Библиографическое описание:

Дьячков В. А., Федорович С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре как условие его продуктивной самореализации [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 6-8.

Специфика определения феномена «самореализация» лежит и в области общей педагогики, и в системе научного знания профессиональной педагогики, и в поле внимания возрастной психологии и педагогики, и в теории и практике педагогической психологии, и в системе гносеолого-герменевтических единиц акмеологии.

Попытаемся уточнить понятие «самореализация» в системе изучаемых нами граней и векторов педагогического исследования.

Под самореализацией будем понимать ситуативно реализуемую способность личности в усвоении различных направлений и стратегий, концепций и моделей становления личности в деятельности и среде, располагающих ресурсами принятия и ретрансляции норм поведения, системы ценностей, моральных качеств и чувств, приоритетов в постановке и достижении целей ведущей деятельности, располагающих механизмом выявления условий для пополнения и трансформации опыта деятельности, сознания продуктов науки, искусства, культуры, спорта, учения, игр и пр., раскрывающих смыслы, поле, продукты и пр. каждого человека в его подлинной природе, — мультисредовых и личностных ограничениях и возможностях, системно определяющих место и роль в культурно-антропологических образованиях — системах единиц, измеряющих как человека, так и общество в целом.

Под самореализацией педагога по ФК будем понимать неустанно обогащаемый процесс ситуативного определения противоречий субъектного и мультисредового генеза, направляющих внимание педагога в область перспективного планирования, моделирования и решения выявленных проблем, дилемм, задач и ситуаций в определенном оптимальном, являющемся несомненной ценностью и продуктом гуманно-личностной педагогики как основы объективного преобразования внутреннего мира личности и социально-профессиональной среды, определившей систему и качество преобразований всех единиц нами описываемого (исследуемого) процесса.

Под продуктивной самореализацией педагога по ФК будем понимать способ и результат получения наивысших достижений в области профессионально-педагогических отношений как показателя грамотного, своевременного, гибкого, креативного, устойчивого, конкурентоспособного преобразования внутреннего мира педагога, а также социальной, социально-педагогической, социально-профессиональной и профессионально-педагогической среды, являющихся основой и следствием всех изменений и новообразований, инноваций и традиций, модификации и эволюции систем антропологического генеза.

Определив понятия «самореализация», «самореализация педагога по ФК», «продуктивная самореализация педагога по ФК» мы может перейти к учинению феномена «культура самостоятельной работы педагога по ФК», определению моделей формирования и сформированности культуры самостоятельной работы педагога по ФК в условиях получения высшего профессионально-педагогического образования.

К сожалению, политика нашего государства к проблемам и специфике получения профессионально-педагогического образования необъективна, — происходит уничтожение всех звеньев непрерывного профессионально-педагогического образования. Выпускники классических университетов считают себя суперспециалистами как в области педагогики в целом, так и в области всех изученных ими в вузе дисциплин, забывая, что нормальное распределение способностей [3, 4] и проблема обучения и получения образования различных категорий обучающихся — специфическая проблема системы образования, требующая к себе достаточно внимательного и объективно-профессионального определения, отношения и решения.

В структуре вузовской подготовки будущие педагоги будь то системы получения образования «специалитет», иже «бакалавриат» и «магистратура» направления «педагогическое образование» имеют определенную почву постановки и решения проблем различного уровня сформированности у субъектов образования способностей, склонностей, мотивов, ценностей, целей и пр.

Попытаемся проследить распределение нагрузки предметных педагогических циклов в контексте продуктивной самореализации специалитета и бакалавриата. Для этого сначала уточним понятие «культура», «культура самостоятельной работы», «культура самостоятельной работы педагога по ФК», а затем поясним специфику изучения курсов с использованием технологий системно-педагогического моделирования в контексте формирования культуры самостоятельной работы.

Под культурой будем понимать механизм и продукт верификации истинности суперпозиции поля смыслов и ценностей антропологического и ноосферного генеза в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, раскрывающих идеи и качество преобразования внутреннего и внешнего как социальной, социально-профессиональной и профессионально-педагогической страховки, располагающей потенциалом и энергией синергетического и диалектического регулирования всех составных антропологических процессов, — от приоритетов отношений и норм в обществе до продуктов и векторов (матриц) модификации (преобразования) материи и бытия.

Под культурой самостоятельной работы (КСР) будем понимать четырехуровневый (четырехступенчатый) эталон распределения сформированности способов познания и преобразования объективного в среде, сводимый к объектному, индивидуальному, субъектному и личностному новообразованиям, располагающих общеучебными ресурсами и достижениями определенного контекста. Определим объектные, индивидуальные, субъектные и личностные новообразования относительно деятельности педагога [5], определив тем самым понятие «культура самостоятельной работы педагога»:

Первый уровень — это объектный, — данный уровень определяет фундамент развивающейся и устойчивой личности, располагающей потенциалом самопознании, самосовершенствования, самореализации и пр. категорий современной педагогики, связанных с непосредственным и опосредованным участием личности в определении ресурсов развития, т. е. способности выявлять противоречия и их своевременно решать. На данном уровне КСР у субъекта обучения и взаимодействия в конечном сете должны быть сформированы компетенции владения способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.), что сводится педагогической теорией и практикой к общеучебным компетенциям, фасилитирующим субъекту обучения возможность и продуктивность принятия моделей оптимального поиска ресурсов и способов преобразования среды, которые у педагога по ФК связаны с ведением здорового образа жизни, выбором вида спорта, наиболее подходящего для индивидуальной физической активности, совокупности средств материального и морального поля в антропологической системе, создающей личность как целостное образование, способное к самостоятельному определению всех направлений деятельности и общения в структуре системы ограничений и возможностей пространства и времени.

Второй уровень — индивидуальный. Этот уровень иерархично продолжает предыдущий уровень, надстраивая новый слой или создавая плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида результативно моделировать продукты всех сфер жизнедеятельности человека. Совокупность компетенций педагога по ФК, позволяющих отметить, что у развивающейся личности-профессионала сформированы новообразования индивидуального уровня КСР есть процесс и результат накопления разработок теоретического уровня профессионально-педагогической деятельности, предрасполагающей к проверке истинности авторских педагогических наработок. Профессиональные компетенции педагога предопределяют процесс и результат формирования основ знаний психолого-педагогических наук, умения выделять противоречия, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью педагога, реализуемой в продукте педагогического моделирования. У педагога по ФК — это разнообразные уроки, занятия, программы, а с накоплением опыта это и учебные, учебно-методические пособия и рекомендации.

Третий уровень — это субъектный. На субъектном уровне сформированности КСР педагога по ФК появляется опыт проверки истинности предыдущего слоя (уровня) формирования КСР, который проявляется в том, что модели и продукты интеллектуальной деятельности субъекта включаются в систему профессионально-педагогической работы на основе удобного, оптимального, комфортного ресурса материальной и идеальной природы.

Четвертый уровень — личностный, располагает механизмом распространения или реализации педагогической теории и практики того иного педагога. Личность определяет себе перспективы и создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации определенной группы людей, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР педагога по ФК определяется реализованной возможностью личности пополнять кладезь социокультурного опыта разнообразными продуктами деятельности в ресурсах выполняемой работы.

Под культурой самостоятельной работы педагога по ФК будем понимать определенный результат сформированности личности педагога по ФК, проходящей 4 стадии: объектный, индивидуальный, субъектный и собственно личностный уровень, в структуре и содержании которых учтен весь спектр возможных достижений педагога как профессионала в определяемой области деятельности, т. е. в структуре преподавания ФК различным категориям обучающихся в соответствии с учетом нормального распределения способностей субъектов образования.

Природа продуктивной самореализацией педагога по ФК и КСР педагога по ФК едины, — диалектически происходит обогащение личности через выявление объективных способов познания и преобразования профессионально-педагогических ресурсов и условий взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.

Можно подвести итоги практики формирования КСР педагогов по ФК в системе научно обоснованного знания, обобщив которое можно отразить следующие направления подтверждения предположений:

-          процесс формирования КСР педагога эффективнее в условиях непрерывного профессионального образования в ситуации личностного выбора оптимально подобранных, варьируемых форм, средств, методов организации самостоятельной работы и саморазвития, самореализации в различных направлениях профессионально-педагогической работы и общении;

-          стимулирование личности в структуре условий педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия не может сводиться к определенному унифицированному поощрению материального или морального содержания, т. к. личность, выполняя одну и ту же работу, в разные интервалы суток, настроения, погодные условия или ситуативно сложившиеся в совместной деятельности субъектов, никогда не проявит одного и того же подтверждения значимости деятельности; например, балльно-рейтинговая система оценки результатов любого педагога в разбалансированной системе оказывает негативное влияние на внутренний мир личности, но механизмы самосохранения заставляют личность получать баллы из-за мультисредового предпочтения или навязывания системы отсчета той или иной значимости продуктов и результатов труда педагога, в любом вынужденном действии находятся модели, замещающие негатив на позитив, и, в конечном счете, педагог считает свои баллы с определенной ориентировкой на предельно бессмысленный их количественный результат как, например, издание одного и того же учебного пособия в различных издательствах с одинаковой ценой и количеством продаж;

-          результат процесса формирования КСР педагога не всегда может быть визуализирован на текущий момент становления и развития личности, все продукты деятельности, в определенной степени, являются, с одной стороны, — результатом преобразования внутреннего мира личности, а, с другой стороны, вынужденной реакцией на внешние условия жизнедеятельности, которые могу быть как позитивными — муза, вдохновение, симпатия, любовь и пр. к кому-либо, так и негативными, например, — модели: «меня отец убьет, если я не выполню его задание…», «я бы не хотел, чтобы меня считали неудачником, поэтому я выполню…», «не делай добра, — не получишь зла» и пр., а сформированность достижений может быть расплывчата и определение уровня КСР неоднозначно, также, как и оценки.

Литература:

1.         Федорович, С. В. Условия и специфика самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК / С. В. Федорович, В. А. Дьячков, О. А. Козырева // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы Международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С.191–193.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle