Библиографическое описание:

Рышкевич В. М. Симуляционные формы обучения в практике преподавания экономических дисциплин и повышения квалификации [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 162-163.

Имитационные (симуляционные) формы обучения, на наш взгляд, делаются все более востребованными в дополнительном обучении. Развитие игровых образовательных технологий дало мощный импульс профессиональному обучению взрослых. Благодаря им, появляется возможность испытывать те или иные формы социальной и профессиональной деятельности в обстоятельствах, безопасных с точки зрения рисков, издержек и санкций в случаях неоптимального поведения.

Кратко остановимся на классификации этой формы обучения. Прежде всего, определим, что под симуляционный подходом подразумевается такое оформление учебного процесса, при котором обучаемый действует в нереальной (игровой) ситуации и знает об этом. При этом степень условности игры может быть различны. Видовое и «жанровое» многообразие бизнес-симуляций чрезвычайно широко, а логические основания для их классификации столь разнообразны, что осуществить их систематизацию весьма непросто. Сегодня единой, разделяемой большинством преподавательского сообщества, классификации дидактических симуляторов не существует. Зная о разнообразии бизнес-симуляторов, преподаватель сможет выбрать себе тот, который подходит для его дисциплины наилучшим образом. Так, в учебном процессе могут быть выделены обучающие (т. е. призванные обеспечить трансляцию знаний и навыков), тренировочные и контролирующие игры. На практике применяем эти виды игр для групп переобучения по экономическим специальностям и повышения квалификации. [1,2]

Отношение со стороны слушателей к имитационным ситуациям различно: одни воспринимают это как должное, другие относятся безразлично. Особое внимание педагога в данной ситуации должно быть направлено на заинтересованность последних. Игра выступает здесь как командная работа и, на наш взгляд, должен присутствовать корпоративный дух.

Для повышения квалификации мы активно используются тренировочные и контролирующие игры. Здесь отношение слушателей совсем другое: они живо воспринимают идею самого проведения игры, вступают в дискуссию. [2,4]

Таким образом, нами замечено, что природа имитационного обучения, а тем более натуры самого обучаемого, таковы, что не позволяют пока проводить обучение в строгом соответствии с той или иной классификацией. Максимум, но что можно рассчитывать, проектируя ту или иную игру, — определить, какой ее фрагмент будет относиться к познавательным, какой — к развивающим, воспитательным, диагностирующим, имитационным, поисковым и др. задачам. В силу этого классификационные схемы должны прилагаться не ко всей игре в целом, а к отдельным ее фрагментам, к каждой из игровых ситуаций. Игровое обучение- процесс малопредсказуемый и плохо управляемый: на его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию: харизму и интуицию модератора, динамику взаимоотношений обучаемых, неожиданные повороты их поведения и творческие озарения. [2]

По целям традиционно рассматривают познавательные, развивающие и воспитательные симуляторы. Впрочем, едва ли такое вычленение возможно в чистом виде, поскольку процессы познания, личностного роста и воспитания едва ли разделимы по месту и времени. По основанию креативности дифференцируют репродуктивные, продуктивные (творческие) и поисковые симуляторы. Сюда относят также игры, правила которых заранее неизвестны обучаемому и складываются непосредственно в ходе игры. В них реализуется принцип неопределенности, наличествует элемент случайности, поскольку сама человеческая жизнь, как заметил выдающийся философ и методист Людвиг Витгенштейн, есть игра, правила которой пишутся по мере ее осуществления. Создание подобных игр, назовем их «самоорганизующимися», ведется довольно активно. Предназначение учебной игры… — перестать быть игрой. Высшее игровое достижение обучаемого должно из сферы условного перейти в область реального действия. Внутренний потенциал, способности обучаемого должны достичь в симуляционной деятельности такого уровня развития, чтобы успешно перенестись в повседневную деятельность. В итоге игра перестает существовать как таковая, как нечто условное и вымышленное, перерождается в практическую деятельность. В этом состоят, на наш взгляд, назначение и смысл имитационного обучения.

Резюме

1)        Массовое обучение требует технологического решения образовательных процессов

2)        Эффективное обучение возможно благодаря дифференциации предмета обучения, способов деятельности (включая умения и навыки) и процедур обратной связи.

Литература:

1.                 Атаманова, Р.И., Толстой, Л. Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения/Р. И. Атаманова,Л. Н. Толстой –М.,2001.

2.                 Ежова, Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр./Л. В. Ежова-СПб.,2006.

3.                 Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник/ В. Я. Платов. -М.: Профиздат, 1991.

4.                 Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр: yчеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб.заведений/ Е. А. Хруцкий.- М.: Высш. шк., 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle