Библиографическое описание:

Топор А. В. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 26-27.

Ключевые слова:образование, система непрерывного образования, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование.

Каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной жизни, возникает необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку или проходить переподготовку по выбранной специальности. В этом ключе, непрерывное образование, рассматриваемое как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Процесс, состоящий из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса, приобретает все большую актуальность.

В центре идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание. В качестве главной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого и профессионально значимого потенциала личности.

Сегодня пересмотрен взгляд на роль и место непрерывного образования в жизни человека и общества. Прежний девиз — «Знания на всю жизнь» уступает место новому — «Знания через всю жизнь». В содержании образования находят отражение проблемы развития экономики, юриспруденции, общества, производства, науки, культуры. Образование устремлено в будущее и ориентируется на опережение развития общества, практики, профессиональной карьеры, личных качеств и навыков специалиста, становится личностно и практико-ориентированным [1].

На наш взгляд систему отечественного непрерывного образования возможно представить как совокупность нескольких подсистем (рис.1), в которых дополнительное профессиональное образование представляет собой элемент системы непрерывного образования. Является и самостоятельным направлением в профессиональном образовании. Предполагает повышение квалификации работающих специалистов, подготовку (переподготовку) работающих (неработающих) специалистов; внутрифирменное обучение (функционирующее во многих коммерческих организациях, занимающихся обучением и повышением квалификации своих сотрудников, как правило, в своих структурных подразделениях, либо в специализированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования — академиях, институтах, учебных центрах и т. п.) [3].

Система дополнительного профессионального образования, как и любая система, должна обладать рядом характеристик: целеустремленностью, качеством, результатом. Кроме того, процессу дополнительного образования присущ содержательный компонент, стержнем которого являются новые информационно-коммуникационные педагогические технологии.

Непрерывное профессиональное образование и непрерывное образование не являются ни уровнем, ни ступенью, ни формой и не типом образования. Это относительно самостоятельные системы, имеющие специфическую структуру, базирующиеся на собственных идеях и принципах, утвердившие новые функции и в целом по-новому решающие многие старые образовательные задачи, в том числе и через систему и модели дополнительного профессионального образования. В современных условия система непрерывного профессионального образования должна рассматриваться как инструмент экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности и обеспечение профессиональной мобильности специалистов.

Рис. 1. Система непрерывного образования в России (составлено на основе материалов изложенных в докладе Коломенской А. Л. [2]).

Литература:

1.      Жуковская З. Д., Квасова Л. В., Фролов В. Н. О концепции непрерывного образования // С. 12–17.

2.      Коломенская А. Л. О проекте непрерывного профессионального образования.

3.      Наумова Т. Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования // Обучение. — 2009. — № 5 (66). — С. 10–16.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle