Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре как условие его продуктивной самореализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дьячков, В. А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре как условие его продуктивной самореализации / В. А. Дьячков, С. В. Федорович, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3843/ (дата обращения: 19.04.2024).

Специфика определения феномена «самореализация» лежит и в области общей педагогики, и в системе научного знания профессиональной педагогики, и в поле внимания возрастной психологии и педагогики, и в теории и практике педагогической психологии, и в системе гносеолого-герменевтических единиц акмеологии.

Попытаемся уточнить понятие «самореализация» в системе изучаемых нами граней и векторов педагогического исследования.

Под самореализацией будем понимать ситуативно реализуемую способность личности в усвоении различных направлений и стратегий, концепций и моделей становления личности в деятельности и среде, располагающих ресурсами принятия и ретрансляции норм поведения, системы ценностей, моральных качеств и чувств, приоритетов в постановке и достижении целей ведущей деятельности, располагающих механизмом выявления условий для пополнения и трансформации опыта деятельности, сознания продуктов науки, искусства, культуры, спорта, учения, игр и пр., раскрывающих смыслы, поле, продукты и пр. каждого человека в его подлинной природе, — мультисредовых и личностных ограничениях и возможностях, системно определяющих место и роль в культурно-антропологических образованиях — системах единиц, измеряющих как человека, так и общество в целом.

Под самореализацией педагога по ФК будем понимать неустанно обогащаемый процесс ситуативного определения противоречий субъектного и мультисредового генеза, направляющих внимание педагога в область перспективного планирования, моделирования и решения выявленных проблем, дилемм, задач и ситуаций в определенном оптимальном, являющемся несомненной ценностью и продуктом гуманно-личностной педагогики как основы объективного преобразования внутреннего мира личности и социально-профессиональной среды, определившей систему и качество преобразований всех единиц нами описываемого (исследуемого) процесса.

Под продуктивной самореализацией педагога по ФК будем понимать способ и результат получения наивысших достижений в области профессионально-педагогических отношений как показателя грамотного, своевременного, гибкого, креативного, устойчивого, конкурентоспособного преобразования внутреннего мира педагога, а также социальной, социально-педагогической, социально-профессиональной и профессионально-педагогической среды, являющихся основой и следствием всех изменений и новообразований, инноваций и традиций, модификации и эволюции систем антропологического генеза.

Определив понятия «самореализация», «самореализация педагога по ФК», «продуктивная самореализация педагога по ФК» мы может перейти к учинению феномена «культура самостоятельной работы педагога по ФК», определению моделей формирования и сформированности культуры самостоятельной работы педагога по ФК в условиях получения высшего профессионально-педагогического образования.

К сожалению, политика нашего государства к проблемам и специфике получения профессионально-педагогического образования необъективна, — происходит уничтожение всех звеньев непрерывного профессионально-педагогического образования. Выпускники классических университетов считают себя суперспециалистами как в области педагогики в целом, так и в области всех изученных ими в вузе дисциплин, забывая, что нормальное распределение способностей [3, 4] и проблема обучения и получения образования различных категорий обучающихся — специфическая проблема системы образования, требующая к себе достаточно внимательного и объективно-профессионального определения, отношения и решения.

В структуре вузовской подготовки будущие педагоги будь то системы получения образования «специалитет», иже «бакалавриат» и «магистратура» направления «педагогическое образование» имеют определенную почву постановки и решения проблем различного уровня сформированности у субъектов образования способностей, склонностей, мотивов, ценностей, целей и пр.

Попытаемся проследить распределение нагрузки предметных педагогических циклов в контексте продуктивной самореализации специалитета и бакалавриата. Для этого сначала уточним понятие «культура», «культура самостоятельной работы», «культура самостоятельной работы педагога по ФК», а затем поясним специфику изучения курсов с использованием технологий системно-педагогического моделирования в контексте формирования культуры самостоятельной работы.

Под культурой будем понимать механизм и продукт верификации истинности суперпозиции поля смыслов и ценностей антропологического и ноосферного генеза в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, раскрывающих идеи и качество преобразования внутреннего и внешнего как социальной, социально-профессиональной и профессионально-педагогической страховки, располагающей потенциалом и энергией синергетического и диалектического регулирования всех составных антропологических процессов, — от приоритетов отношений и норм в обществе до продуктов и векторов (матриц) модификации (преобразования) материи и бытия.

Под культурой самостоятельной работы (КСР) будем понимать четырехуровневый (четырехступенчатый) эталон распределения сформированности способов познания и преобразования объективного в среде, сводимый к объектному, индивидуальному, субъектному и личностному новообразованиям, располагающих общеучебными ресурсами и достижениями определенного контекста. Определим объектные, индивидуальные, субъектные и личностные новообразования относительно деятельности педагога [5], определив тем самым понятие «культура самостоятельной работы педагога»:

Первый уровень — это объектный, — данный уровень определяет фундамент развивающейся и устойчивой личности, располагающей потенциалом самопознании, самосовершенствования, самореализации и пр. категорий современной педагогики, связанных с непосредственным и опосредованным участием личности в определении ресурсов развития, т. е. способности выявлять противоречия и их своевременно решать. На данном уровне КСР у субъекта обучения и взаимодействия в конечном сете должны быть сформированы компетенции владения способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.), что сводится педагогической теорией и практикой к общеучебным компетенциям, фасилитирующим субъекту обучения возможность и продуктивность принятия моделей оптимального поиска ресурсов и способов преобразования среды, которые у педагога по ФК связаны с ведением здорового образа жизни, выбором вида спорта, наиболее подходящего для индивидуальной физической активности, совокупности средств материального и морального поля в антропологической системе, создающей личность как целостное образование, способное к самостоятельному определению всех направлений деятельности и общения в структуре системы ограничений и возможностей пространства и времени.

Второй уровень — индивидуальный. Этот уровень иерархично продолжает предыдущий уровень, надстраивая новый слой или создавая плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида результативно моделировать продукты всех сфер жизнедеятельности человека. Совокупность компетенций педагога по ФК, позволяющих отметить, что у развивающейся личности-профессионала сформированы новообразования индивидуального уровня КСР есть процесс и результат накопления разработок теоретического уровня профессионально-педагогической деятельности, предрасполагающей к проверке истинности авторских педагогических наработок. Профессиональные компетенции педагога предопределяют процесс и результат формирования основ знаний психолого-педагогических наук, умения выделять противоречия, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью педагога, реализуемой в продукте педагогического моделирования. У педагога по ФК — это разнообразные уроки, занятия, программы, а с накоплением опыта это и учебные, учебно-методические пособия и рекомендации.

Третий уровень — это субъектный. На субъектном уровне сформированности КСР педагога по ФК появляется опыт проверки истинности предыдущего слоя (уровня) формирования КСР, который проявляется в том, что модели и продукты интеллектуальной деятельности субъекта включаются в систему профессионально-педагогической работы на основе удобного, оптимального, комфортного ресурса материальной и идеальной природы.

Четвертый уровень — личностный, располагает механизмом распространения или реализации педагогической теории и практики того иного педагога. Личность определяет себе перспективы и создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации определенной группы людей, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР педагога по ФК определяется реализованной возможностью личности пополнять кладезь социокультурного опыта разнообразными продуктами деятельности в ресурсах выполняемой работы.

Под культурой самостоятельной работы педагога по ФК будем понимать определенный результат сформированности личности педагога по ФК, проходящей 4 стадии: объектный, индивидуальный, субъектный и собственно личностный уровень, в структуре и содержании которых учтен весь спектр возможных достижений педагога как профессионала в определяемой области деятельности, т. е. в структуре преподавания ФК различным категориям обучающихся в соответствии с учетом нормального распределения способностей субъектов образования.

Природа продуктивной самореализацией педагога по ФК и КСР педагога по ФК едины, — диалектически происходит обогащение личности через выявление объективных способов познания и преобразования профессионально-педагогических ресурсов и условий взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.

Можно подвести итоги практики формирования КСР педагогов по ФК в системе научно обоснованного знания, обобщив которое можно отразить следующие направления подтверждения предположений:

-          процесс формирования КСР педагога эффективнее в условиях непрерывного профессионального образования в ситуации личностного выбора оптимально подобранных, варьируемых форм, средств, методов организации самостоятельной работы и саморазвития, самореализации в различных направлениях профессионально-педагогической работы и общении;

-          стимулирование личности в структуре условий педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия не может сводиться к определенному унифицированному поощрению материального или морального содержания, т. к. личность, выполняя одну и ту же работу, в разные интервалы суток, настроения, погодные условия или ситуативно сложившиеся в совместной деятельности субъектов, никогда не проявит одного и того же подтверждения значимости деятельности; например, балльно-рейтинговая система оценки результатов любого педагога в разбалансированной системе оказывает негативное влияние на внутренний мир личности, но механизмы самосохранения заставляют личность получать баллы из-за мультисредового предпочтения или навязывания системы отсчета той или иной значимости продуктов и результатов труда педагога, в любом вынужденном действии находятся модели, замещающие негатив на позитив, и, в конечном счете, педагог считает свои баллы с определенной ориентировкой на предельно бессмысленный их количественный результат как, например, издание одного и того же учебного пособия в различных издательствах с одинаковой ценой и количеством продаж;

-          результат процесса формирования КСР педагога не всегда может быть визуализирован на текущий момент становления и развития личности, все продукты деятельности, в определенной степени, являются, с одной стороны, — результатом преобразования внутреннего мира личности, а, с другой стороны, вынужденной реакцией на внешние условия жизнедеятельности, которые могу быть как позитивными — муза, вдохновение, симпатия, любовь и пр. к кому-либо, так и негативными, например, — модели: «меня отец убьет, если я не выполню его задание…», «я бы не хотел, чтобы меня считали неудачником, поэтому я выполню…», «не делай добра, — не получишь зла» и пр., а сформированность достижений может быть расплывчата и определение уровня КСР неоднозначно, также, как и оценки.

Литература:

1.         Федорович, С. В. Условия и специфика самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК / С. В. Федорович, В. А. Дьячков, О. А. Козырева // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы Международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С.191–193.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа педагога, самостоятельная работа, культура, педагог, продуктивная самореализация педагога, уровень, внутренний мир личности, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая работа, различная категория обучающихся.

Похожие статьи

Непрерывность педагогического образования в структуре...

Карпова Т. В., Котов С. В., Козырева О. А., Горбунова И. А., Буравова А. Н. Непрерывность педагогического образования в структуре и процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога и его самореализации [Текст]...

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

Под педагогическими условиями самореализации личности будущего учителя мы понимаем оптимальную целенаправленно сформированную совокупность педагогических факторов, обеспечивающих

рефлексивное управление деятельностью студентов со стороны педагога.

Культура самостоятельной работы педагога по физической...

профессионально-педагогическая деятельность, физическая культура, педагог, уровень, самореализация, современная педагогическая теория, феноменологическая модель, самостоятельная работа педагога...

Педагогическая направленность и профессионально значимые...

Личность педагога (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит задачи и цели...

Моделирование системы принципов управления педагогическим...

самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая культура, социально-педагогическое взаимодействие, самостоятельная работа педагога, принцип...

Творчество в деятельности современного педагога

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т...

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

Профессионально-личностное становления педагога в современных условиях модернизации образования является педагогической проблемой, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного...

Об использовании гуманно-личностного подхода в современной...

 творческое объединение педагогов, поддерживающих основные идеи, принципы, постулаты гуманно-личностной педагогики и внедряющих их в педагогический процесс, где целью воспитания провозглашается образ Благородного Человека.

Возможности метода проектов в процессе формирования...

Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры.

Похожие статьи

Непрерывность педагогического образования в структуре...

Карпова Т. В., Котов С. В., Козырева О. А., Горбунова И. А., Буравова А. Н. Непрерывность педагогического образования в структуре и процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога и его самореализации [Текст]...

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

Под педагогическими условиями самореализации личности будущего учителя мы понимаем оптимальную целенаправленно сформированную совокупность педагогических факторов, обеспечивающих

рефлексивное управление деятельностью студентов со стороны педагога.

Культура самостоятельной работы педагога по физической...

профессионально-педагогическая деятельность, физическая культура, педагог, уровень, самореализация, современная педагогическая теория, феноменологическая модель, самостоятельная работа педагога...

Педагогическая направленность и профессионально значимые...

Личность педагога (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит задачи и цели...

Моделирование системы принципов управления педагогическим...

самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая культура, социально-педагогическое взаимодействие, самостоятельная работа педагога, принцип...

Творчество в деятельности современного педагога

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т...

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

Профессионально-личностное становления педагога в современных условиях модернизации образования является педагогической проблемой, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного...

Об использовании гуманно-личностного подхода в современной...

 творческое объединение педагогов, поддерживающих основные идеи, принципы, постулаты гуманно-личностной педагогики и внедряющих их в педагогический процесс, где целью воспитания провозглашается образ Благородного Человека.

Возможности метода проектов в процессе формирования...

Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры.