Библиографическое описание:

Батухтина Е. В. Педагогические технологии в контекстном обучении будущих бакалавров биологии [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 147-149.

В статье педагогическая технология представлена как реализованный на практике проект совместной деятельности преподавателя и студента. Рассматриваются педагогические технологии в системе контекстного обучения будущих бакалавров биологии.

Ключевые слова: педагогическая технология, теория контекстного обучения, профессиональная деятельность.

Основной целью современного профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях, готового к деятельности и профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью, способного к адаптации в изменяющихся внешних условиях [1, с.14].

В условиях экологического кризиса, охватившего планету Земля, важным является формирование готовности будущего биолога к активной деятельности в плане сохранения природного мира в неблагоприятной экологической среде, к экологически целесообразной профессиональной деятельности, осуществляемой в контексте устойчивого развития природы и общества. Государство заинтересовано в выпускниках биологических факультетов, способных планировать и осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рациональному использованию природных ресурсов, решать проблемы взаимодействия общества и природы.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения первый (базовый) уровень университетского биологического образования рассчитан на 4 года обучения и направлен на подготовку биолога широкого профиля, получающего при аттестации в конце обучения диплом «Бакалавра биологии». Эта ступень образования предполагает формирование квалифицированного и эрудированного работника, участника научно-исследовательской или научно-производственной группы, обладающего необходимыми знаниями в области культуры, истории, экономики и права, владеющего иностранным языком, средствами микропроцессорной техники, методами информационного поиска. Биологическое образование на этой ступени включает всю сложившуюся в высшей школе систему фундаментальных биологических дисциплин и опирается на глубокую подготовку в смежных областях естественных и точных наук. Бакалавр получает также профильную квалификацию в одной из областей биологии.

В рамках модернизации высшего образования образовательный процесс в вузе должен быть направлен не только на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего выпускника с квалификацией «бакалавр» в виде совокупности его знаний, умений, навыков, социальных и профессионально важных качеств личности, необходимых для эффективного выполнения определенного вида деятельности, но и на становление самореализующейся творческой личности.

В качестве концептуальной основы реализации компетентностного подхода в образовании может выступить теория контекстного обучения, которая в течение 30 лет разрабатывается в научно-педагогической школе А. А. Вербицкого.

Контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых, в учебной деятельности студентов последовательно моделируется предметное и социальное содержание их будущей профессиональной деятельности [2, с. 129].

Смыслообразующей категорией данного подхода является контекст. Это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации.

Внутренний контекст — это индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека, внешний — информационные, предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует. Контекст обуславливает смысл и значение для человека всей ситуации и ее компонентов [2, с. 124].

В ходе контекстного обучения происходит трансформация учебной деятельности студента в профессиональную с постепенной сменой познавательных потребностей и мотивов, целей, поступков и действий, средств и результатов на профессиональные.

Процесс обучения выступает такой формой личной активности студента, которая благоприятно влияет на формирование как профессиональных, так и социальных компетенций выпускника вуза.

Как и в традиционном обучении, учебный материал предъявляется здесь в виде учебных текстов как знаковых систем и выступает как информация, которую нужно усвоить. Но за этой информацией просматриваются конкретные цели, задачи, проблемные ситуации будущей профессиональной деятельности.

Главным при контекстном обучении становится не передача информации, а развитие с опорой на усваиваемую научную информацию способностей студентов компетентно выполнять профессиональные функции, разрешать проблемы и задачи, овладевать целостной профессиональной деятельностью.

В процессе обучения, в специально сконструированных обучающих моделях в полной мере задаются предметно-профессиональный и социальный контексты будущей деятельности выпускника. Единицей активности студента становятся поступки. Личностные смыслы преобразуются в социальные ценности, в систему отношений к обществу, к труду, к самому себе. На профессионально значимом материале осуществляется предметное и социальное развитие личности, ее включение в профессию как часть культуры.

Воссоздание предметного и социального контекстов профессиональной деятельности вносит в образовательный процесс целый ряд новых моментов:

-        пространственно-временной контекст «прошлое-настоящее-будущее»;

-        системность и межпредметность знания;

-        возможности динамической развертки содержания обучения, которое обычно дается в статике;

-        знакомство с должностными функциями, обязанностями и ответственностью специалиста.

С помощью системы учебных проблем, проблемных ситуаций и задач в контекстном обучении выстраивается сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности. Студент с самого начала находится в деятельностной позиции, поскольку учебные предметы представлены не как совокупность сведений, научной информации, а в виде предметов деятельности (учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной) и сценариев их развертывания.

Овладевая нормами компетентных предметных действий и отношений людей в ходе индивидуального и совместного анализа и разрешения моделируемых социально-профессиональных ситуаций, студент развивается и как специалист и как член общества.

Педагогические технологии выбираются исходя из целей и содержания обучения, педагогических условий, контингента обучающихся, направлений их подготовки, индивидуальных предпочтений преподавателя.

В настоящее время в теории обучения отсутствует единое понимание термина «педагогическая технология». Различные аспекты педагогической технологии рассматриваются в работах В. П. Беспалько, В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова, Г. К. Селевко и других исследователей. Несмотря на различие подходов к определению ее сущности, большинство авторов сходится во мнении, что главными чертами педагогической технологии выступают: определенная совокупность и четкая последовательность действий в процессе конструирования педагогического взаимодействия; гарантированность достижения поставленных целей; воспроизводимость технологии в любых условиях; стабильность успеха независимо от ситуации; охват технологическим процессом, как учителя, так и учащихся; контроль и самоконтроль, ориентированных на цель; необходимость анализа, прогноза и проекта во всех педагогических технологиях; целостность педагогического процесса.

Согласно теории контекстного обучения, педагогическая технология — это реализованный на практике проект взаимосвязанной деятельности субъектов образовательного процесса, разрабатываемый и осуществляемый в соответствии с закономерностями познавательной деятельности человека и педагогической деятельности преподавателя, а также с учетом логики развертывания научного знания и логики его использования в качестве ориентировочной основы будущей практически-профессиональной деятельности [2, с. 191].

Педагогическая технология в контекстном обучении строится как интегративное единство следующих пяти элементов: знания психологических закономерностей учебно-познавательной деятельности студентов, знания сущности обучающей деятельности преподавателя, знания закономерностей совместной деятельности преподавателя и студентов, владения содержанием учебного предмета, знания закономерностей представленной в модельной форме профессиональной деятельности, где информация выступает средством решения задач и проблем.

Перед преподавателем, проектирующим и реализующим педагогическую технологию на практике, стоит более сложная проблема, чем просто передача информации. Необходимо помнить, что главной целью является развитие сущностных сил и способностей студента, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, владея которыми он сможет полноценно реализовать себя в жизни и профессиональной деятельности.

При организации образовательного процесса студент с самого начала рассматривается как полноценный субъект деятельности, то есть человек, способный к целеполаганию и реализации этих целей в различных ситуациях жизни, обучения и профессиональной деятельности.

Педагогические технологии, несомненно, различаются в зависимости от преподаваемой учебной дисциплины: предметы математического и естественнонаучного цикла имеют строгий научный аппарат, здесь речь идет о экспериментально проверенных объективных фактах и отношениях между исследуемыми природными объектами, получившими статус законов, а предметы гуманитарного, социального и экономического цикла содержат множество субъективных точек зрения на одни и те же явления.

Рассмотрим, какие педагогические технологии можно использовать при контекстном обучении будущих бакалавров биологии при изучении иностранного языка. Это, прежде всего, технология проектной деятельности, организация дискуссий, конференций, круглых столов по современным экологическим проблемам, технология развития критического мышления через чтение и письмо с использованием различных приемов.

При знакомстве с аутентичными текстами будущие бакалавры биологии получают дополнительную информацию о состоянии природы, об охране видов и территорий, о редких и вымирающих видах животных, о международных и региональных природоохранных движениях и организациях, об экологической экспертизе и мониторинге окружающей среды. Полученная информация становится предметом обсуждения, дискуссии, сопоставления путей решения данной проблемы в России и стране изучаемого языка.

На занятии по немецкому языку в ФГБОУ ВПО Вятская государственная сельскохозяйственная академия студенты по направлению подготовки «Биология» после знакомства с международными организациями «Greenpeace» и «WWF» по заданию преподавателя сравнивали цели, статус, количество членов, представительство во всем мире и в Германии непосредственно, источники финансирования, важнейшие акции и проекты этих организаций. Это были неподготовленные диалогические высказывания по данной тематике.

Затем студентам был задан вопрос: Welche neue Umweltschutzorganisation möchten Sie gründen?/ Какую новую организацию по защите окружающей среды Вы хотели бы организовать? Студенты, объединившись в группы по 3 человека, разработали название организации, логотип, слоган или девиз, определили статус и цели организации, примерное количество и возраст участников, запланировали первые акции.

Каждая группа представила свой проект в виде оформленных плакатов, убеждая вступить в ряды именно их организации и принять активное участие в природоохранной деятельности.

Студентами были предложены следующие варианты организаций: BÖR (Bund der Ökologen Russlands) / Союз экологов России, Welt ohne Plastik/ Мир без пластика, Arche/ Ковчег, Saubere Planet/ Чистая планета, Natürliche Erbe/Природное наследие.

Такой вид деятельности помогает развиться творческим способностям студентов, умению работать в команде, формирует активную социальную позицию в области охраны природы, все эти качества будут востребованы в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, благодаря применению инновационных педагогических технологий в контекстном обучении будущих бакалавров биологии создаются условия для формирования и развития профессиональных знаний, умений и навыков решения социально-экологических проблем, развивается опыт творческой деятельности, повышается интерес к избранной профессии, формируется готовность к осуществлению будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1.                          Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н. Ф. Ефремова. — Москва, Издательство «Национальное образование», 2012. — 416 с.

2.                          Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. — М.: Логос, 2012. — 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle