятельности (С. Л. Рубинштейн), то она способствует применению полученного ранее опыта в новых условиях и ситуациях. Исходя из этого, следующее условие формирования исследовательской компетентности мы связываем с усилением самостоятельности учебной деятельности учащихся и выражающееся в способности учащихся относительно независимо от других действовать в процессе групповой или индивидуальной работы.

Усиление самостоятельной учебной деятельности учащихся на современном этапе развития педагогики может находить выражение в самостоятельном поиске информации, выполнении заданий любой сложности, в постановке и решении проблем и т. д.

Перечисленные выше условия, по мнению ряда ученых-исследователей, способствуют формированию исследовательской компетентности учащихся. Таким образом, в процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на технологии, при которых школьники идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям, на наш взгляд, в наибольшей степени отвечает интерактивное обучение, при котором обучающийся в большей степени выступает субъектом учебной деятельности, чем при пассивном обучении, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя задания творческого, поискового, проблемного характера [7].

Интерактивное обучение позволяет успешно формировать:

-        способность адаптироваться в группе;

-        умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией;

-        способность выдвигать и формулировать идеи, проекты;

-        способность определять проблему и подбирать адекватные методы, формы и приемы ее решения;

-        задавать вопросы к фактам и отыскивать причины явлений;

-        владеть навыками работы с различными источниками информации;

-        готовность принимать нестандартные решения;

-        способность ясно и убедительно излагать свои мысли;

-        умение эффективно управлять своей деятельностью и временем.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Из объекта воздействия школьник становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Панина Т. С. и Вавилова Л. Н. выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:

1.         Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх ошибиться и высказать неправильное предположение.

2.         Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем и дает эмоциональный толчок к их познавательной активности, соответственно, процесс обучения приобретает более осмысленный характер.

3.         Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам.

4.         Интерактивное обучение позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей [4].

Рассмотрим трактовку интерактивного обучения в педагогической литературе. Так, М. В. Кларин считает интерактивное обучение инструментом освоения нового опыта и определяет его как обучение, основанное на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Причем, учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой ученики находят для себя область осваиваемого опыта, а опыт учащегося служит центральным источником учебного познания [2, с. 13]. Л. К. Гейхман понимает интерактивное обучение, как связанное с выделением сущностных характеристик взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, проявляющихся в процессе совместной деятельности [1, с. 145]. А. Ю. Прилепо интерактивное обучение определяет как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [7, с. 14].

Результатом интерактивного обучения для конкретного обучающегося является опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением, развитие личностной рефлексии, освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний, развитие навыков общения и взаимодействия в общественной группе, развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, нестандартное отношение к организации образовательного процесса, формирование мотивационной готовности к приобретению исследовательского опыта как в учебных, так и во внеучебных ситуациях.

Данные показатели и есть условиями формирования исследовательской компетентности. Таким образом, интерактивное обучение может рассматриваться одним из способов формирования исследовательской компетентности учащихся на всех этапах обучения как школьного, так и профессионального образования.

Литература:

1.                      Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель [Текст] / Л. К. Гейхман — Пермь: Изд-во Пермского госуд-го ун-та, 2002.- 260 с.

2.                      Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта [Текст] / М. В. Кларин // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 12–18.

3.                      Леонтович А. В. Современные трактовки одарённости и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования [Текст] / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. — 2002. — № 9. — С. 13–17.

4.                      Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.

5.                      Поддьяков А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники [Текст] / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 4. — С. 29–32.

6.                      Семенова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. А. Семенова. — Томск, 2007. — 204 с.

7.                      Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 52 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle