Библиографическое описание:

Пудова Н. В. Планирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 74-77.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встаёт задача чрезвычайной необходимости: добиться, чтобы ребёнок вырос сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и естественно! — инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Жизнь во всех проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она всё больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению маленьких и больших задач. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Федеральные государственные требования основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) предполагают поиск форм организации деятельности ДОУ, методов, приёмов работы с детьми. Качество современного образования, изменение подходов к организации педагогической деятельности, видение перспектив развития каждого ребёнка должны отвечать запросам общественного развития, родителей, педагогов, и воспитанников. Жизненная позиция имеет основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования. Путь становления творческой личности сложен и труден, но большие трудности приносят большие радости. Причём радости высшего человеческого порядка — радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолеть жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчивость продвигаться к поставленной цели. Особым видом педагогической работы, охватывающей, все стороны деятельности ДОУ является — экспериментирование.

В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны. Одна из задач данной проблемы — социализация личности ребёнка и формирование его активной жизненной позиции, самостоятельного принятия решений в отношениях со сверстниками, окружающими взрослыми (родителями, педагогами). Личностно — ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, развитие его природных потенциалов, веру в его творческие силы и отвергает принуждение. Экспериментальная деятельность педагогов становится жизненно необходимостью, если ДОУ стремиться жить в режиме развития. В работах отечественных педагогов Н. Н. Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». Выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект входе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию, создавая условия, раскрывается содержание данного объекта. Экспериментально — опытная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Есть пословица: «расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай — попробовать и я пойму». Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда он слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской экспериментально-опытной деятельности в практику работы с детьми старшего и подготовительного возраста группы комбинированной направленности, в которой я работаю. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР очень важная часть к достижению цели правильного произношения звуков.

В процессе организации экспериментально — опытной деятельности предполагается решение следующих задач:

-        создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средством экспериментирования.

-        развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

-        развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

-        создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Экспериментально-опытную деятельность я разделила на две группы: — неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет. — человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Мотивация деятельности зависит от созданной развивающей среды, проблемной ситуации и сюрпризного момента.

Можно выделить три уровня овладения детьми навыками экспериментирования:

-        низкий: педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют решение проблемы вместе с воспитателем.

-        средний: педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.

-        высокий: постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно. Навыки экспериментирования определяются не возрастом, а условиями, в которых ребёнок воспитывается.

Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов: — постановка проблемы, которую нужно решать; — целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); — выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); — проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях); — анализ полученного результата (подтвердилось или нет); — формулирование выводов.

Разработала перспективное планирование мероприятий по теме, «Экспериментально-опытная деятельность дошкольников», которая состоит:

-        экспериментальная деятельность, организованная педагогом;

-        познавательные мероприятия с элементами экспериментирования;

-        демонстрационные опыты, реализуемые педагогом вместе с детьми.

Перспективное планирование рассчитано на старший дошкольный возраст, т. к. с ним я работаю в группе компенсирующей направленности, образовательная деятельность реализуется в рамках образовательной программы «От рождения до школы» с учётом ФГТ, так и совместной деятельностью воспитателя и детей. Чтобы реализовать весь объём работы мною создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:

-        приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты;

-        сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

-        природный материал: камешки, ракушки, шишки, мох, листья;

-        разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

-        красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель);

-        медицинские материалы: деревянные палочки, шприцы, мерные ложки;

-        прочие материалы: зеркала, воздушные шары, крупы.

Требования к уголку экспериментирования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи экспериментально — опытной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдением на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например: при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приёмы:

-        наблюдение на прогулке, за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?», «Откуда дует ветер?»

-        для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха; эксперимент со свечой (поднести зажженную свечу к верхнему краю двери посмотреть, куда отклонилось пламя, затем опустить свечу к нижнему краю двери и понаблюдать, куда теперь наклонилось пламя).

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. И как сказал В. А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что — то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Планирование экспериментально-опытной деятельности.

Месяц

Игра — экспериментирование

Задачи

сентябрь

«Почему осенью бывает грязно»

1.Познакомить детей со свойствами почвы. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Воспитывать интерес к явлениям природы.

«Лепим колобок»

1.Познакомить детей со свойствами песка. 2.Воспитывать аккуратность. 3.Развивать мелкую моторику

«Весёлые кораблики»

1.Познакомить детей со свойствами воды и бумаги. 2.Развивать наблюдательность. 3.Способствовать становлению дружеских отношений.

«Вот какая пена»

1.Познакомить детей со свойствами мыла. 2.Развивать навыки самостоятельности. 3.Воспитывать желание соблюдать гигиену.

октябрь

«Сверкающие комочки»

1.Познакомить детей с различными видами бумаги. 2.Развивать тактильные ощущения. 3.Способствовать становлению дружеских отношений.

«Нырок»

1.Познакомить детей со свойствами воды. 2.Развивать любознательность. 3.Воспитывать самостоятельность.

«Разные стопы бегут по дорожке»

1.Продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка. 2.Развивать ориентировку в пространстве.

«Чудо мешочек»

1.Учить детей сравнивать различные овощи. 2.Развивать тактильные ощущения, сенсорное восприятие.

ноябрь

«Поиграем с тенью»

1.Познакомить детей с особенностью появления теней. 2.Развивать творческое воображение. 3.Воспитывать наблюдательность.

«Пузырьки»

1.Продолжаем знакомить детей со свойствами воды и воздуха.

«Поиграем с тенью»

1.Продолжать знакомить детей со свойствами тени и света. 2.Развивать творческое воображение

«Цветная водичка»

1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность)

декабрь

«Снежки»

1.Познакомить детей со свойствами бумаги. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Способствовать становлению дружеских отношений

«Фигурки»

1.Познакомить детей со свойствами мокрого снега. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Воспитывать интерес к деятельности.

«Откуда дует ветер?»

1.Познакомить детей с направлением ветра. 2.Развивать интерес к явлениям природы. 3.Воспитывать внимательность.

«Украсим ёлку игрушками изо льда»

1.Познакомить детей с превращением воды в лёд. 2. Развивать сенсорное восприятие. 3.Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника.

январь

«Цветной снег»

1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега. 2.Закреплять знания цветов. 3.Развивать творческую активность.

«Таяние снега»

1.Познакомить детей с превращением снега в воду. 2.Развивать чувство любопытства. 3.Воспитывать желание развивать трудовое поручение.

февраль

«Отпечатки на снегу»

1.Продолжать знакомить детей со свойствами снега. 2.Развивать любопытство.

«Вихрь и бумаги»

1.Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. 2.Воспитывать наблюдательность.

«Зачем нам нос?»

1.Знакомить детей с особенностями своего организма. 2.Развивать любопытство. 3.Воспитывать культурно гигиенические навыки.

«Где дом у ветра?»

1.Продолжать знакомить детей с ветром. 2.Развивать интерес к явлениям неживой природы. 3.Воспитывать внимательность

март

«Для чего нам нужны ушки?»

1.Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма. 2.Развивать интерес к своему организму. 3.Воспитывать культурно — гигиенические навыки.

«Почему тёмный камень теплее?»

1.Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Развивать мелкую моторику.

«Узорные дорожки из песка»

1.Продолжаем знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть). 2.Развивать творческую активность. 3.Воспитывать самостоятельность.

«Ловкие пальчики»

1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Воспитывать аккуратность, ловкость.

апрель

«Сушим платочки»

1.Познакомить детей с температурой. 2.Учить сравнивать разные температуры. 3.Развивать любопытство.

«Весёлые путешественники»

1.Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево, бумага) и их свойствами. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Воспитывать аккуратность.

«Для чего нужны глаза»

1.Продолжать знакомить детей с организмом. 2.Развивать желание узнать о себе, что — нибудь новое. 3.Воспитывать культурно — гигиенические навыки.

май

«Солнечные зайчики»

1.Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. 2.Развивать интерес к явлениям природы.

«Сила ветра»

1.Продолжать знакомить детей с ветром и свойствами предметов (тяжёлый, легкий). 2.Развивать сенсорное восприятие

«Руки помощники»

1.Продолжать знакомить детей с человеческим организмом. 2.Развивать любопытство. 3.Воспитывать самостоятельность.

Литература.

1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год

2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009

3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009

4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005

5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»

6. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — Программа развития Издательство: Сфера, 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle